• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Political Science

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors


Sorokina, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является базовым введением в политические науки. Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению "Государственное и муниципальное управление". Слушатели курса ознакомятся и научатся глубже понимать мир политического. В частности, в рамках данного курса студенты освоят ключевые понятия политических наук ("власть", "авторитет", "легитимность", "государство", "политический режим", "демократия" и т.д.), узнают основные политические идеологии и различия между ними, научатся анализировать и интерпретировать политические процессы и события.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) Сформировать базовые знания по направлению "Политические науки"
  • 2) Научить ориентироваться в основных концепциях классических и современных политических наук;
  • 3) Ознакомить с ключевыми теоретическими работами в сфере политических наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание понятий "политика" и "политическое".
  • Умение отличать область и предметное поле политических наук от других социальных наук.
  • Знание и понимание понятий "власть", "авторитет", "легитимность" и др.
  • Умение различать базовые понятия политических наук.
  • Умение оперировать базовыми понятиями политических наук при работе с ними.
  • Знание и понимание понятий "государство" и государство". Умение самостоятельно определить данные термины.
  • Знание и понимание того, как возникают государства и государственность.
  • Знание и понимание основных характеристик "государства" и "государственности".
  • Умение грамотно оперировать данными понятиями при работе с ними.
  • Знание основных типов территориального устройства государств мира.
  • Знание понятия институт, умение применять его.
  • Умение различать версии институционального подхода при анализе политический явлений и процессов и корректно их применять.
  • Умение различать разные типы территориального устройства государств между собой.
  • Знание основных характеристик и признаков федеративного типа устройства.
  • Знать основные типы партийных систем.
  • Знать основные типы партий и подходы к партийному строительству.
  • Знать основные разновидности избирательных (электоральных) систем.
  • Понимать порядок и правила функционирования основных партийных систем. Уметь предложить варианты продвижения партии и/или кандидата в рамках каждой из них.
  • Знать и понимать концепцию "политического режима". Уметь грамотно и корректно ей оперировать.
  • Знать и понимать основные характеристики тоталитарного режима. Привести примеры из мирового исторического опыта.
  • Знать и понимать основные характеристики авторитарных режимах. Уметь различать разновидности авторитарных режимов между собой, а также отличать их от тоталитарных режимов.
  • Знать и понимать различные подходы к трактованию понятия "демократия". Уметь проводить различия между ними, и объяснять, на чем эти различия основаны.
  • Знать, что такое "политическая культура".
  • Знать и различать между собой различные типы политической культуры.
  • Уметь применять понятия из данного раздела при анализе политических событий и явлений.
  • Знать основные политические идеологии, их базовые положения.
  • Уметь проводить различия между основными идеологиями и сопоставлять их между собой.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое политика? Что такое политическое? - Вводное занятие.
    В рамках данной темы студенты узнают, предметное поле политических наук, познакомятся с основными подходами к пониманию мира политики.
  • Тема 2. Власть, мощь, авторитет, легитимность. - Концепции понимания.
    Этимология понятия власти. Разграничение власти и политической власти. Политическая власть как 1) политическое правление, 2) власть в сфере политики. Политическая власть и политическое влияние, насилие, господство. Концепции понимания власти: 1) волюнтаристская (Д. Юм, М. Вебер, Р. Даль); 2) герменевтическая (Л. Витгенштейн, М. Тейлор); 3) структурная (Э. Дюркгейм, К. Маркс); 4) постмодернистская (М. Фуко). Сильные и слабые стороны концепций. Соотношение власти и авторитета: негативная и позитивная власть. 3 измерения («лица») власти (П. Бэкрэк и М. Бэрэтц, С.М. Льюкс). Ресурсы власти: коллективные и индивидуальные или соотносящиеся со сферами деятельности общества. Индикаторы власти (У. Домхофф, Д. Фогель). Модели объяснения власти: 1) классовая теория: градационная, реляционная (К. Маркс, М. Вебер, Э.О. Райт); 2) элитизм: начала ХХ в. (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс), современный классический (М. Вебер, Й. Шумпетер), критический (Ч.Р. Миллс), демократический (Т. Дай, Д. Хигли, У. Домхофф); 3) плюрализм: основоположники (Дж. Мэдисон, А. де Токвиль), классический (А. Бентли, Д. Трумэн, Д. Рисман), неоплюрализм (или стратификационный: Ч. Линдблом, Р. Даль), приватизационный, гиперплюрализм. Критика всех трёх моделей. Легитимность власти. Типология легитимности по М. Веберу: рационально-легальный, традиционный, харизматический типы. Проблема передачи власти относительно её легитимности. Соотношение легитимности и эффективности. Кризис легитимности.
  • Тема 3. Политические институты. Институциональный подход в политических науках.
    В рамках данной темы учащиеся узнают о понятиях "институт" и "политический институт", рассмотрят базовые положения институционального подхода и его применение в сфере политических наук.
  • Тема 4. Государство и государственность в контексте политического.
    Измерения государства. Типы государственного устройства: унитаризм, федера-лизм, конфедерализм. Определение федерации через: 1) позиционирование на спектре «унитаризм – конфедерация»; 2) разделение и делегирование суверенитета; 3) источник властных полномочий и прав. Формы правления. Идеальные формы правления (класси-фикация Аристотеля). Современные формы правления: монархия и республика. Монар-хия: абсолютная и конституционная (дуалистическая и парламентская). Республика: пар-ламентская, президентская, смешанная (президентско-перламентская, премьерско-президентская, полупрезидентская, суперпрезидентская). Классификация республик М. Шугарта и Дж. Кэри. Замечания Х. Линца. Специфические и особые формы правления. Государственные политические институты и структура государственной власти в совре-менной России, США, Великобритании, Франции.
  • Тема 5. Типы государственного устройства: федерация. Пример и опыт России и других стран
    В рамках данной темы учащиеся узнают, как и почему возник федерализм, какие для этого были исторические, культурные, экономические и иные предпосылки, какие на сегодняшний день существуют модели федеративного устройства:что в них общего и в чем различия. Также будет рассмотрено, с какими проблемами сталкиваются современные модели федерализма.
  • Тема 6. Избирательные системы, партии и партийные системы
    В рамках данной темы учащиеся узнают основные подходы к пониманию и изучению избирательных систем, партий и партийных систем. Рассмотрят историю развития данных понятий, а также познакомятся в базовыми моделями электорального поведения.
  • Тема 7. Политические режимы.: тоталитаризм и авторитаризм
    Тоталитаризм. Концепции тоталитаризма (Х. Арендт, К. Фридрих, К. Поппер). Характеристики тоталитаризма (К. Фридрих, З. Бжезинский, Х. Линц). Исторические формы тоталитарных режимов. Посттоталитарные режимы. Отличительные признаки посттоталитраных режимов.
  • Тема 8. Политические режимы: демократия и демократии
    Нормативный и эмпирический подход к демократии. Основные черты демократии или «минимальные условия» демократии. Три «главные вопроса» демократии. Различные классификации демократии: по трактовке суверенитета, по способу вовлечённости, по степени централизации, по степени распространения и т.д. Краткая история становления современной демократии. Концепции демократии: прямая, либеральная, охранительная (протективная), развивающая, социалистическая, партиципаторная, элитарная, плюрали-стическая. Ключевые проблемы современной демократии. Современные (альтернатив-ные) формы демократии: совещательная (делиберативная) демократия (Ю. Хабермас), сообщественная (консоциативная) демократия (А. Лейпхарт), полиархия (Р.А. Даль).
  • Тема 9. Политическая культура
    В рамках данной темы учащиеся узнают об основных подходах к пониманию концепции и способы ее применения при анализе политических процессов и явлений.
  • Тема 10. Политические идеологии
    В рамках данной темы учащиеся узнают о политических идеологиях, оказавших ключевое влияние на политические процессы. Каковы роль и место идеологии в современном мире? Возможно ли появление новых идеологий? От чего это зависит? На что может повлиять?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тесты по прочитанной литературе
  • неблокирующий Письменные домашние задания
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Устройство и интернет-соединение студента должны удовлетворять требованиям: устойчивость, качество сигнала, качество звука и изображения. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к указанной платформе, используя адрес корпоративной электронной почты, пройти идентификацию личности, предъявив студенческий билет или пропуск НИУ ВШЭ. Во время экзамена студентам запрещено: выходить из платформы, на которой проходит экзамен, выключать видео и звук, общаться с кем-либо, кроме преподавателя и учебных ассистентов как через онлайн-каналы, там и в офлайн. Во время экзамена студентам разрешено: использовать рукописные конспекты. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание звука и/или видео трансляции длительностью менее 15 секунд. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание трансляции звука и/или видео длительностью более 15 секунд.. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Письменные домашние задания + 0.4 * Письменный экзамен + 0.15 * Тесты по прочитанной литературе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Elazar, D. J. (1995). From Statism To Federalism: A Paradigm Shift. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1B2FB043

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Elazar, D. J. (1991). Exploring Federalism (Vol. [1991]). Tuscaloosa, AL: University Alabama Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=23320
  • Mikhail Ilyin, Tatiana Khavenson, Elena Meleshkina, Denis Stukal, & Elena Zharikova. (2012). Factors of Post-Socialist Stateness. HSE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hig.wpaper.03.ps.2012
  • Riker, W. H. (1955). The Senate and American Federalism. American Political Science Review, (02), 452. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v49y1955i02p452.469.06
  • БУСЫГИНА ИРИНА МАРКОВНА, & ТАУКЕБАЕВА ЭЛЬМИРА. (2015). Федерализм Или Унитаризм Как Стратегический Выбор И Его Последствия (Сравнительный Анализ России И Казахстана). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6DC3982F
  • Захаров, А. (2012). Суверенитет Не Делится:О Неудачах Федерализма На Кавказе И Вокруг Него. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E625BF8
  • Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
  • КОЛТАКОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Понятие «Политическая Власть»: к концептуализации содержания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C54C5769
  • Пассерен Д’Антрев Алессандро. (n.d.). Понятие государства. Введение в политическую теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fponyatie-gosudarstva-vvedenie-v-politicheskuyu-teoriyu
  • ТЕСЛЯ А.А. (2016). Политическое воззрение. Шмитт К. Понятие политического: сборник / пер. С нем. Ю. Ю. Коринца, А. Ф. Филиппова, А. П. Шурбелева. - СПб. : Наука, 2016. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9380DA01
  • Федоровских А. А. (2015). Политическая Власть: Опыт Аналитики Понятия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BBAAABD0
  • Шмитт, К. (2011). Понятие политического. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.665AD813