• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Macroeconomics 1

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Для студентов бакалавриата настоящая дисциплина является обязательной и относится к числу дисциплин профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Микроэкономика, Математический анализ, Линейная алгебра, Иностранный язык (английский) Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Уметь применять оптимизационные методы. • Хорошо знать матричную алгебру и математический анализ • Иметь навыки работы с учебной литературой на английском языке Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Российская экономика • Макроэкономика-2 • Монетарная экономика • Международные финансы • Деловые циклы Кроме того, материал, изученный в курсе, может быть использован при написании курсовых работ и бакалаврской работы. В 2020/2021 учебного года лекции будут проходить в онлайн формате на платформе ZOOM, семинары будут проходить в онлайн формате на платформе ZOOM, текущий контроль на основе тестирования в программе Socrative, промежуточный контроль на основе тестирования в системе ЛМС.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины Макроэкономика является ознакомление студентов с основами макроэкономики и современными методами макроэкономического анализа, представление широкого спектра инструментов макроэкономического анализа. В результате освоения дисциплины студент должен: • Ориентироваться в основных вопросах макроэкономики, знать результаты основополагающих макроэкономических моделей и разбираться в направлениях современных макроэкономических исследований. • Уметь правильно использовать макроэкономическое моделирование для ответа на практические вопросы. • Иметь навыки решения макроэкономических задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает специфику определения основных макроэкономических переменных, способен проанализировать данные о динамике макроэкономических переменных, способен решать задачи по теме.
  • Знает основные макроэкономические потоки и взаимосвязи между ними, умеет решать задачи по темам раздела, способен к анализу макроэкономических данных с использованием материалов раздела
  • Знает ключевые результаты эндогенной теории роста о причинах различий в темпах роста и уровне жизни между странами, умеет решать расчетные и качественные задачи по теме "эндогенная теория роста", способен к анализу долгосрочной экономической динамики стран с использованием методов эндогенной теории роста.
  • Знает основные результаты единой теории роста, умеет решать качественные и расчетные задачи по теме "единая теория роста", умеет проводить анализ фундаментальных факторов роста.
  • Знает основы теории деловых циклов, умеет решать задачи и по теме "Введение в теорию деловых циклов"
  • Знает основные механизмы кейнсианской теории деловых циклов, способен решать задачи по теме
  • Знает и понимает специфику кейнсианской теории деловых циклов в открытой экономике, способен решать задачи по теме и провести анализ макроэкономических шоков и их влияния в открытой экономике
  • Знает и понимает основные элементы монетаристкой теории деловых циклов, способен решать задачи по теме.
  • Знает и понимает основные элементы новой классической теории деловых циклов, способен решать задачи по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические переменные
    Предмет макроэкономики. Соотношение макроэкономического и микроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы. Проблема экономического роста. Валовой внутренний продукт: понятие и способы измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов: показатели валового национального дохода, чистого национального дохода и располагаемого дохода. Структура ВВП по добавленной стоимости, доходам и расходам. Номинальный и реальный ВВП. Расчет ВВП по паритету покупательной способности. Правило 70ти. Уровень доходов и уровень благосостояния. Проблема обеспечения занятости. Уровень и виды безработицы. Показатель участия в рабочей силе. Естественный уровень безработицы и факторы на нее влияющие. Модель динамики рынка труда. Безработица и институты рынка труда. Закономерность Оукена. Межстрановые различия в институциональных характеристиках рынка труда. Инфляция и методы ее измерения. Инфляция спроса и предложения. Отличие индекса дефлятора ВВП от индекса потребительских цен. Уровень инфляции и стоимости жизни и их измерение. Издержки инфляции. Потери общества от высокой инфляции и гиперинфляции. Исторические примеры высокой инфляции и гиперинфляции. Проблема обеспечения макроэкономической стабильности. Виды экономических кризисов: финансовые кризисы, кризис платежного баланса, кризисы государственного долга.
  • Основные макроэкономические агенты и рынки.
    Макроэкономические модели и их переменные. Особенности макроэкономических показателей. Потоки и запасы. Кругооборот расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и макроэкономическими рынками. Экономические институты и организации в рыночной экономике. Рынок товаров и услуг, финансовый рынок. Задача домашнего хозяйства и задача фирмы в макроэкономике. Различие между товарами и активами. Свойства активов. Роль финансового рынка в экономике. Денежный рынок как часть финансового рынка. Роль денег в экономике и процесс формирования предложения денег. Банковский и депозитный мультипликаторы. Денежный мультипликатор. Рынки факторов производства. Основное макроэкономическое тождество. Тождество инвестиций и совокупных сбережений. Трехсекторная модель кругооборота. Товарный рынок. Государство как агент товарного рынка. Государственные расходы, их виды и воздействие на экономику. Доходы государства. Налоги и их роль в экономике. Государственный бюджет. Дискуссия о роли государства в экономике. Макроэкономические показатели в открытой экономике. Платежный баланс и его структура. Счет текущих операций. Счет движения капитала. Счет официальных (валютных) резервов. Состояние платежного баланса. Валютный рынок. Спрос на валюту и предложение валюты. Четырехсекторная модель кругооборота. Режимы валютного курса.
  • Эндогенный экономический рост
    Технологии как общественное благо. Технологии широкого применения и технологии как продукт хозяйственной деятельности фирм Феномен «обучения опытом». Простая модель горизонтальных инноваций П.Ромера. Ключевые факторы, отвечающие за технический прогресс. Роль размера рынка. Роль защиты прав собственности. Роль патентной системы. Роль финансового рынка. Простая модель созидательного разрушения Ф.Агьона, П.Хоуитта. Несовершенства патентной системы и проекты реформ патентной системы. Провалы рынка и провалы государства в теории эндогенного роста. Инновации и имитации. Барьеры для заимствования существующих технологий. Модель клубов конвергенции. Технологическая граница. Направленный технический прогресс и экономический рост. Эндогенный рост в открытой экономике. Статитические и динамические сравнительные преимущества. Эффект обучения опытом К.Эрроу и его следствия для долгосрочного роста в открытой экономике
  • Единая теория роста. Фундаментальные причины различий в доходах между странами.
    Простая модель единой теории роста П.Кремера. Модель единой теории роста О.Галора и Д.Вейла. Экономическая динамика в мальтусианскую, пост-мальтусианскую эпоху, в период современного роста. Механизмы перехода от стагнации к развитию. Предпосылки и следствия промышленной и демографической революции. Эффект масштаба. Роль человеческого капитала при переходе от стагнации к развитию. Большая Дивергенция и альтернативные гипотезы ее возникновения. Роль географических факторов, культурных различий и экономических институтов в объяснении различий в доходах между странами.
  • Введение в теорию деловых циклов
    Ключевые вопросы теории. Стадии экономического цикла. Динамика макроиндикаторов на различных стадиях экономического цикла. Стилизованные факты о деловых циклах. Ранние теории деловых циклов. Классическая теория: рынок труда, совокупное предложение и совокупный спрос, нейтральность денег. Деловые циклы в классической модели. Критика классической доктрины.
  • Великая депрессия и Кейнсианская теория деловых циклов в закрытой экономике
    Великая депрессия: статистические факты. Золотой стандарт. Политика во время Великой депрессии. Денежная политика. Денежное предложение во время Великой депрессии. Рынок труда в кейнсианской модели. Модель кейнсианского креста. Мультипликаторы автономных расходов, налогов и трансфертов. Волатильность инвестиций: причины и последствия. Деловые циклы к модели Дж. М. Кейнса. Функция предпочтения ликвидности. Инвестиционная и ликвидная ловушки. «Новый курс». Модель IS-LM. Сравнительная статика в модели IS-LM. IS-LM как модель совокупного спроса. Иллюстрация рецессии с помощью модели IS-LM. Эффект вытеснения. Эффективность фискальной и монетарной политики
  • Кейнсианская теория деловых циклов в открытой экономике
    Шоки в открытой экономике. Режимы валютного курса: официальная классификация и моделирование. Валютный рынок при плавающем и при фиксированном курсе. Модель IS-LM-BP. Равновесие товарного рынка в открытой экономике. Равновесие платежного баланса. Вид кривой BP в зависимости от степени мобильности капитала. Сравнительная статика в IS-LM-BP в условиях несовершенной мобильности капитала при плавающем и фиксированном курсе (шок расходов и денежный шок). Сравнительная статика в IS-LM-BP в условиях отсутствия мобильности капитала при фиксированном и плавающем курсе. Сравнительная статика в IS-LM-BP в условиях абсолютной мобильности капитала при фиксированном и плавающем курсе. Трилемма о невозможности. Простая кривая Филлипса и ее «исчезновение». Связь кривой Филлипса с кейнсианской теорией.
  • Монетаристская теория деловых циклов и монетарная политика
    Общие идеи и принципы монетаризма. Адаптивные ожидания. Определение выпуска в монтаристкой модели. Деловые циклы в монетаристской модели. Ограничения и возможности моне- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Макроэкономика для направления 38.03.01 «Экономика» подготовки бакалавра для бакалаврской программы «Экономика» и «Экономика и статистика» 11 тарной политики. Выводы для экономической политики. Монетарная политика. Виды, инструменты, процесс кредитной мультипликации. Каналы монетарной трансмиссии. Взаимосвязь денежной массы и выпуска: эмпирические данные. Монетаристское объяснение Великой депрессии. Модифицированная кривая Филлипса. Выводы для экономической политики. Влияние монетаризма на современную макроэкономику.
  • Новая классическая теория деловых циклов
    Новые классики: введение. Рациональные ожидания. Модель Лукаса-Фелпса для случая совершенной информации. Модель Лукаса-Фелпса для случая несовершенной информации. Деловые циклы в моделях с рациональными ожиданиями. Неэффективность стабилизационной политики. Утверждение о неэффективности политики. Критика Лукаса. Издержки дезинфляционной политики. Примеры антиинфляционной политики в США и Великобритании. Эмпирические исследования ожиданий. Влияние новых классиков на современную макроэкономику.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Миниконтрольная работа 1
  • неблокирующий Миниконтрольная работа №2
  • неблокирующий Контрольная работа
    Правила проведения экзамена по предмету «Макроэкономика-1» 1. Общие положения 1.1 Правила определяют порядок проведения экзамена по предмету «Макроэкономика-1» (далее — Экзамен) студентов 2_курса бакалавриата образовательной программы «Экономика», «Экономика и статистика» в 2019-2020 учебном году. 1.2 Студент обязан ознакомиться с данными правилами до начала экзамена и соблюдать их до момента окончания. 1.3 Экзамен проходит с использованием сервиса «Экзамус» в соответствии с графиком проведения сесии/ГИА, размещенным на сайте. 1.4 Студент входит в систему по корпоративному адресу электронной почты (****@edu.hse.ru). 1.5 Студент обязуется не передавать реквизиты доступа к своей учетной записи в системе прокторинга третьим лицам. 1.6 Студент обязан обеспечить необходимые условия для работы Системы прокторинга: - достаточный уровень освещенности; - низкий уровень шума; - наличие документа, удостоверяющего личность пользователя; - отсутствие помех передаче видео и аудио сигнала. 1.7 Студент обязан использовать для идентификации оригинал документа, удостоверяющего его личность – паспорт. 1.8 Студент соглашается, что лицо, чьи документ и изображение были зафиксированы в системе прокторинга при первом входе, является владельцем данной учетной записи в системе прокторинга. 1.9 Во время экзамена студент обязан: • не покидать зону видимости веб-камерой во время тестирования. • не отключать микрофон и не снижать его уровень чувствительности к звуку во время тестирования. • использовать только одно средство вывода изображения (монитор, ТВ, проектор), одну клавиатуру, один манипулятор (компьютерную мышь, трекпойнт и др.); • сосредоточиться на выполнении заданий (экран компьютера, листы с выполнением заданий, листы с материалами курса), не отрывая взгляд на посторонние предметы на долгое время (15 секунд и больше). 1.10 Студент не имеет права: • привлекать помощь третьих лиц во время тестирования. • предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время тестирования. • вступать в разговоры с третьими лицами, использовать любые гаджеты (сотовые телефоны, пейджеры, планшеты), дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для экзамена, открывать вкладки браузера (Яндекс, Google и др.). 1.11 Студенту разрешается использовать при работе над экзаменом подготовленные заранее материалы курса, расположенные на листах A4 или в тетради, а также простые или инженерные калькуляторы, можно также использовать калькулятор, имеющийся на компьютере, который используется для экзамена. 1.12 Студент соглашается с тем, что: • во время экзамена будет поводиться видеосъемка и аудиозапись экзамена; 1.13 Обнаружение у студентов во время экзамена несанкционированных материалов, электронных средств связи, а также нарушение настоящих правил является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставлении оценки «неудовлетворительно» («0» по десятибалльной шкале), вне зависимости от того, использовались они на экзамене или нет. 2 Действия студента до начала экзамена 2.1 Студент обязан ознакомиться с полной Инструкцией по использованию системы Examus https://elearning.hse.ru/data/2020/04/23/1559799268/Инструкция по работе в системе прокторинга Экзамус 2020. Асинхрон.pdf 2.2 Студент обязан ознакомиться с требованиями к ПК пользователя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря связи 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря связи >10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи из-за технических сбоев аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Контрольная работа №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Контрольная работа + 0.15 * Миниконтрольная работа 1 + 0.15 * Миниконтрольная работа №2
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Контрольная работа №2 + 0.15 * Тесты + 0.15 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник, Бланшар, О., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Galor, O. (2005). From Stagnation to Growth: Unified Growth Theory. Handbook of Economic Growth, 171. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.eee.grochp.1.04
  • Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2011
  • Макроэкономика : учебник, Абель, Э., 2008