• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cinema and Culture

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Cultural Studies
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Levchenko, Jan

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает панорамный обзор ключевых национальных кинематографий XX века, в котором кино рассматривается как медиум, сопровождавший и активно формировавший национальное самосознание стран Европы и европеизированного Нового Света. Изучать кинематограф XX века — значит анализировать культуры, в которых он функционировал. В рамках курса предлагается говорить не столько об эстетических достоинствах, сколько об эстетическом измерении национального строительства. Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/CINCULT/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у слушателей общую ориентацию в истории кино как социальной практики, аналитических и концептуальных компетенций в области кинокультуры, широкого понимания связи кино и его различных контекстов – технологических, социальных, национально-политических.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбираться в основных этапах становления и развития французского кино.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития немецкого кино.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития итальянского кино.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития скандинавского кино.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино США.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Великобритании.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Западной Европы (Бенилюкс, Пиренейский полуостров).
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Центральной Европы (Балканский полуостров, Венгрия)
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Румыния).
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино СССР-России.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культура и кинематограф Франции.
    Картографирование национального кинематографа. Франция как родина кино и лидер национально ориентированной киноиндустрии. От авангарда к новой волне (1920-30 и 1960-е). Феномен Робера Брессона. Кино как инструмент политики и новая условность (кризис 1970-х и поиски 1980-х). Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Культура и кинематограф Германии.
    Демонический экран и каммершпиль — культурные рефлексии Первой Мировой Войны. Кинематограф Третьего Рейха: Пропаганда и мелкобуржуазная эстетика. «Новое немецкое кино» 1970-х и социальная доминанта конца XX в. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Культура и кинематограф Италии.
    «Колоссы» и сериалы «золотого десятилетия» (1910-е гг.). От «кино белых телефонов» к неореализму: призрачность и эстетической границы. От потока сознания к жанровым поискам. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Кинематограф и культура Скандинавии.
    Искусство выживания: (само)ирония скандинавской культуры. Религиозное и персонологическое кино. Феномен Ингмара Бергмана. Догма-95. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Культура и кинематограф США.
    Лаборатория кино и визуализация нации. Ролевые модели американского кино. Быть «плохим»: вековая история образа с 1900-х годов. Индивид и проблема свободы в американской кинокультуре (трансгрессия — насилие — выбор). Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Культура и кинематограф Великобритании.
    Кинематограф Великобритании между континентальными конкурентами и прежними колониями. Неигровые традиции. «Сердитые молодые люди» в послевоенном британском кино. От левых традиций до эксцентризма. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Культура и кинематограф Западной Европы.
    Миф о «самых скучных» и «самых страстных» странах Европы. Причины отставания кинематографа Западной Европы от США, Франции, Германии. Натурализм, магический реализм, социальный минимализм в кино Бенилюкса. Феномен Луиса Бунюэля. Постттоталитарные травмы пиренейской окраины (сексуальность и квир). Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Культура и кинематограф Центральной Европы.
    Пост-имперское пространство: мифология независимости. Причины экономических успехов при социализме. Становление метафизического кинематографа в послевоенной Венгрии. Балканский культурный ареал. Феномен «Черной волны» в Югославии середины XX в. Гражданская война на экране. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Культура и кинематограф Восточной Европы.
    Общая судьба в эпоху нациостроительства и постсоциалистические трансформации. Послевоенная новая волна в Польше и Чехословакии. Румынское кино поколения X. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
  • Культура России и русскоязычный кинематограф.
    Салонная драма и авангард до и после пролетарской революции. Преодоление сталинского канона в кинематографе оттепели. Советская политическая стагнация и художественные достижения позднесоветского кино. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-курс
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Онлайн-курс + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Thomas Elsaesser. (2005). European Cinema : Face to Face with Hollywood. Netherlands, Europe: Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C7E5016