• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theories of settlement systems’ development

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теории развития систем расселения» предназначена для студентов, знакомых с основами геодемографии и территориальной организации населения. Курс направлен на знакомство студентов с понятиями городского и сельского расселения, теоретическими основами географии городов и их систем, подходами к изучению и анализу города как системы в системе населенных пунктов; изучение эволюции и трансформации систем сельского расселения и их зональных типов. Первая часть курса будет направлена на приобретение знаний об особенностях развития систем городов в разных странах мира с учетом специфики национального и регионального контекстов; умение анализировать факторы развития городов и их систем; формирование навыков работы с количественными и качественными данными по тематике. В рамках второй части курса рассматриваются подходы к выделению сельской местности и специфика статистического учёта сельского населения, анализируются существующие подходы к зонированию сельского расселения, рассматриваются региональная специфика и особенности локальных сельских систем расселения. Комплексный подход к изучению сельских территорий подразумевает рассмотрение особенностей локализованной в сельской местности экономики, анализа занятости сельских жителей и изучение особенностей сельского образа жизни в рамках антропологического подхода. В процессе освоения курса студенты выработают навыки полимасштабного анализа географических явлений, научатся комбинировать качественные и количественные подходы к исследованию в условиях неполноты официальных статистических данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с понятиями городского и сельского, теоретическими основами географии городов и их систем, подходами к изучению и анализу города как системы в системе населенных пунктов; приобретение знаний об особенностях развития систем городов в разных странах мира с учетом специфики национального и регионального контекстов; умение анализировать факторы развития городов и их систем; формирование навыков работы с количественными и качественными данными по тематике
  • изучение эволюции и трансформации систем сельского расселения, их зональных типов и азональных вариаций; рассмотрение подходов к выделению сельской местности и специфики статистического учёта сельского населения; получение знаний о функционировании сельской экономики, формальной и неформальной, знакомство с особенностями сельских рынков труда и специфике занятости сельского населения; выявление новых функций сельской местности и анализ роли сезонного населения в развитии сельских территорий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • оперирует терминологическим аппаратом географии городов.; анализирует и сопоставляет различные виды информации: текстовые и картографические и пр.
  • Анализирует различные источники статистических данных, оценивает их адекватность современным процессам развития хозяйственного комплекса сельской местности
  • Выявляет и оценивает современные пути трансформации функций сельской местности в рамках полимасштабного подхода
  • Оперирует различными подходами к анализу социально-экономического развития сельской местности, оценивает территориальные диспропорции в динамике современных процессов эволюции сельских территорий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные закономерности развития систем расселения
  • Эволюция и территориальная дифференциация сельской местности
  • Динамика хозяйственных укладов в сельской местности
  • Не-аграрное и пост-аграрное развитие сельской местности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе пишутся по ранее пройденным темам, задаются на дом. Объем эссе от 250 до 450 слов. По желанию, студенты могут делать вместо письменных видео-эссе (продолжительностью от 7 до 10 минут). Данные работы являются не только показателем для оценки студента, но и являются «индикатором» для самого студента, который показывает уровень общей компетентности в вопросах теории и практики географии городов. Совокупность баллов за эссе влияет на итоговую оценку за дисциплину.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Текущий контроль осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым текстам и источникам и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) короткие (5–7 минут) доклады, освещающие один из вопросов, по желанию - с презентацией, 2) активное индивидуальное участие в обсуждении сделанных докладов.
  • неблокирующий Экзамен (творческий проект)
    В качестве итоговой аттестации студенты делают творческий проект на тему “Советское/постсоветское развитие города”. Конкретный город и феномен для рассмотрения студентами выбирается самостоятельно. Минимальный объем работы – 2000 слов без списка литературы и приложения. Максимальный объем 10 000 слов и без списка литературы и приложения. Допустимая доля плагиата в работе 15% без учета списка литературы. Данные, иллюстрации и пр. материалы не должны нарушать авторские права. Работа оформляется согласно стандартным требовнаиям НИУ ВШЭ, литература: https://lang.hse.ru/data/2016/11/06/1111018244/APA-Style-Guide_6th_ed..pdf Структура работы. Обязательные пункты, которые должны быть отражены в тексте в работы: • описание тематики работы (исследовательская проблема); • цель работы (исследовательский вопрос); • определение основных используемых концепций; • описание данных и методов; • описание контекста; • результаты работы; • выводы; • источники данных.
  • неблокирующий Самостоятельная работа по анализу статистических источников
    Задание по работе со статистическими материалами задаётся на дом. Предполагает самостоятельную работу с электронными базами статистических данных и их обработку в программе Microsoft Excel. Задания представляют собой сбор, обработку и аналитику статистических материалов о динамике показателей сельскохозяйственного производства для выбранного региона (субъекта федерации) России.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе пишутся по ранее пройденным темам, задаются на дом. Объем эссе от 250 до 450 слов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой письменный тест и устный ответ на дискуссионный вопрос. В качестве итоговой аттестации студенты решают тестовое задание (тест состоит из ряда открытых и закрытых вопросов). После проверки теста каждый студент приглашается на устное собеседование. Набор вопросов для собеседования определяется количеством неточностей в тестовом задании и суммой накопленной оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.5 * Экзамен (творческий проект) + 0.25 * Работа на семинаре + 0.25 * Эссе
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Эссе + 0.25 * Самостоятельная работа по анализу статистических источников + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Flanigan, S. (2011). Rural (Key Ideas in Geography Series). Scottish Geographical Journal, 127(4), 338–340. https://doi.org/10.1080/14702541.2012.669944
  • Jonas, A. E. G., Thomas, M. E., & McCann, E. (2015). Urban Geography : A Critical Introduction. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=948177
  • Parker, S. (2015). Urban Theory and the Urban Experience : Encountering the City (Vol. Second edition). Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=978361
  • Rozenblat, C., Pumain, D., & Velásquez M., E. (2018). International and Transnational Perspectives on Urban Systems. Singapore: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1808511
  • Десять актуальных вопросов о сельской России : ответы географа, Нефедова, Т. Г., 2017
  • Между домом и ... домом : возвратная пространственная мобильность населения России, , 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Côté, D. M. (2016). Ola Söderström 2014: Cities in Relations: Trajectories of Urban Development in Hanoi and Ouagadougou. Chichester: Studies in Urban and Social Change, Wiley Blackwell. International Journal of Urban & Regional Research, 40(3), 704–706. https://doi.org/10.1111/1468-2427.12367
  • Wheeler, J. O., & Berry, B. J. L. (2005). Urban Geography in America, 1950-2000 : Paradigms and Personalities. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=771591
  • АЛЕКСЕЕВ, А. И., САВОСКУЛ, М. С., САФРОНОВ, С. Г., & КУЗНЕЦОВА, Г. Ю. (2019). Основные тенденции эволюции сельского расселения России в ХХ - начале ХХI вв. ECO, 4, 26–49. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-4-26-49