• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Philosophy
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов-бакалавров специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» НИУ-ВШЭ . Содержание дисциплины определено общим пониманием современной философии как системы научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Студенты знакомятся с основными традициями в истории философии, с логикой развития философских идей в широком историко-культурном контексте, включая экономику, политику и культуру соответствующей исторической эпохи. Обучение философии подразумевает развитие у студентов способностей рассуждать, самостоятельно мыслить и уметь аргументировать свои мысли.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения; • Уяснение методологической роли философского знания; • Ознакомление с основными философскими проблемами, как традиционными, так и современными; • Повышение логической культуры студентов, развитие у них навыков критического мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют ключевые проблемы в интерпретации философского мировосприятия как теоретического мировоззрения, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии культуры, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в социальной философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии истории, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философском мировоззрении, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии Индии и Китая, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в средневековой философии Запада, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии жизни и экзистенциализме, в современной философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студент определяют ключевые проблемы в философской антропологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в онтологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философской мысли Древней Греции до эпохи эллинизма, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в гносеологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философия как теоретическое мировоззрение
    Мировоззрение, его структура и функции. Жизненно-практические и теоретические компоненты мировоззрения. Философское знание в составе мировоззрения. Понятие философского мировоззрения. Природа философских проблем. Структура философского знания, его основные элементы. Генезис философии (от мифа к логосу). Исторические типы мировоззрения.
  • Социальная философия
    Общественная жизнь людей как объект философского изучения: проблематика и человеческой жизнедеятельности и основание ее развития. Структура общества. Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь. Проблема законов общественного развития и различные походы к ее решению. Концепция социального детерминизма. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Синергетическая интерпретация социальных изменений. Общество как система деятельности социальных субъектов. Деятельностный подход как основание выделения сфер общественной жиз¬ни. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Особенности функционирования и развития современных общественных сис¬тем. Соотношение необходимости и свободы, стихийности и сознательности, обязанностей и прав в социальной жизнедеятельности людей.
  • Философия истории
    Человек и исторический процесс. Гуманистические и аксиологические измерения общественного развития. Эволюция философских представлений об обществе и его истории. Культурно - исторические основы различных форм исторического самосознания. Мифологизм, тема судьбы и предопределенности в мировоззрении античной эпохи. Понятие исторического круговорота. Древнегреческая философия истории - путь от мифа к логосу. Идея божественного творения мира как господствующая доминанта исторического самосознания средневековой Европы. Концепция «священной истории» и ее смысловые ориентиры. Философия истории Августина. Драматизм истории: борьба добра со злом. Сакральный смысл истории. Зарождение техногенной цивилизации и поиски направлений ее развития. Формирование философии истории в условиях обновления социально-политических систем. Предельный характер проблем бытия человека в истории. Ориентация на ценности науки и вера в «разум». Философско-исторические концепции Нового времени (Вольтер, Вико, Кондорсе, Гердер). Идея общественного прогресса. Исторический опти¬мизм. Основные идеи философии истории Г. Гегеля. История как деятельность людей и «самосознание мирового разума». Свобода как осознанная необходимость и цель истории. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Предметно - преобразовательная деятельность людей как основание концепции исторического процесса Маркса. Понятие общественно-экономической формации. Проблема движущих сил развития истории и перспективы человечества. История как процесс смены общественно-экономических формаций и всестороннего развития человека. Концепции «культурно-исторических типов» (Н.Я. Данилевский), «локальных культур» (О. Шпенглер), «цивилизаций и культурных циклов» (А. Тойнби) и проблема единства и многообразия мировой истории. Философско-исторические концепции философии истории. К. Поппер об истории и историзме.
  • Философия культуры
    Философское понимание культуры. Многозначность понятия «культуры». Аспекты анализа феномена культуры. Методология познания феномена культуры. Теоретические проблемы философии культуры. Культура и цивилизация. Генезис культуры. Функции культуры. Модели самосознания культуры: логоцентризм [классика], модернизм, постмодернизм. Характеристики современной культуры. Противоречивость культурной рефлексии. Взаимодействие человека и культуры: проблема взаимоопределения. Человек как творение и творец культуры. «Универсалии» в сфере культуры. Запад, Восток, Россия как культурные образования и исторические типы культуры. Взаимодействие культур: проблема диалога.
  • Особенности философии эпохи Возрождения. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. Основные черты философии Просвещения
    Особенности философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, человек как творец самого себя, секуляризация. Возрождение античной культуры. Ориентация на искусство. Художественно-эстетическая эпоха. Апофеоз искусства и культ художника-творца. Проблема личности и индивидуальности. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм. Гилозоизм. Панпсихизм. Мистицизм. Магико-алхимическое понимание природы. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. Ф. Бэкон: эмпирический метод, обоснование опытного знания и роли науки в жизни общества. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта в трактовке субъективных особенностей сознания как источника заблуждений: идолы рода у Бэкона и очевидность как критерий истины у Декарта. Учение Ф. Бэкона об идолах человеческого разума и учение Р. Декарта о врожденных идеях. Философия Р. Декарта: рационалистический метод и дуалистическая онтология; ее роль в становлении и развитии культуры Нового времени. Научная революция и философия XVII века. Проблема универсальной науки и универсального метода. Представление о философии как об окончательной системе научных истин. Основные черты философии Просвещения. Вклад И. Канта в развитие философской мысли: развитие теории познания, учение о явлении и “вещи в себе”, об априорных формах чувственности и рассудка, а также о роли разума в познании. Методологический подход Канта как критицизм. Панлогизм как общая характеристика философской системы Гегеля. Диалектический метод Гегеля.
  • Специфика философского мировоззрения
    Специфика философского мировоззрения в его отношении к мифологическому, религиозному, научному, обыденному мировоззрению. Философия и наука как теоретическое мировоззрение: сходство и отличие. Проблема рациональности: наука и философия. Понятие «философского разума». Мировоззренческая функция философии (проблема обоснованности ценностей). Наука и этика. Наука как мировоззрение
  • Средневековая философия Запада
    Периодизация и проблематика Средневековой философии; 6.3 Фома Аквинский Патристика (период Отцов церкви). Учение Аврелия Августина; Схоластика (период теологии как «школьной», или рациональной, дисциплины; начало дисциплинарного знания в средневековой философии); Философские концепции Бога - Философские концепции Бога. Типы человеческих представлений о богах: политеизм (представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни, пантеизм (вера в Бога, тождественного природе и миру в целом), деизм (идея Бога-Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю), монотеизм или теизм (эти понятия часто рассматриваются как синоним): вера в единого Бога как в высшее Бытие, личное и моральное, в Бога-Творца, ответственного за свое творение;
  • Философия Индии и Китая
    Особенности философствования в Индии. Девять систем (даршан) традиционной индийской философии: астика (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) и настика (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм). Главные проблемы традиционной индийской философии: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания, наличие плода добрых и злых дел. Предфилософия древнего Китая в Пяти канонах (У цзин). Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Главные школы: конфуцианство, моизм, янгизм, школа имен, легизм, даосизм. Конфуцианская философия. Учение Конфуция о благородном муже. Концепции дао в конфуцианстве и даосизме. Даосизм как мировоззренческое учение.
  • Философия жизни и экзистенциализм. Современная философия
    Иррационализм (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор) и критика гегелевского панлогизма в аспекте «приближения философии к жизни» (С. Кьеркегор, К. Маркс, Л. Фейербах). «Философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л. Клагес). Общая характеристика философии жизни: направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Трактовки понятия "жизнь": биологическая — как живой организм (биологически-натуралистическая); психологическая — как поток переживаний; культурно-историческая — как «живой дух»; метафизическая — как исходное начало всего мироздания (космологически-метафизическая). Специфика философии жизни как "новой онтологии" (учение о «переживании» и его интуитивном познании). Антисциентизм и эстетизм философии жизни. Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю). Экзистенциализм как рецепция и критика философии жизни. Понятие "экзистенция" (бытие человека как существование). Понятие "трансценденция" («бытие к возможностям»), интерпретация акта трансцендирования: "бытие-к-смерти" Хайдеггера, "неантизация" Сартра (через понятия "фактичность" и "трансценденция", "дурная вера" и "искренность"), "абсурд" Камю, "любовь" Марселя. Экзистенциализм как умонастроение ХХ века. Современная философия. Общая характеристика современной философии (от "классической" к "неклассической" философии). Наиболее характерными для нашего времени направлениями философии являются: философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, неопозитивизм, феноменология, структурализм, постмодернизм.
  • Философская антропология
    Актуальность и специфика философского исследования человека. Философская концепция человека как способ целостного понимания его бытия в мире. Образы человека в истории философской мысли. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Проблема природ¬ных и социальных предпосылок бытия человека в мире. Крайности «биологической» и «социальной» редукции в интерпретации человече¬ской сущности. Перспективы физического и социального совершенствования человека. Предметно-преобразовательная деятельность как способ бытия человека в мире и основание его развития. Человек в мире культуры. Преемственность, традиции и творчество в культурно-сози¬дательной деятельности людей. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. Самоценность человеческой жизни. Проблема жизни и смерти как объект эмоционального и теоретического размышления. Дискуссия по вопросу о «праве на смерть». Проблема эвтаназии. Понятия «человек», «индивид», «личность». Специфика «личностного бытия», его социальные, индивидуальные, духовные и нравст¬венные составляющие. Ценностные ориентации личности. Проблемы формирования личности в учебном процессе и в профессиональной деятельности.
  • Специфика философского мировоззрения
    Специфика философского мировоззрения в его отношении к мифологическому, религиозному, научному, обыденному мировоззрению. Философия и наука как теоретическое мировоззрение: сходство и отличие. Проблема рациональности: наука и философия. Понятие «философского разума». Мировоззренческая функция философии (проблема обоснованности ценностей). Наука и этика. Наука как мировоззрение.
  • Гносеология: проблема познания
    Гносеология как область философских исследований и особенности ее проблем. Проблема познаваемости мира и различные подходи к ее решению в истории философской мысли. Развитие представлений об объекте и субъекте познания, смысле и назначении познавательной деятельно¬сти. Связь познания с культурно-исторической деятельностью людей и общественной практикой. Познание как отражение и конструирова¬ние действительности. Структура познавательной деятельности и ее основные компонен¬ты. Проблема взаимосвязи чувственного и рационального в познании. Знание и вера. Рациональное и иррациональное. Истина как процесс и различные концепции ее интерпретации. Относительное и абсолют¬ное в истине. Истина и заблуждение. Проблема объективности и кон¬кретности. Критерии истины. Многообразие видов познавательной деятельности и форм знания. Вненаучное и научное знание. Критерии научности.
  • Онтология
    Специфика философской категории "бытие" и проблема трактовки этого понятия: онтология, космология, метафизика. Жизненные истоки и философский смысл проблемы бытия. Понятия «бытия» и «небытия». Определение «бытия» и парадигмы философского мышления. Поиски всеобщего основания мироустройства в античной Философии. Интуиция бытия у Парменида. Апории Зенона в свете проблемы бытия. Платон и Аристотель о метафизике бытия.
  • От зарождения философской мысли в Древней Греции до эпохи эллинизма
    Зарождение философской мысли в Древней Греции: от рода к духу, от мифа к логосу, от космоса к бытию. Онто-, космо- и логоцентризм античной философии. Философские взгляды и вклад софистов в развитие древнегреческой культуры. Человек и сознание как тема размышлений софистов. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Антитрадиционализм софистов. Софисты как представители греческого Просвещения: как учителя грамматики, стилистики, риторики, умения вести полемику, а также как «учителя мудрости», дающие общее образование. Искусство слова как главное искусство софистики; выработка софистами норм литературного греческого языка. Гносеологический и этический релятивизм софистов. Сократ: жизнь и философские взгляды. «Я знаю, что ничего не знаю». Поиски Сократом достоверного знания: проблема индивидуального и надындивидуального в сознании. «Познай самого себя». Ирония, майевтика, этический рационализм Сократа. Идеализм Платона: учение об умопостигаемом бытии идеи и о чувственно воспринимаемом существовании вещи. Определения, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, т. е. чувственный мир: бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, бессмертное — смертное, постигаемое разумом — воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное — всегда иное, неделимое — делимое. Учение Платона о познании как об эросе («Пир»), о душе как о крылатой колеснице («Федр»), о метемпсихозе, анамнесисе и о государстве («Государство») как о воплощенной на земле справедливости. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство — ради человека. В учении об идеальном государстве ярко выражено представление Платона о господстве всеобщего над индивидуальным. Главные идеи “Метафизики”, этики и психологии Аристотеля. Учение Аристотеля о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и целевой). Аристотель о сущности: понятия энтелехии и энергии. Учение Аристотеля о силе, об актуальном и потенциальном бытии. Этика добродетели Аристотеля (добродетели ума и характера). Учение Аристотеля о справедливости (распределяющей и уравнивающей).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Онлайн-курс и тест на платформе онлайн-курса
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Устный экзамен (дистанционно по видеосвязи на платформе Zoom)
    Период проведения экзамена определяется расписанием. Время начала экзамена для конкретного студента указывается в списках потоков, рассылаемых преподавателем по корпоративной почте. Экзамен проводится на платформе Zoom. Во время сдачи экзамена включение видео и аудио связи является обязательным в течение всего времени подготовки, ожидания ответа и самого ответа. Перед началом экзамена студент показывает на камеру свой паспорт. Все время сдачи экзамена студент обязан соблюдать правила: микрофон и камера все время включены, студент находится в поле видимости камеры, ни с кем не разговаривает, лицо студента хорошо освещено. Чтобы не мешал разговор с другими студентами, каждый студент подключает наушники и одевает их только в момент общения с преподавателем. Студент получает два вопроса из списка и готовит письменный ответ с краткими тезисами, объемом – не более 1 страницы по каждому вопросу. Время на подготовку – не менее 30 минут. Разрешается пользоваться литературой и материалами курса. После готовности студент высылает файл с ответом преподавателю по корпоративной почте (по усмотрению преподавателя, письменные тезисы можно не высылать), сообщает об этом в чате конференции Zoom, поднимает там «руку» и следит за сообщениями преподавателя в чате. Преподаватель по очереди опрашивает студентов по билетам. О наступлении очереди ответа и необходимости надеть наушники преподаватель сообщает студенту в чате Zoom конференции. Оценивается устный ответ. Студент обязан заранее обеспечить и проверить технические средства видео и аудио связи. Если у студента отсутствует техническая возможность для участия в экзамене, он не позднее, чем за неделю до экзамена уведомляет об этом менеджера учебного офиса. Все вопросы по дальнейшим действиям студент решает с менеджером учебного офиса. О невозможности присутствовать на экзамене по причине болезни студент должен предупредить преподавателя до конца экзамена и в течение 3 учебных дней предоставить в учебный офис подтверждающие документы. Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату. Если во время любого этапа экзамена студент намеренно отключил видео или аудио связь, вышел из поля видимости камеры без разрешения преподавателя, разговаривает, другим способом общается с посторонними или другим способом нарушает правила проведения экзамена, это является основанием для прекращения проведения экзамена для студента и проставления оценки «0». В случае необходимости кратковременно (не более 10 минут) выйти из поля видимости камеры, студент спрашивает об этом преподавателя в чате или поднятием руки. После этого преподаватель может предоставить возможность продолжить подготовку по тому же вопросу или начать подготовку ответа на другой вопрос. Если во время любого этапа экзамена у студента произошло нарушение связи, студент обязан сообщить об этом преподавателю с указанием периода и причин отключения - по корпоративной почте и после восстановления подключения в чате Zoom конференции. В случае кратковременного (не более 10 минут) нарушения связи, преподаватель может предоставить возможность продолжить подготовку по тому же вопросу или начать подготовку ответа на другой вопрос. В случае долговременного (более 10 минут) нарушения связи, преподаватель может предоставить возможность сдать экзамен по другому вопросу в этот же день. Если связь не была восстановлена в период сдачи экзамена по расписанию, студент должен сообщить об этом преподавателю и в учебный офис с указанием периода и причин отключения, а также предоставить в учебный офис подтверждающие документы (ответ от провайдера, скриншот проблемы, объяснительная студента и т.д.). Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Онлайн-курс и тест на платформе онлайн-курса + 0.4 * Работа на семинаре + 0.4 * Устный экзамен (дистанционно по видеосвязи на платформе Zoom)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуревич П. С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 162с. - ISBN: 978-5-534-00647-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-433746
  • Гуревич П. С. - ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 457с. - ISBN: 978-5-534-10200-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-442455
  • Гуревич П. С. - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 310с. - ISBN: 978-5-534-08951-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofskaya-antropologiya-v-2-t-tom-1-437508
  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2008. – 256 с. – ISBN 978-5-9540-0097-9. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/345573
  • Любимов А. П. - ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 257с. - ISBN: 978-5-534-10003-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-prava-429125

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Prior, W. (2016). Ancient Philosophy : A Beginner’s Guide. [Place of publication not identified]: Oneworld Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1233121
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 141с. - ISBN: 978-5-534-10157-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-novogo-vremeni-429450
  • Звиревич В. Т. ; под науч. ред. Пургина С.П. - ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-02817-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnyaya-i-srednevekovaya-filosofiya-438052
  • КНЯЗЕВА Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогpecca. - М., 1995. - 229 с. ISBN 5-201-01865-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348419