• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

58.03.01 Asian and African Studies

Approved by
Протокол заседания Ученого совета 27-09-2019 № 13
Last Update
17.08.2020 решением академического руководителя
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

5 years

Full-time, 300

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

В настоящее время программы, частично пересекающиеся с образовательной программой «Эфиопия и арабский мир», предлагаются в ряде учебных и образовательных центров Европы и США, в Эфиопии и Эритрее, а также в некоторых российских ВУЗах. Уникальность данной образовательной программы состоит в органичном сочетании изучения рукописной культуры Эфиопии и ее современных литератур. Важной отличительной особенностью данной программы является также полноценное включение в программу учебных компонентов, связанных с мусульманскими культурами Эфиопии и Эритреи. Наконец, программа включает в себя изучение языка тигринья, одного из самых распространенных семитских языков, который в настоящее время не преподается ни в одном ВУЗе Российской Федерации. 

Преподавание ведут специалисты, осуществляющие активную исследовательскую деятельность в области эфиопской филологии, сравнительного эфиосемитского языкознания и общей семитологии. Также в ходе реализации настоящей программы планируется приглашать к преподаванию ведущих специалистов по эфиопской филологии из зарубежных университетов.

Программа предполагает освоение студентами сравнительно-исторического подхода к изучаемым языкам и рассмотрение эфиосемитских языков в общей семитской перспективе. В этом смысле она уникальна среди эфиопистических учебных программ как в России, так и за рубежом: как правило, эфиопистика, оформленная в качестве отдельной учебной программы, уделяет мало внимания сравнительной семитологии, а преподавание языков либо носит исключительно утилитарный характер, либо ориентировано на синхронное изучение языков без внимания к историческому срезу; преподавание же классического эфиопского языка (геэза) и живых языков Эфиопии на семитологических кафедрах носит лишь ознакомительный характер. Включение в программу специальных курсов по эпиграфическому геэзу и по истории амхарского языка не имеет аналогов в отечественной и мировой практике. 

Образовательная программа «Эфиопия и арабский мир» в определенной степени близка программе «Эфиопистика», реализуемой на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Преподавание эфиопской филологии в Санкт-Петербургском государственном университете имеет давнюю традицию и связано с именами наиболее выдающихся отечественных ученых-эфиопистов. Уже в силу этого программа Санкт-Петербургского государственного университета составляет значительную конкуренцию программе ИКВиА ВШЭ. В то же время, если традиционно во главу угла в преподавании эфиопской филологии ставился классический эфиопский (геэз), то в программе Санкт-Петербургского государственного университете в ее настоящем виде фокус смещен в сторону амхарского языка, геэзу же отводится роль дополнительного языка. 

Сходная программа обучения предлагается в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете, где в рамках направления подготовки «Зарубежная филология (древние языки христианского Востока)» преподаются классический эфиопский язык (геэз) и амхарский язык.

Ощутимым преимуществом программы «Эфиопия и арабский мир» в сравнении с программами СПбГУ и ПСТГУ является наличие в учебном плане языка тигринья, а также основательное изучение литературного арабского языка и мусульманских культур. Особенностью программы, предлагаемой ИКВиА ВШЭ, является преподавание языков в русле классической семитологической традиции и включение в учебную программу обзорного курса по сравнительному изучению эфиосемитских языков. 

Образовательные программы, предлагаемые в Институте стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова (Кафедра африканистики) и Московском государственном институте международных отношений (Кафедра индоиранских и африканских языков), направлены на практическое изучение амхарского языка (оставляя без внимания прочие языки и культуры региона) и не ставят целью подготовку ученых-эфиопистов.

 
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Эфиопская филология как самостоятельная дисциплина зародилась в конце XIX в., а в первой половине ХХ в. кафедры эфиопской филологии были открыты в ряде ведущих высших учебных заведений Европы. В настоящее время эфиопская филология интенсивно развивается и испытывает нехватку профессионально подготовленных кадров. Перед эфиопской филологий и эфиосемитским языкознанием стоит ряд насущных задач: это дигитализация и каталогизация рукописных материалов, составление современного фундаментального справочного пособия по литературе на классическом эфиопском языке, составление полноценного текстового корпуса классического эфиопского языка, составление полноценных современных грамматических описаний как больших, так и малых языков Эфиопии, документация малоизученных (в том числе и вымирающих языков Эфиопии), научное издание произведений эфиопской литературы, научное издание произведений мусульманской Эфиопии как на арабском языке, так и на ряде местных языков. В настоящее время рядом исследовательских центров как в самой Эфиопии, так и за ее пределами предприняты значительные усилия по решению многих из этих задач, в том числе в рамках многолетних проектов (в частности, в рамках проекта “Beta maṣāḥǝft: Manuscripts of Ethiopia and Eritrea” в Центре эфиопских исследований им. Иова Лудольфа в Университете Гамбурга). Несомненно, успех этих проектов зависит от появления нового поколения профессионально подготовленных эфиопистов. 

В России специалисты в области эфиопской филологии востребованы как работники в собраниях рукописей и музеях, содержащих эфиопские экспонаты, как эксперты и участники междисциплинарных проектов, и, наконец, как создатели актуальной и современной профессиональной и учебной литературы по эфиопистике на русском языке – литературы, которая в настоящий момент практически отсутствует. Сюда относится, в частности, создание геэзско-русского словаря, создание полноценного пособия по геэзской литературе, а также профессиональный перевод наиболее авторитетных западных трудов по истории, литературе и языкам Эфиопии.

Профессиональные области деятельности специалистов с образованием востоковеда по специальности «Эфиопия и арабский мир» – научно-исследовательская, преподавательская, экспертная, издательская, прикладная (перевод, научная журналистика) и информационная (музейное дело, архивы, библиотеки, базы данных по соответствующей тематике). Академические ученые, занимающиеся исследованиями в области эфиопской филологии, востребованы как на российском, так и на международном рынке труда.

Выпускник программы готовится к осуществлению следующих профессиональных задач:

научно-исследовательские и преподавательские:

● участие в реализации научно-исследовательских проектов в рамках академических институтов и/или экспертно-аналитических центров; 

● преподавание отдельных специальных дисциплин в образовательных организациях (если правила образовательной организации допускают приём на должность преподавателя бакалавра) по всем основным областям изучения азиатского и африканского мира (в т.ч. восточных языков); 

● участие в подготовке учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам. 

 

культурно-просветительские: 

● подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радиопередач и иных форм популяризации историко-культурных знаний; 

 

редакционно-издательские: 

● рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ, носящих востоковедный характер, консультирование их авторов; 

● участие в подготовке литературных, публицистических произведений, журналистских материалов и статей к печати; 

 

переводческие: 

● письменный перевод, реферирование и адаптация текстов, включая литературные, с восточных языков; 

 
Programme Modules

Бакалаврская образовательная программа «Эфиопия и арабский мир» предназначена для подготовки специалистов в области эфиопской филологии и эфиосемитского языкознания. Акцент делается на изучении двух основных языков, дающих ключ к изучению древней и современной Эфиопии, а именно классического эфиопского языка (геэза) и амхарского языка. Кроме того, на старших курсах студенты ознакомятся с тигринья - третьим по важности языком изучаемого региона. Включение систематического изучения языка тигринья в учебный план – уникальная черта данной образовательной программы, которая даст выпускникам важное преимущество в дальнейшей профессиональной деятельности. Программа также включает в себя учебные курсы, посвященные истории и культуре Эфиопии (и неизбежно освещающих также историю и культуру Эритреи, поскольку в историческом плане эти два региона теснейшим образом связаны между собой). Особое внимание уделяется теме ислама в Эфиопии, за последние несколько десятков лет ставшей неотъемлемой частью эфиопских исследований. В первую очередь изучение мусульманской Эфиопии предполагает основательное знание арабского языка, и этим объясняется большое количество часов, отведенное арабскому языку в учебном плане. Кроме того, в рамках программы предусмотрены курсы, посвященные мусульманской культуре и истории в целом, а в курсах по истории Эфиопии большое внимание уделяется теме ислама в Эфиопии.

Кроме того, особое внимание уделяется общей лингвистической и филологической подготовке учащихся. Программа включает в себя уникальный курс по сравнительному изучению эфиосемитских языков, в рамках которого студенты получат и базовые сведения по общему семитскому языкознанию. Филологическое направление включает в себя курсы по литературе Эфиопии и Христианского Востока; в рамках семинарских занятий предполагается освоение навыков научного издания рукописных текстов. 

 
Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Ethiopia and the Arab World'

Go to Programme Contents and Structure