• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение части лекционных тем курса в онлайн формате. Основными элементами контроля являются контрольная работа по материалам очных занятий и онлайн лекций; а также экзамен (письменный тест).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии; · Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; · Формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения; · Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития. · Ознакомление студентов со способами воздействия на свое психическое состояние. · Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Имеет представление о психологии как науке.
  • Ориентируется в методах психологического исследования
  • Имеет представление о процессах ощущения и восприятия
  • Может провести сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия и описать различия между ними
  • Имеет представление о роли внимания и памяти в психической деятельности субъекта.
  • Может перечислить функции внимания и памяти
  • Имеет представление о специфике мнемических процессов
  • Имеет представление о роли мышления и речи в психической жизни человека
  • Может перечислить виды мышления
  • Имеет общее представление видах речи и этапах её формирования
  • Знает основные виды научения
  • Может сформулировать основые функции эмоций
  • Имеет представление о видах эмоций
  • Имеет общее представление об основных теориях эмоций
  • Может перечислить основные виды потребностей и мотивов
  • Имеет представления о различных теориях личности
  • Может перечислить главные постулаты психоанализа, бихевиоризма и гуманистического подхода
  • Имеет представление о том, что такое темперамент и характер человека
  • Может перечислить основные модели интеллекта
  • Имеет общее представление об акцентуациях
  • Имеет представление о роли социальных и когнитивных факторов в развитии человека
  • Понимает роль кризиса в развитии личности
  • Имеет представление о роли социальных факторов в жизни человека
  • Разделяет малую и большую группы по различным критериям
  • Имеет представление о социализации и её стадиях
  • Имеет представление о роли потребностей, мотивов и целей в психической жизни человека
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
    Предмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм. Современные теоретические подходы: бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология, эволюционная психология, культурно-историческая психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности.
  • Ощущение и восприятие
    Определение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия.
  • Внимание и память
    Определение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям. Определение памяти. Виды памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная (декларативная и процедурная, семантическая и эпизодическая) память; непроизвольная и произвольная память. Закономерности мнемических процессов: позиционные эффекты, кривая забывания, эффект Зейгарник, повторение во времени. Забывание: причины, феномен реминисценции, феномен «на кончике языка». Искажения памяти (феномен ложных воспоминаний). Нарушения памяти. Улучшение запоминания: мнемотехники.
  • Мышление и речь
    Определение мышления. Виды мышления. Мышление как процесс решения задач: структура задачи, объективная и субъективная структура задачи, стадии процесса решения задач. Мышление как процесс рассуждения и принятия решений: дедуктивные и индуктивные суждения. Правила вынесения суждений: эвристики и алгоритмы. Факторы, понижающие эффективность мышления. Способы повышения эффективности мышления. Творческое мышление. Дивергентное и конвергентное мышление. Речь как порождение и понимание значения. Структура, функции, виды и свойства человеческой речи. Взаимосвязь мышления и речи. Формирование понятий в онтогенезе. Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа. Развитие речи в онтогенезе. Расстройства речи.
  • Формирование навыков: научение
    Определение и сущность научения. Привыкание как вид научения. Импринтинг как вид научения. Классическое обусловливание: условный и безусловный рефлекс, генерализация стимула, дифференциация реакции, торможение реакции, затухание реакции. Оперантное обусловливание: закон эффекта, виды подкрепления, дифференциация реакции, режимы подкрепления, затухание реакции. Когнитивное научение: когнитивные карты, латентное научение. Научение через наблюдение: виды, условия, самоэффективность.
  • Эмоциональные состояния
    Определение эмоций. Компоненты эмоций. Теории базовых эмоций, кросс-культурная универсальность эмоций. Критика теории базовых эмоций: кросс-культурные различия эмоций. Эмоции как результат когнитивной оценки. Когнитивно-физиологические теории эмоций Теории когнитивной оценки. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания.
  • Потребности и мотивы
    Потребность, драйв, мотив и цель. Закон оптимума мотивации. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Первичные потребности: классификация, нарушения при удовлетворении (на примере пищевой потребности). Когнитивные потребности: познавательная потребность, потребность в соответствии, когнитивный диссонанс. Потребности в достижении- избегании неудачи, стили саморегуляции. Социальные потребности: аффилиативная потребность, потребность в установлении близких отношений. Внутренняя и внешняя мотивация: теория самодетерминации. Потребности и ситуация.
  • Личность: подходы к изучению
    Психоаналитический подход к изучению личности: структура личности, основные потребности, защитные механизмы, причины и последствия тревоги. Бихевиоральный подход к изучению личности: роль среды в формировании личности.. Экзистенциальная психология. Гуманистический подход к изучению личности: основные потребности, характеристики самоактуализирующейся личности. Творческая личность.
  • Индивидуальные различия
    Темперамент: направления изучения и ограничения. Различия в личностной сфере: теории черт (двухфакторная модель, шестнадцатифакторная модель, «большая пятерка»). Акцентуации характера. Личность и реакция на трудные жизненные ситуации: локус контроля, жизнестойкость, оптимизм, толерантность к неопределенности. Измерение личностных черт: стандартизованные и проективные методики. Интеллект: однофакторные и многофакторные модели. Тесты интеллекта: структура, возможности и ограничения. Креативность, тесты креативности. Я-концепция: виды, структура, личная и социальная идентичность.
  • Развитие человека
    Направления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании человека.
  • Человек в социальной группе
    Роль группы в жизни человека. Большие и малые группы. Социальная власть. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства: определение и условия конформизма. Влияние меньшинства: инновации. Сравнение влияния меньшинства и большинства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Контрольная работа (неблокирующий)
    Выполняется на семинаре. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий. Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается.
  • Экзамен осуществляется в форме письменного теста. (неблокирующий)
    Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается.
  • активность на занятиях (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * активность на занятиях + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен осуществляется в форме письменного теста.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер Ю. Б., 2000
  • Возрастная психология : Учеб. пособие для вузов, Обухова Л. Ф., 2001
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова В. В., Березанская Н. Б., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология внимания : хрестоматия, Гиппенрейтер Ю. Б., 2001
  • Психология мышления : учеб. пособие для вузов, Тихомиров О. К., 2002
  • Психология мышления : хрестоматия, Гиппенрейтер Ю. Б., 2008
  • Психология ощущений и восприятия : учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер Ю. Б., 2002
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова А. К., Молчанова О. Н., 2012