• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Socio-Economics and Socio-Economic Policy

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире конкурентоспособность национальных экономик и обществ все больше смещается в социальное поле, в уровень развития, социальные качества и структуру человеческого потенциала. В условиях превращения человеческого фактора в решающее условие повышения конкурентоспособности, увеличения потерь от неучтенных взаимосвязей между экономическими и социальными факторами развития растет потребность в госслужащих и менеджерах, сочетающих способности к анализу экономики с широким пониманием социальных отношений (процессов) и умеющих применять эти знания в решении конкретных практических проблем, в управлении компаниями, поселениями, регионами, экономикой и обществом в целом. Решению этой задачи и содействует стремительно развивающаяся в последние 25 лет новое междисциплинарное направление - социоэкономика. В центре внимания социоэкономики – двусторонние связи между экономическими и социальными аспектами функционирования систем мезо- и макроуровня, стремление дать (там, где это возможно и целесообразно) экономическую оценку этим связям и на этой основе обосновать эффективность разных управленческих решений. Это непростая, но очень увлекательная задача, работа над которой развивает навыки генерирования нового знания, системного осмысления проблемы, аналитические и творческие способности. Как междисциплинарное направление социоэкономика широко использует достижения разных наук, в первую очередь, экономической науки, социологии, социальной психологии и др.. Настаивая на активном использовании инструмента экономических оценок там, где они традиционно не использовались, социоэкономика помогает по-новому взглянуть на пути решения «старых» проблем, обнаруживая незадействованные социальные источники экономического развития, с одной стороны, и недоиспользуемые экономические ресурсы социального развития, с другой, и содействует на этой основе поиску более эффективных управленческих решений. Как вмешиваются в соотношение затрат и результатов культурные или статусные факторы? Какова экономическая роль социально-психологических ресурсов? В каких случаях лучше не платить людям ничего, чем платить слишком мало? Как органы власти могут повлиять на повышение благополучия людей, совершенствуя «архитектуру выбора» и при этом ничего не запрещая? Каковы эффекты и риски такого «подталкивания» в разных сферах (от включения в проэкологические практики и отказа от вредных привычек до донорства органов и денежных пожертвований)? Почему Россия так сильно отстает от развитых стран в использовании в управленческих практиках экономических оценок социальных явлений и процессов, включая экономические оценки человеческой жизни и утраты здоровья? И как можно делать эти оценки? Каковы возможности и ограничения основных методов оценки эффективности альтернативных решений в социоэкономическом предметном поле? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые обсуждаются в данном курсе. Поскольку главная задача современного образования – научить генерировать новое знание, то мини-кейсы по возможности запускаются уже на лекциях, а при проведении практических занятий используются только активные методы обучения (разбор кейсов, деловые игры, «круглые столы»). Курс ведет д.c.н., к.э.н. профессор Марина Андриановна Шабанова (http://www.hse.ru/org/persons/65598). Базовое учебное пособие: Шабанова М.А. Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих). М.: Экономика, 2012.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В условиях постоянного усложнения хозяйственной жизни, ускорения темпов изменений, увеличения потерь от неучтенных взаимосвязей между экономическими и социальными аспектами развития растет потребность в госслужащих, экономистах и менеджерах, сочетающих способности к анализу экономики с широким пониманием социальных отношений и умеющих применять эти знания в управлении (компаниями, отраслями, некоммерческими организациями, поселениями, регионами и др.). Решению этой задачи содействует стремительно развивающаяся в последние два-три десятилетия социоэкономика.. Цель курса - показать, что приложение социоэкономического подхода к осмыслению широкого (и постоянно растущего) класса практических задач макро-, мезо- и микроуровня способно содействовать принятию более эффективных управленческих решений в соответствующей области; сформировать навыки практического приложения социоэкономического инструментария к осмыслению этих проблем и поиску путей их ослабления (решения). Задачи курса. Курс направлен на формирование у студентов компетенций, связанных с системным и многоаспектным анализом актуальных социально-экономических процессов и проблем, что выражается в: • умении анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; навыках преодоления междисциплинарных барьеров и комбинирования разных аналитических подходов (прежде всего, экономического, социологического и социально-психологического); • способности выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях: макро-, мезо- и микро-; • умении творчески соединять преимущества экономического и социологического подходов в решении конкретных практических проблем: а) в бизнесе и б) государственном (региональном, муниципальном) управлении.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть методами экономической оценки социальных процессов и явлений, понимать их преимущества и ограничения.
  • Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций)
  • Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
  • Знать базовые принципы основных версий социоэкономики, их понятийный аппарат, общие черты и различия, возможности и ограничения. Иметь представление о классе практических проблем разных уровней (макро-, мезо-, микро-), в осмыслении которых продуктивен социоэкономический подход (в том числе в современной России)
  • Уметь конструировать экономические и социальные индикаторы (показатели) для оценки связи между экономическими и социальными аспектами в функционировании и развитии изучаемого объекта, производить количественные / стоимостные оценки социальных процессов и явлений.
  • Уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений
  • Уметь комбинировать разные аналитические подходы (экономический, социологический и социально-психологический) в осмыслении актуальных практических вызовов; творчески соединять преимущества подходов разных наук в решении конкретных практических проблем в государственном /региональном / муниципальном управлении
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Приглашение в социоэкономику
  • Социальные ресурсы экономического развития: общая характеристика
  • Социоэкономика и социально-экономическая политика (СЭП)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущая активность на лекциях
    Посещение, ответы на вопросы, участие в разборе мини-кейсов по закреплению лекционного материала
  • неблокирующий Текущая активность на семинарах (индивидуальная)
    Участие в блиц-опросах, тесты, ответы на вопросы
  • неблокирующий Текущая активность на семинарах (работа в мини-группе)
    Работа в мини-группе: деловые игры, разбор кейсов, домашние задания
  • неблокирующий Эссе
    Цель эссе - продемонстрировать умение анализировать экономические процессы с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; навыки органической интеграции в междисциплинарный анализ преимуществ экономического подхода; способности прилагать социоэкономический анализ к осмыслению (обоснованию путей ослабления) конкретных практических проблем. Примерно 5-7 страниц, шрифт 12
  • неблокирующий Экзамен
    Письменная работа на 80 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.1 * Текущая активность на лекциях + 0.2 * Текущая активность на семинарах (индивидуальная) + 0.2 * Текущая активность на семинарах (работа в мини-группе) + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Etzioni, A. (2003). Toward a new socio-economic paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9633F5D6
  • Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих) : учеб. пособие для вузов, Шабанова, М. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Etzioni, A., Harvard University, & Lawrence, P. R. (2015). Socio-economics: Toward a New Synthesis : Toward a New Synthesis. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360782
  • Nudge : архитектура выбора: как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье, Талер, Р., 2018
  • Starr, M. A. (2009). The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Behavioral and Experimental Economics (Formerly The Journal of Socio-Economics), (6), 916. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.soceco.v38y2009i6p916.925
  • Моральная экономика : почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан, Боулз, С., 2017
  • Неверно оценивая нашу жизнь: почему ВВП не имеет смысла? : доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса, Стиглиц, Д., 2016
  • Новый мир индексов : полный справочник по измерениям в демографии, социологии, экономике и других сферах жизни, Милехин, А. В., 2024

Авторы

  • Шабанова Марина Андриановна