• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Economics of Digital Platforms

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Первое двадцатилетие XXI века стали периодом активного роста цифровых платформ. Платформы создают новые рынки и преобразуют традиционные, используя возможности, создаваемые цифровыми технологиями. Это относится как к крупнейшим диверсифицированным платформам – таким, как Microsoft, Google, Amazon, Airbnb или Alibaba, - так и к сравнительно специализированным – например, Uber. В основе бизнеса платформ – объединение разных групп пользователей, которое само по себе создаёт стоимость. При этом встреча разных групп пользователей может происходить и физически (пассажир садится в такси), и виртуально (разработчик целевой контекстной рекламы не встречается ни с аудиторией, ни с поставщиком информационного контента сайта). Платформы как создают новые рынки (например, рынок данных об индивидуальных предпочтениях), так и уничтожают традиционные бизнесы (школьники уже не знают, что такое таксопарк). Бизнес платформ ставит непростые задачи перед правовыми нормами. За качество услуг таксопарка прошлого века отвечал таксопарк, кто отвечает за качество услуг клиентам Yandex? Правда ли, что Facebook щедр по отношению к пользователям, или он в долгу перед ними, делая бизнес на основе индивидуальных данных? Задача курса – понять, как современная микроэкономика объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами, использование платформами данных о пользователях в качестве ресурса, закономерности входа на рынки платформ, возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты, как политика платформ влияет на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний. Отдельный вопрос курса – как регуляторы и законодатели разных стран пытаются отвечать на вызовы, создаваемые платформами. Курс использует модели микроэкономики, знакомство с курсом «Отраслевые рынки» (Industrial Organization) является преимуществом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понять, как современная микроэкономика объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами, использование платформами данных о пользователях в качестве ресурса, закономерности входа на рынки платформ, возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты, как политика платформ влияет на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний, а также какие нерешенные вопросы возникают при применении к бизнесу платформ современного законодательства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет теоретическими основами, объясняет основные компоненты функционирования цифровых платформ
  • Объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами
  • Объясняет закономерности входа на рынки платформ и возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты
  • Анализирует влияние политики платформ на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний
  • Анализирует влияние цифровых платформ на смежные рынки
  • Анализирует природу вопросов, которые возникают при применении к бизнесу платформ современного законодательства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровые платформы и их роль в современной экономике
    Компании, представляющие цифровые платформы. Основные характеристики цифровых платформ. Прямые и косвенные сетевые эффекты. Сетевые эффекты и издержки переключения. Рынки с односторонними и многосторонними сетевыми эффектами. Цифровые платформы и трансакционные издержки. Особенности издержек цифровых платформ.
  • Ценовые решения цифровых платформ: теория и практика
    Спрос в условиях одностороннего сетевого эффекта. Множественность равновесий. Спрос при многостороннем сетевом эффекте. Условие максимизации прибыли продавца на двустороннем рынке. Практика применения: «субсидируемая» и «субсидирующая» сторона платформы. Информация и ценовая политика платформ: модели ценовой дискриминации.
  • Цифровые платформы: конкуренция, конкурентоспособность и ограничения входа
    Конкуренция за рынок. Конкуренция на рынке. Multi-homing vs single-homing. Совместимость. Lock-in эффекты и «обволакивание».
  • Рост цифровых платформ: диверсификация и слияния
    Ограничения роста платформ. Покупать или производить: вертикальные сделки слияния платформ. Вход на смежные рынки: диверсификация бизнеса платформ. Конкуренция и горизонтальные сделки слияний платформ.
  • Влияние цифровых платформ на смежные рынки: развитие экосистем платформ
    Платформы и их экосистемы. Взаимное влияние платформ и их экосистем на создание стоимости. Инструменты создания и перераспределения стоимости в экосистемах платформ. Бизнес-модели и управление экосистемами платформ.
  • Экономико-правовые проблемы цифровых платформ
    Проблема разделения риска и ответственности в деятельности цифровых платформ. Персональные данные и их использование. Применение законодательства о конкуренции к платформам. Платформы и развитие защиты интеллектуальной собственности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * домашние задания + 0.25 * контрольная работа + 0.5 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Shapiro, C., & Varian, H. R. (1998). Information Rules : A Strategic Guide to the Network Economy. Harvard Business Review Press.
  • Shapiro, C., & Varian, H. R. (1999). Information Rules : A Strategic Guide to the Network Economy (Vol. [Academic Subscription]). Boston, Mass: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1798869

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Paul Belleflamme, & Martin Peitz. (2018). Platforms and network effects. Chapters, 286.