• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Popular Culture

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of Cultural Studies
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 3 module

Instructors


Колпинец Екатерина Владимировна


Rossman, Ella

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предполагает обращение к уже изученному материалу, особенно к истории культуры, и скорее является комплиментарным. Он позволяет студентам ознакомиться с современными теориями исследований массовой культуры, а также рассмотреть темы, которые ранее затрагивались мало или не затрагивались вообще.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными концепциями исследований культуры в области современной массовой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть основными понятийными конструкциями при описании сложных продуктов массовой культуры.
  • Владеть навыками подготовки аналитических текстов об отдельных случаях (кейсах) массовой культуры.
  • Уметь самостоятельно анализировать феномены массовой культуры.
  • Уметь применять усвоенную в рамках курса терминологию при написании эссе и курсовой работы.
  • Знать об основных технологических изменениях в кино и медиа XX-XXI вв.
  • Знать о ключевых трансформациях в индустрии развлечений в XX-XXI вв.
  • Уметь ориентироваться в современных дискуссиях о развитии туристического рынка.
  • Знать о ключевых тенденциях в сфере туризма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема определения массовой культуры
    Понятие массовой культуры, понятие популярной культуры. Иерархии в науке о культуре: «высокая» и «низкая» культура. Nobrow culture.
  • История критики массовой культуры. Понятие идеологии
    Ранние теории массовой культуры. Понятие «массы»: идеи Х.Ортеги-и-Гассета и З.Кракауэра. Специфика марксистской критики массовой культуры. Франкфуртская школа и теория «индустрии культуры». Культура в контексте капиталистической системы и общества потребления. Критика «общества спектакля» Ги Дебора. Перспектива исследований Cultural Studies. Исследовательская программа Бирмингемского центра.
  • Методы анализа массовой культуры
    Подходы к анализу массовой культуры. Методы анализа Джиллиан Роуз: композиционный, семиотический, психоаналитический, контент-анализ, дискурс-анализ. Нарративный анализ. Анализ репрезентаций.
  • Поле массовой культуры и его акторы
    Возникновение феномена знаменитости и его трансформация. Современная исследовательская дисциплина celebrity studies. Вертикальные иерархии в массовой культуре - и горизонтальные структуры. Культуры соучастия. Феномен фанфиков и фэндомов. Исследования аудитории.
  • Массовая культуры и контркультура
    Термин контркультура и способы изучения этого явления. Контркультура и популярная культура: точки пересечения.
  • Память о прошлом в массовой культуре
    Исследовательская программа memory dtudies. французская и немецкая традиции исследования культуры памяти. Память в медиа и массовой культуре.
  • Травматический опыт и современная массовая культура
    Введение в исследования травмы. Психологическая и культурная травма. История исследовательского поля.
  • Русский лубок и народные промыслы
    Генезис возникновения. Народные промыслы как одна из ключевых составлящих самоорганизации крестьянской жизни. Централизация народных художественных промыслов большевиками. Палех, Гжель и дымковская игрушка. Народные промыслы Дагестана
  • Популярная литература и трэш
    Шестидесятые. Поколение битников. Популярная литература и поп-арт. Дебаты о популярной литературе 1968 г. Высокая культура и популярная культура. Трэшлитература. Фэнтези. Научно-фантастическая литература.
  • Современная музыка
    Эстетика шансона. Барды. Хип-хоп и рэп как главные жанры 2010-х. Новый поп
  • Введение в анализ фильма
    Параметры анализа фильма. Факты о фильме. Факты возникновения фильма. Фактическая основа фильма. Факты о воздействии фильма. Возможности и ограничения (исторического) анализа восприятия. Противоречия в кинематографическом тексте.
  • Массовые виды спорта
    Олимпийские игры. От ритуала к рекорду: Природа современного спорта (А. Гуттман). Капитализм, протестантизм и современный спорт. Футбол как самый популярный вид спорта. Университетский спорт в США и Великобритании: социологическая перспектива
  • Распределенный образ жизни
    Концепция распределенного образа жизни (С. Кордонский). Дача, гараж и огород как ключевые элементы распределенного образа жизни. Концепция "теневой экономики". Пьер Бурдье и консервы.
  • Платформенная экономика
    Платформенная экономика как современная экономическая реальность. Капитализм платформ (Ник Срничек). Uber, Airbnb и YouDo как созидательное разрушение старого порядка найма. Культурные индустрии и платформенная экономика. Шэринговая экономика.
  • Массовый туризм
    Ландшафтная политика скандинавских стран. Развитие туризма в США силами фотографов и живописцев. Канадский пакт сотрудничества. Британские культурные политики в сфере популяризации ландшафтов и развития туризма. Эрзац-туризм.
  • Общество переживаний
    Общество переживаний Герхарда Шульце. Общество впечатлений как маркетологическая концепция. Внутренняя и внешняя мотивация у Шульце. Исследование Шульце в г. Нрнберге. Туризм в обществе переживаний. Рынки переживаний
  • Музеефикация культуры как массовый феномен
    Музеефикация культуры Германа Люббе. Исследование Эрмитажа. Макдональдизация музеефикации: музеи современного искусства.
  • Массовая культура и современная журналистика
    Роль медиа в распространении массовой культуры. Специфика современных медиа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Итоговое эссе
  • неблокирующий Итоговое эссе 1 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Итоговое эссе 1 модуль + 0.6 * Работа на семинарах
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Итоговое эссе + 0.5 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Yumibe, J. (2012). Moving Color : Early Film, Mass Culture, Modernism. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=455178

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Packard, T., Montenegro, C., Koettl, J., & World Bank. (2012). In From the Shadow : Integrating Europe’s Informal Labor. Washington, D.C.: World Bank Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=475220