• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Public Administration Technologies and Policy Analysis

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Дисциплина является одной из базовых для специализации «Государственное управление». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Экономическая теория; • Институциональная экономика; • Экономика общественного сектора; • Теория государства и права; • Менеджмент. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знанием основных этапов эволюции управленческой мысли; • умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения; • умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; • умением обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления; • умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; • умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание; • способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях; • выбрать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными теориями и понятиями современного государственного и муниципального управления
  • изучение отечественной и зарубежной практики публичного управления
  • рассмотрение вопросов информационного, документационного обеспечения публичного управления, выработка навыков анализа информации и применения современных технологий делопроизводства
  • ознакомление студентов с методиками, лучшей практикой, технологиями анализа и оценки программ и политик
  • формирование у студента понимания процессов взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества, открытости государственного и муниципального управления, общественного участия в выработке и контроле исполнения решений
  • формирование у студентов представлений о перспективных направлениях развития публичного управления, критериев оценки его качества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Возможность студента ориентироваться в теориях государственного управления, в том числе умение определить периодизацию, сопоставить авторов теории с ее основными характеристиками
  • Умение студента назвать и кратко охарактеризовать основные тенденции развития государственного управления в области деятельности органов исполнительной власти в России и в мире на краткосрочную и среднесрочную перспективу
  • Умение студентов ориентироваться в теориях регулирования, охарактеризовать систему государственного регулирования в России
  • Умение студента назвать и кратко охарактеризовать основные тенденции развития государственного управления в сфере электронного взаимодействия в России и в мире на краткосрочную и среднесрочную перспективу
  • Умение студента перечислить охарактеризовать основные показатели качества государственного управления в России и в мире
  • Умение студентов ориентироваться в терминологии анализа и оценки программ, понимание студентами цикла принятия решений в области государственной политики
  • Умение студента ориентироваться в технологиях и методах оценки программ и политик
  • Умение студентов ориентироваться и при необходимости оценки правильно выбирать модель оценивания
  • Умение студента составить план исследования и выбрать подходящий метод оценки
  • Умение студента ориентироваться в методах оценки и мониторинга, знать последовательность этапов, порядок действий на каждом из них
  • Ориентация студента в базовых понятиях документирования управленческой деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1.Эволюция взглядов на место и функции государственного управления
    Сфера государственного (публичного) управления, ее элементы и количественные характеристики. Теоретические подходы к обоснованию сферы государственного управления. Общественные блага, неоспоримые (неотъемлемые) функции государства (Э. Доунс, Дж. Бьюкенен, проч.). Критика неотъемлемо государственных функций, австрийская школа, (Л. Мизес, Ф. Хайек.). Государственное управление и реализация частных интересов (М. Олсон, Дж. Стиглер, проч.). Институты коллективной самоорганизации (Э. Остром). Самоуправление. Государственное управление как наука и как профессиональная деятельность. Вехи развития теории государственного управления. Становление науки государственного управления. Рациональный подход к организации государственного аппарата, политико-административная дихотомия В. Вильсона и Ф. Гуднау и ее современные интерпретации. Принципы идеальной бюрократии М. Вебера. Возникновение менеджериального подхода в системе государственного управления. Классические функции управления (А. Файоль). Развитие классической школы госуправления Л. Гьюлик, Л. Урвик. Поведенческий подход в управлении, административное поведение (Г. Саймон), развитие теории организации. Демократия и результативность государственного управления (Д. Вальдо). Планирование, программирование и бюджетирование. Концепция оптимального планирования экономики, план и стимулы («хозрасчет»), оптимизация решений – формирование методов оценки затрат и результатов (А. Анчишкин, С. Шаталин, А. Аганбегян, В. Новожилов, проч.). Мягкие бюджетные ограничения и проблема неэффективности (Я. Корнаи). Жизненный цикл бюро (Э. Доунс). Концепция «максимизирующего бюрократа» В. Нисканена. Современные взгляды на роль государства и эффективное государственное управление. Концепция Нового государственного управления (Д. Осборн, Т. Гэблер). Businesslike Government и Good governance. Децентрализация и аутсорсинг. Концепция открытости и участия. Новый патернализм – «подталкивание» (nudge). Инновации в государственном управлении.
  • 1.2. Функции и типология органов исполнительной власти, организация административных процессов
    Полномочия и функции исполнительной власти, факторы их изменения. Типы государственных функций и услуг, их основные характеристики. Типы государственных органов и их функциональные отличия. Министерская и агентская модели организации правительства. Функциональный анализ деятельности органов исполнительной власти: цели, задачи и этапы анализа. Горизонтальный и вертикальный функциональный анализ. Выявление и устранение функционального конфликта интересов. Источники информации для анализа деловых процессов. Административная реформа: оптимизация исполнения функций органов государственной власти. Реинжиринг и его отличие от других процессов преобразования. Процессный подход и системы менеджмента качества. Нормативно-правовая база разработки административных регламентов. Структура административного регламента. Административный регламент предоставления государственной услуги и стандарт услуги – сходство и различия. Подходы к повышению качества предоставления государственных услуг. Принцип «одного окна». Многофункциональные центры в Российской Федерации. Федеральный реестр и единый портал государственных услуг. Оценка удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг. Взаимодействия между органами исполнительной власти разных типов: межведомственное взаимодействие и координация. Регламенты взаимодействия органов исполнительной власти. Переход к межведомственному информационному взаимодействию.
  • 1.4.Государственное регулирование
    Основные теории регулирования. Нормативный и позитивный подход в государственном регулировании. Теория общественного интереса, теория частного интереса, теория захвата регулятора. Современные тенденции регулирования. Риск-ориентированное регулирование, умное регулирование.
  • 1.5.Информационное общество и электронное правительство
    Государственные институты в информационном обществе. Тенденции развития информационного общества и вызовы государству в информационном обществе. Цифровое неравенство. Электронная демократия и правосудие. Готовности к электронному обществу, оценки развития электронного правительства. Функциональные элементы электронного правительства – электронный документ и документооборот, учет, деловые процессы, базы данных. Система межведомственного электронного взаимодействия. Подходы к оптимизации и автоматизации административно-управленческих процессов. Стадии «зрелости» электронных услуг. Порталы государственных и муниципальных услуг. Государственные автоматизированные системы управления и учета. Примеры и лучшие практики электронного правительства и оказания услуг в различных странах.
  • 1.6. Качество государственного управления
    Сравнительные оценки качества государственного управления. Цели сравнительных оценок качества государственного управления (глобализация и процесс унификации государственных институтов, изучение и поиск лучшей практики). Значение международного опыта (преодоление разрыва в уровне развития, прозрачные условия для международного бизнеса, распространение влияния, проч.). Ограничения на использование зарубежного опыта (государственное устройство, социальные и культурные особенности стран). Организации, участвующие в оценке и распространении лучшей практики государственного управления (международные, национальные, правительственные и неправительственные, частные организации). Индексы качества государственного управления. Международные прямые оценки и рейтинги качества государственного управления. Индексы Всемирного банка GRICS (до 2004) и WGI. Индекс конкурентоспособности роста (Всемирный экономический форум). Исследование условий ведения бизнеса (BEEPS - The Business Environment and Enterprise Performance Survey), Doing business. Индекс восприятия коррупции. Индекс экономической свободы. Национальные оценки. Российская практика сравнительных оценок качества государственного управления и их использования в практике управления. Стимулы к инновациям в сфере государственного управления, административные реформы.
  • 2.2.Общий обзор оценивания программ и политик. Профессионализация оценивания как трансграничной дисциплины
    Понятие "оценивание программ" и его определения. Место оценивание в системе управления. Эволюция и виды оценивания. Оценивание между рационализацией и легитимацией. Концепция audit society Майкла Пауэра. Три волны в развитии оценивания политики: первая волна – 1960-70-е гг. (акцент на планировании государственных программ), вторая – середина 1970-80-е гг. (контроль за расходами), третья – конец 1980-90-е гг. (новая модель управления, бюджетирование, ориентированное на результат). Оценивание и оценочные исследования программ и политик. Реформистские программы (actions programs) в жилищной сфере, здравоохранении, в сфере борьбы с бедностью, регионального выравнивания как условие интеграции policy evaluation в систему государственного управления. Современное оценивание на фоне развития административных реформ в странах Запада. Стандарты и базовые принципы оценки программ как правила принятия решений в сложных и значимых ситуациях. Прецедентный подход к формированию стандартов и принципов. Формирование стандартов и базовых принципов как достижение консенсуса в профессиональном сообществе. Международные профессиональные объединения в области оценки программ. Наднациональные ассоциации по оценке (IOCE, IDEAS). Тренд к «стандартизации» в национальных ассоциациях с 1970-х гг. Состояние и перспективы развития оценки программ и профессиональной деятельности в мире и в России. Доноры и заказчики на международном уровне. Интернет-ресурсы по оценке. Развитие рынка оценки в России и СНГ. Оценка в некоммерческом и корпоративном секторе. Оценивание в контексте административной и бюджетной реформы. Возможности для профессионального роста.
  • 2.4.Методология оценивания и планирование исследований
    Показатели качества оценочного исследования. Дескриптивный, коррелятивный и каузальный типы исследования. Конструирование программы исследования (дизайн исследования): экспериментальный, квази-экспериментальный, не экспериментальный дизайны. Понятие валидности и надежности. Оптимизация методологии проведения оценки. Выборка: понятие, подходы к формированию, факторы, влияющие на формирование. Типы данных. Количественные и качественные методы в оценивании. Классификация и обзор методов сбора информации, используемых при проведении оценки программ: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документации и др. Методы анализа данных, полученных в ходе оценивания (статистические и нестатистические методы). Этапы проведения оценивания: восприятие необходимости проведения оценки, постановка задачи, определение ключевых вопросов исследования, разработка методов исследования (качественные, количественные, комбинирование), определение методов сбора информации, дизайн оценивания, сбор данных, анализ данных, документирование результатов оценки - подготовка отчета, «обратная связь» по результатам оценки, принятие решения - практическое использование результатов оценки. Закономерности восприятия результатов оценки. Принципы построения и осуществления «обратной связи», ориентированной на поддержку и развитие. Сопротивление заказчика и среды, работа над преодолением сопротивления. Типичные ошибки взаимодействия.
  • 2.1. Политический анализ и оценка программ. Аналитические подходы к анализу принятия решений и реализации государственной политики
    Политический анализ как анализ решений государственных органов (Public Policy Analysis). Генезис Policy Analysis и Program Evaluation в США, просачивание дисциплин в европейскую академическую дискуссию и практическое консультирование. Использование экспертного знания в управлении и политике. «Просачивание» информации, концепций и аргументов в политический процесс принятия решений. Экспертное знание «as data», «as ideas», «as argumentation». Основные модели взаимодействия эксперта и политика (чиновника): технократическая, меритократическая, взаимное обучение. Триада понятий «политическое». Понятия «polity» (политические рамки действия), «politics» (политика как процесс) и «policy» (содержательный аспект политики). Цикл Policy making в работах Ласуэлла. Аналитическая дифференциация стадий политико-управленческого цикла (Policy cycle): восприятие проблемы (problem perception), формирование повести (agenda setting), формулирование политики/принятие решения (policy formulation/decision making), реализация (implementation), оценивание (evaluation), переформулирование политики / ее завершение (policy reformulation / termination). Модели, альтернативные стадиально-циклическому подходу к принятию политических и государственных решений: политико-управленческие потоки (policy streams), коалиции поддержки (advocacy coalitions), раунды (rounds model).
  • 2.3. Основные теоретические подходы и модели оценивания
    подходы в оценивании: классификация подходов. Виды оценочных исследований: прогнозирующее (ex-ante), текущее (on-going) и итоговое (еx-post) оценивание, их разновидности и связь с политическим циклом. Теория программы как методологический подход к оцениванию. Формирование критериев оценки программ. Внешнее и внутреннее оценивание. Оценивание, ориентированное на практическое использование (utilization-focused evaluation). Оценивание, «свободное» от цели (goal-free evaluation) и целенаправленное оценивание (goal-based evaluation). Экономические методы оценивания программ.
  • 2.5.Оценка и мониторинг государственных программ
    Программно-целевой метод реализации государственной политики. Программы: понятие и виды, нормативно-правовая база, вопросы формирования и реализации программ. Методология оценки программ: подходы, типы оценки, критерии, показатели, организационные механизмы. Оценивание и мониторинг. Что дает мониторинг программ? Виды индикаторов, используемых в мониторинге. Виды и уровни мониторинга. Использование программно-целевого подхода к реализации политики в России: федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, национальные проекты и пр. Федеральные целевые программы: приоритеты, структура, опыт реализации и оценки. Государственные программы: особенности, опыт реализации и оценки. Аудит эффективности.
  • 3.1.Нормативно-правовая база документирования управленческой деятельности
    Основные функции и задачи документирования управленческой деятельности. Классификация и унификация управленческих документов. Классификация документов по Общероссийскому классификатору управленческой документации. Нормативно-правовая база документирования. Основные требования к организации ДОУ, установленные в федеральном законодательстве. Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральные законы «Об обязательном экземпляре документов», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и др. Нормативно-методические документы, регулирующие современную организацию делопроизводства. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Типовые и примерные перечни документов, с указанием сроков их хранения. Государственные стандарты и общероссийские классификаторы.
  • 1.3.Управление по результатам, планирование и бюджетирование
    Концепция управления по результатам. Принципал-агентская проблема и пути её решения. Положительные и отрицательные эффекты от внедрения показателей результативности. Использование ключевых показателей результативности и эффективности в системе государственного и муниципального управления. Проблема манипулирования показателями. Необходимость и ограничения государственного планирования. Стадии процесса планирования. Методы планирования. Определение целей и задач деятельности органов исполнительной власти. Прогнозирование и оценка вариантов. Отечественный и зарубежный опыт внедрения управления по результатам. Инструменты управления по результатам в Российской Федерации, документы стратегического планирования (стратегии, программы, проекты, планы реализации).
  • 3.5.Систематизация работы с документацией
    Структура проекта нормативного правового акта. Структурные единицы законопроекта и проекта подзаконного акта. Порядок вступления в силу нормативного правового акта. Оформление приложений к проектам нормативных правовых актов. Правила употребления ссылок на нормативные правовые акты. Правила указания официальных источников опубликования. Внесение изменений в нормативные правовые акты. Признание нормативных правовых актов утратившими силу.
  • 3.2. Организационные аспекты документирования управленческой деятельности
    Документационное обеспечение управления как обеспечивающая функция управления. Управленческая деятельность и делопроизводство. Роль документирования в реализации управленческих решений. Организация делопроизводства как процесс управления. Функции управления делопроизводством. Основные функции делопроизводства. Делопроизводство как система работы с документами. Особенности организационно-распорядительных документов. Определение понятия “документооборот” Общие принципы и методические основы организации документооборота, их реализация в действующих государственных нормативных документах. Структура и общая характеристика документопотоков. Объем документооборота учреждения. Учет количества документов. Доставка документов исполнителям, порядок их приема и передачи. Работа исполнителя с документами. Этапы исполнения. Порядок обработки отправляемых документов. Правила организации движения внутренних документов. Направления совершенствования документооборота и пути его сокращения. Прием, прохождение и порядок исполнения поступающих документом. Экспедиционная обработка документов. Взаимосвязь регистрации документов с организацией справочно-информационной работы, организацией контроля исполнения и последующей обработкой документов. Предварительное рассмотрение документов. Рассмотрение документов руководством учреждения и направление их на исполнение.
  • 3.3.Формуляр документа и его составные части
    Понятие “реквизит”. Постоянные и переменные реквизиты. Понятие “формуляр документа”. Реквизиты, регламентируемые государственным стандартом. Бланк документа. Виды бланков. Состав бланка, порядок расположения реквизитов в бланке. Бланки с угловым и центрованным расположением реквизитов. Автор документа. Порядок обозначения наименования организации – автора документа. Справочные данные об авторе, их состав, размещение на бланке. Авторы личных документов. Подпись, печать как признаки автора. Обозначение адресата. Правила написания адресата и место указания адресата в формуляре документа. Отражение сферы действия документа в его адресате. Порядок оформления документа с несколькими адресатами. Порядок оформления почтового адреса. Дата документа. Значение датирования документа. Авторские даты (составление, подписание), даты, относящиеся к содержанию. Даты, характеризующие элементы формуляра. Даты обработки документов. Порядок оформления дат. Состав удостоверения документов. Назначение подписания документов. Правила подписи документов различных категорий. Место подписи в формуляре документа. Электронная подпись. Печати и их назначение. Виды печатей. Государственная гербовая печать. Законодательство об изготовлении и пользовании печатями. Порядок проставления печати на документах. Утверждение документов. Способы утверждения. Состав грифа утверждения, порядок его оформления, место в формуляре документа. Согласование документа. Порядок и виды согласования. Визы и гриф согласования, их оформление, место в формуляре документа. Отметки на документах. Их роль в прохождении и исполнении документа, место в формуляре документа. Особое назначение резолюции. Требование к ее содержанию и оформлению. Отметки о взятии документа на контроль, исполнении документа и др.
  • 3.4.Документирование государственной управленческой деятельности
    Свойства и признаки документа. Государственные стандарты на унифицированные системы. Альбомы форм унифицированных документов. Порядок введения в действие унифицированных форм документов. Унификация структуры текста. Элементы формализации. Унификация языковых средств. Формы унификации: типовой, трафаретный тексты, таблица, анкета, графики, диаграммы. Вид документа, его развитие. Виды документов, определяемые законодательными и нормативными актами. Связь видов документов и функций управления. Указание вида документа, его место и назначение в формуляре документа. Зависимость формы документа от его вида. Организационные документы. Основные требования к разработке положения об организации, инструкций (правил), должностного регламента (должностной инструкции). Распорядительные документы. Правила подготовки и оформления отдельных распорядительных документов. Основные требования к разработке приказов, распоряжений, решений. Справочно-информационные документы. Оформление протокольных документов, актов, докладных и служебных записок, справок и удостоверений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание по теориям государственного управления
    Эссе по теории одного из авторов на выбор Даунс, Мизес, Таллок, Нисканен, Вебер,Саймон
  • неблокирующий Домашнее задание по УПР
  • неблокирующий Домашнее задание по оценке качества государственного управления
  • неблокирующий Контрольная работа по анализу программ и политик
  • неблокирующий Тестирование в LMS, выполнение домашнего задания в виде проектов по разделу 3
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    ОИ = 0,4* ОЭ экзамен + 0,2* ОНакопленная (занятие1-6) + 0,2*ОНакопленная (занятие 7-11) + 0,2* ОН(накопленная (12-16)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    ОИ = 0,4* ОЭ экзамен + 0,2* ОН1 + 0,2*ОН2 + 0,2* ОН3 Способ округления итоговой оценки текущего контроля арифметический.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8983799
  • Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие / Крюкова Н.П. - М.:ИНФРА-М Издательский Дом, 2014. - 268 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) ISBN 978-5-16-003134-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/432033
  • Орлов А.В. - Мутации. Государственное управление. Общество. Экономика. 1989-1999 гг.: монография - Палеотип - 2008 - 136с. - ISBN: 978-5-94727-172-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901436
  • Экономика государственного сектора : пер. с англ., Стиглиц, Д. Ю., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анна Голодникова, Алексей Ефремов, Дмитрий Соболь, Даниил Цыганков, & Мария Шклярук. (n.d.). Регуляторная Политика В России: Основные Тенденции И Архитектура Будущего. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fregulyatornaya-politika-v-rossii-osnovnye-tendentsii-i-arhitektura-buduschego
  • Голодникова Анна Евгеньевна, & Цыганков Даниил Борисович. (2015). «Таргетирование» оценки регулирующего воздействия: международные подходы и российская практика. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8D5EB38A
  • под редакцией Л. В. Сморгунова, А. В. Волковой - Публичные ценности и государственное управление - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0756-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68726