• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Public Administration

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Публичное управление», учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными теориями и понятиями современного государственного и муниципального (публичного) управления
  • Знакомство с основными понятиями и проблемами в рамках теории организации, которые могут быть использованы при анализе организаций публичного управления.
  • Знакомство с подходами к пониманию оптимальной структуры различных видов организаций публичного управления.
  • 4. теоретическое осмысление отечественной и зарубежной практики и технологий публичного управления
  • 5. обсуждение перспективных направлений развития публичного управления, критериев оценки его качества
  • 6. рассмотрение вопросов взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знание моделей организационного развития, умение прогнозировать последствия намеренных организационных изменений.
  • Знание определения власти в организации; источников власти; понятий "легитимность власти", "авторитет"; типов власти; типологий управленцев в организации по уровням и по их позиции в организации и функциям. Умение выявить специфику позиций линейного руководителя (администратора), функционального специалиста, менеджера. Знание различных подходов к проблеме оптимального руководителя (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Э.Мэйо). Знание основных подходов к проблеме принятия управленческого решения.
  • Знание основных типов организационного конфликта и способов их разрешения.
  • Знание теоретических подходов к проблеме взаимодействия организации и внешней среды. Умение их использовать для объяснения функционирования организаций публичного сектора в условиях неопределенного внешнего окружения. Умение выявлять специфику элементов внешней среды государственных организаций (заинтересованные группы, клиенты и избиратели).
  • Знать основные параметры организационной структуры; ключевые факторы внутренней среды, определяющие оптимальность организационной структуры. Понимать границы использования классических структур для организаций публичного сектора.
  • Определение студентами места теории организаций в системе управленческого знания. Знание основных теоретических моделей организации (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер, Э.Мэйо, Т.Парсонс, Р.Мертон, Ч.Барнард, Ф.Селзник и др.)
  • Понимание природы организации. Знание основных типологий организаций и условий их применимости. Знание критериев и типов организаций публичного сектора.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория организаций как базовая управленческая наука: предмет, проблематика и становление.
    Структура управленческой науки и ее связь с управленческой практикой: фундаментальная наука (уровень знаний), прикладная наука (уровень технологий), практико-преобразующая и корректирующая деятельность. Базовые управленческие науки (теория управления, теория организации, теория организационного поведения). Теоретические модели как основа формирования управленческих технологий. Теоретические модели как основа оценки состояния организации и выбора ориентира организационного изменения. Место теории организаций в системе управленческого знания. Предмет, проблематика и задачи теории организаций. Специфика и логика развития теории организаций: основные модели и формирование проблематики. Организация как трудовой процесс (Ф.У.Тейлор). Административная теория и “машинная” модель организации А.Файоля и его последователей. Организация как бюрократия (М.Вебер). Организация как община (Э.Мэйо). Системная (Т.Парсонс, Р.Мертон, Ч.Барнард, Ф.Селзник и др.), несистемная и антисистемная модели организации. Ситуационный подход в управленческой науке.
  • Природа и типы организаций. Государственные организации.
    Понятие организации. Организация как социальный институт. Организационный эффект. Свойства и функции организации. Понятие социальной организации. Формальная и неформальная подсистемы регуляции. Предпосылки и условия возникновения организаций. Проблема управляемости организаций. Типология организаций. Специфика государственных организаций. Критерии государственных организаций. Типы государственных организаций. Учреждения и предприятия.
  • Внутренняя среда организации. 3.1. Организационная структура как основная составляющая внутренней среды. 3.2. Понятие внутренних ситуационных переменных.
    3.1.Понятие внутренней среды организации. Основные характеристики организационной структуры. Формализация организационного порядка. Централизация как характеристика организационной структуры. Проблема консерватизма организационной структуры. Множественность организационных структур. Линейная, функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная, неофункциональная, органическая структуры: ключевые характеристики, проблемы и границы использования. Проблема поиска оптимальной структуры. Возможности использования классических видов структур в публичном управлении. Проблема оптимальности бюрократических структур. Типы бюрократий. Государственные и муниципальные организации как персональные бюрократии (Астонская группа). Вузы и больницы как профессиональная бюрократия (Г.Минцберг). Новые организационные формы. Сетевые организации. Гибридные организации: проблема единой организационной структуры. Модульные организации. Аутсорсинг: специфика использования в государственном управлении. 3.2. Субъективные и объективные контекстуальные переменные. Цели организации как ситуационная переменная: подходы к определению, типы. Управление между целями. Специфика целей государственных организаций. Стратегия организации как главная детерминанта организационной структуры (А.Чендлер). Проблема выбора стратегии в государственном управлении и организационная структура. Размер организации и организационная структура. Бюрократия как оптимальная форма функционирования крупных организаций. Технология как объективная ситуационная переменная. Типы технологий и типы структур (Дж.Вудворд). Особенности технологии деятельности в организациях публичного сектора. Тип персонала как детерминанта организационной структуры. Теория X и Y. Степень идентификации работников с целями организации как детерминанта жесткости внешнего контроля и степени централизации организационной культуры. Трудовая мотивация как характеристика персонала. Основные подходы к проблеме (содержательные и процессуальные теории). Мотивы работников государственных организаций. Структура стимулов и ожидание вознаграждения в государственных организациях. Внутренние организационные зависимости как детерминанта организационной структуры (Дж.Томпсон). Вузы и больницы как пример организаций с базовым коллективным типом зависимости: оптимальный способ координации и оптимальная структура. Понятие организационной культуры. Организационная культура как контекстуальная переменная. Параметры организационной культуры. Проблема изменения организационной культуры.
  • Внешняя среда организации.
    Понятие внешней среды организации. Внешняя среда как продукт самореференции системы. Внешняя среда как ситуационная переменная. Микро- и макроуровень внешней среды. Понятие целевого окружения. Характеристики целевого окружения: сложность, изменчивость, определенность). Межорганизационные зависимости. Специфика элементов внешней среды государственных организаций: заинтересованные группы, клиенты и избиратели. Влияние внешней среды на организацию и ее структуру. Сложность внешней среды как детерминанта сложности структуры. Дифференцированная адаптация и интеграция организации (П.Лоуренс и Дж.Лорш). Зависимость от других организаций как фактор повышения степени концентрации власти (Астонская группа). Динамичность и неопределенность внешней среды как фактор децентрализации организационной структуры (Т.Бернс и Г.Сталкер). Формирование комплексных организаций (П.Лоуренс и Дж.Лорш, Дж.Томпсон). Многофункциональные центры как пример буферных подразделений. Исследования макроуровня внешней среды (модель формирования западного капитализма М.Вебера). Национальная культура как макроокружение и ее влияние на функционирование организаций (Г.Хофстеде).
  • Функционирование организации. 5.1. Власть в организации. Лидерство в организации. 5.2. Организация как система решений. 5.3. Организация как информационная система.
    5.1. Власть в организации. Понятие власти. Природа и источники власти. Проблема легитимности власти. Власть и авторитет. Типы власти. Типология управленцев в организации по уровням; по позиции в организации и функциям. Линейный руководитель (администратор), функциональный специалист, менеджер: их специфика позиции, функции. Требования к характеристикам руководителя разного уровня (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Э.Мэйо). Проблема определения места менеджера в структуре государственной организации. Руководитель и неформальный лидер. Формальное распределение власти в организации. Проблема диапазона контроля. Максимальное делегирование полномочий в организации как основа построения централизованной иерархической структуры. Централизация в узком смысле. Реальное распределение власти. Проблема «принятого авторитета» (Ч.Барнард). Условия принятия авторитета. Требования к приказам. Горизонтальное распределение власти: понятие, основные проблемы. Наличие функциональных связей как источник горизонтального распределения власти. Факторы горизонтального распределения власти. Неопределенность как базовый фактор распределения власти в организации (Астонская группа, Дж.Томпсон). Проблема эффективного руководства: основные подходы (теория черт, поведенческий, ситуационный подходы). Трансформационное и транзакционное лидерство. Компетентностный подход к проблеме эффективного руководителя: возможности и границы использования в управлении государственными организациями. 5.2. Организация как система решений. Понятие управленческого решения. Классификация организационных решений. Этапы принятия управленческого решения. Проблемы подготовки управленческого решения. Определение субъекта и лиц, участвующих в принятии решений на разных этапах этого процесса. Специфика принятия решений в разных типах государственных организаций. Основные подходы к принятию решений. Рациональные методы принятия решений в государственных организациях. Пределы рациональности управленческих решений (Г.Саймон, Т.Парсонс, Р.Мертон, Астонская группа, Дж.Томпсон и др.) Факторы снижения рациональности управленческого решения (УР). Изменение типа информации, лежащей в основе УР, по мере повышения уровня в иерархии. Проблемы принятия решений в централизованной и децентрализованной структуре. Комитет (совет) как орган принятия УР: особенности, последствия, границы использования. Снижение рациональности стратегических решений в процессе глобальных инноваций в организации (Т.Бернс, Дж.Томпсон). Стратегические решения в публичном секторе: проблема реализации.5.3. Организация как информационная система. Организация как система переработки и передачи информации. Организационная коммуникация как основа принятия решений: понятие, направления, средства. Элементы коммуникации. Типология коммуникаций. Внутриорганизационная коммуникация: каналы и факторы. Основные проблемы коммуникации в организации: пробелы; искажения; перегрузки. Межорганизационная коммуникация. Структурно обусловленные проблемы коммуникации. Три источника коммуникационных помех (Г.Саймон). Невозможность устранения социально-психологических и ролевых источников коммуникационных помех. Повышение размера организации как источник коммуникационных помех. Специфические коммуникационные проблемы различных организационных структур.
  • Конфликт в организации.
    Организационный конфликт: понятие, основные теоретические подходы к оценке. Функциональность конфликта. Конфликт как источник организационных изменений. Типология организационного конфликта. Структурные источники организационного конфликта. Дивергенция цели как фактор организационного конфликта. Неопределенность как фактор обострения конфликта. Проблема разрешения организационных конфликтов. Специфика организационных конфликтов и их разрешения в публичном секторе.
  • Организационное развитие
    Внешняя среда как фактор организационных изменений. Адаптация организации к внешней среде. Проблема оптимальной адаптации. Функционирование и развитие организации. Эффективность и выживание организации как критерии организационного развития. Проблема критериев эффективности организаций. Проблема оценки эффективности государственных организаций. Основные модели организационного развития (ОР). Инновационная модель ОР как пример рационалистического подхода. Проблема соотношения намерений, затрат, результатов и последствий в процессе внедрения инноваций. Проблема темпов и масштаба инноваций. Цена глобальных инноваций (Т.Бернс). Инновации в государственных организациях. Модели жизненных циклов как естественный подход к проблеме ОР. Соотношение закономерностей и рационального выбора управленцев в модели жизненных циклов. Проблема учета объективных последствий в государственном управлении.
  • 8.Природа государства, эволюция государственного управления, роль государства в современно обществе
    Государство как «монополия легитимного физического принуждения» (Макс Вебер), теория «оседлого бандита» (Мансур Олсон); государство как «монополия на насилие», режимы ограниченного доступа и режимы открытого доступа (Дуглас Норт); государство пост-модерна (Пьер Бурдьё). Экономическая анархия и её границы; теория «потенциалов насилия» (Дуглас Норт); tragedy of the commons и её решения (Элинор Остром), жизнь без государства (Джеймс Скотт).
  • 9.Теории государственного управления: история и современность
    Макс Вебер: Идеальная бюрократия. Роль бюрократии в современном государстве. Отличительные особенности бюрократической организации. Бюрократическая рациональность. Типы господства. Сирил Паркинсон: Закон Паркинсона. Комитетология. Новый взгляд на бюрократию. Энтони Даунс: Экономический анализ функционирования бюрократических организаций. Психологические типы бюрократов. Уильям Нисканен: Теория максимизирующего бюрократа и её развитие. Рекомендации по совершенствованию бюрократического аппарата. Гордон Таллок: Негативный отбор в бюрократических иерархиях. Людвиг фон Мизес: Австрийская экономическая школа. Отличительные особенности бюрократической организации. Неэффективность бюрократических структур. Бюрократическое самодовольство. Фридрих фон Хайек: «Дорога к рабству», негативные последствия экономического планирования. Проблемы социалистических экономик. Пьер Бурдьё: Бюрократия как «символическая знать», дух государства.
  • 10.Функции государства и государственные услуги, типология органов власти
    Полномочия и функции исполнительной власти, факторы их изменения. Типы государственных функций и услуг, их основные характеристики. Типы государственных органов и их функциональные отличия. Министерская и агентская модели организации правительства. Функциональный анализ деятельности органов исполнительной власти: цели, задачи и этапы анализа. Горизонтальный и вертикальный функциональный анализ. Выявление и устранение функционального конфликта интересов. Источники информации для анализа деловых процессов. Административная реформа: оптимизация исполнения функций органов государственной власти. Реинжиринг и его отличие от других процессов преобразования. Процессный подход и системы менеджмента качества. Нормативно-правовая база разработки административных регламентов. Структура административного регламента. Административный регламент предоставления государственной услуги и стандарт услуги – сходство и различия. Подходы к повышению качества предоставления государственных услуг. Принцип «одного окна». Многофункциональные центры в Российской Федерации. Федеральный реестр и единый портал государственных услуг. Оценка удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг. Взаимодействия между органами исполнительной власти разных типов: межведомственное взаимодействие и координация. Регламенты взаимодействия органов исполнительной власти. Переход к межведомственному информационному взаимодействию.
  • Управление и бюджетирование по результатам: принципал-агентская проблема, проектное управление, целеполагание в государственном секторе
    Концепция управления по результатам. Принципал-агентская проблема и пути её решения. Положительные и отрицательные эффекты от внедрения показателей результативности. Использование ключевых показателей результативности и эффективности в системе государственного и муниципального управления. Проблема манипулирования показателями. Необходимость и ограничения государственного планирования. Стадии процесса планирования. Методы планирования. Определение целей и задач деятельности органов исполнительной власти. Прогнозирование и оценка вариантов. Отечественный и зарубежный опыт внедрения управления по результатам. Инструменты управления по результатам в Российской Федерации, документы стратегического планирования (стратегии, программы, проекты, планы реализации).
  • Информационные технологии в государственном управлении (открытые данные, информационное общество, электронные услуги, электронное правительство и т.д.)
    Государственные институты в информационном обществе. Тенденции развития информационного общества и вызовы государству в информационном обществе. Цифровое неравенство. Электронная демократия и правосудие. Готовности к электронному обществу, оценки развития электронного правительства. Функциональные элементы электронного правительства – электронный документ и документооборот, учет, деловые процессы, базы данных. Система межведомственного электронного взаимодействия. Подходы к оптимизации и автоматизации административно-управленческих процессов. Стадии «зрелости» электронных услуг. Порталы государственных и муниципальных услуг. Государственные автоматизированные системы управления и учета. Примеры и лучшие практики электронного правительства и оказания услуг в различных странах.
  • Регулирование: теория и современная практика (основы регулирования, подходы к его осуществлению, современные тенденции :ОРВ, smart, КНД)
    Основы теории государственного регулирования. Нормативный подход. Позитивный подход. Теория общественного благосостояния. Теория частного интереса. Теория общественного выбора.Теория захвата регулятора. Better regulation. Smart regulation. Risk-oriented regulation.Регуляторные реформы в России. Реформа КНД. Регуляторная гильотина.
  • Государственная служба: современное состояние в России. Мотивация государственных служащих.
    Место государственного служащего в системе государственного управления, законодательство о государственной службе. Принципы формирования оплаты труда государственных служащих. Оплата труда по результатам на государственной службе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Контрольная работа (неблокирующий)
    Возможность написания в дополнительное время для отсутствующих по уважительным причинам.
  • Тест (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итог = 0,4*Итог1 + 0,4*Итог2 + 0,2*Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория организации : учебник для вузов, Дафт Р. Л., Короткова Э. М., Короткова Э. М., ISBN: 978-5-238-01001-4, 2009
  • Анализ и управление в государственных организациях, Рэйни [Рейни] Х. Дж., Штернгарца М. З., ISBN: 5-16-001381-4, 2004
  • Дезорганизация : причины, виды, преодоление, Пригожин А. И., Пригожина О., Суворова П., ISBN: , 2007
  • Лидерство и власть : процессы идентичности в группах и организациях, Бейрон Р., Чемерс М. М., Кроли К., и др., Байрачного С. Г., Свинченко О. В., Книппенберга ван Д., Хогга М. А., ISBN: 978-966-8324-97-0, 2012
  • Организационная культура и лидерство : учебник для слушателей, обучающихся по программе "Мастер делового администрирования", Шейн Э. Х., Жильцова С., Ковалевой Т. Ю., ISBN: 978-5-423-70194-9, 2011
  • Организация и управление, Гвишиани Д. М., ISBN: 5-7038-1324-7, 1998
  • Развитие деловых организаций : теоретические модели и проблемы практического применения: учеб. пособие, Щербина В. В., Попова Е. П., Ермолаевым В. Н., ISBN: 978-5-7281-1210-5, 2010
  • Государственная служба: комплексный подход : учебник, Оболонский А. В., Барабашев А. Г., Краснов М. А., и др., Оболонский А. В., ISBN: 978-5-7749-0539-3, 2009
  • Теория организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Попова Е. П., Решетникова К. В., ISBN: 978-5-9916617-0-6, 2016
  • Теория организации : хрестоматия, Морган Г., Дэвис Дж., Маркис К., и др., Клемина Т. Н., Велентей А. Г., и др., ISBN: 978-5-9924003-6-6, 2010
  • Функции руководителя : власть, стимулы и ценности в орг., Барнард Ч. И., Кошкина В., ISBN: 978-5-916030-23-5, 2009
  • Хозяйство и общество. Т.1: Социология, Вебер М., ISBN: 978-5-7598-1513-6, 2016
  • Хозяйство и общество. Т.2: Общности, Вебер, М., Судариковой, И. А., и др., , ISBN: 9785759815143, 2017
  • Хозяйство и общество. Т.3: Право, Вебер, М., Корепанова, Е. Н., и др., , ISBN: 9785759815150, 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов, Решетникова К. В., ISBN: 978-5-16-003512-3, 2010
  • Власть, влияние и политика в организациях, Пфеффер Дж., Трибушной Е., ISBN: 978-5-916579-50-5, 2014
  • Государственная служба : учеб. пособие для академ. бакалавриата, Прокофьев С.Е., Богатырев Е.Д., Еремин С.Г., ISBN: 978-5-534-04490-4, 2017
  • Государственная служба. Комплексный подход : учебник, Оболонский А.В., ISBN: 978-5-7749-0539-3, 2009
  • Корпоративная культура и лидерство : пер. с англ., , ISBN: 978-5-9614074-2-6, 2008
  • Лидерство без вранья : почему не стоит верить историям успеха, Пфеффер, Дж., Матвеевой, И., Филонович, С., ISBN: 9785961469868, 2018
  • Власть, Луман Н., Антоновского А. Ю., ISBN: , 2001
  • Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов, Решетникова К. В., ISBN: 978-5-16-003512-3, 2012
  • Организация и управление, Гвишиани Д. М., ISBN: , 1972
  • Принятие решений в организациях, Кирхлер Э., Шротт А., Морозов А. В., Шипиловой О. А., ISBN: 978-966-8324-58-1, 2009
  • Управление конфликтными ситуациями и развитие организации, Мастенбрук У., Коробцова В. В., ISBN: 5-86225-238-X, 1996
  • Функции руководителя : власть, стимулы и ценности в организации, Барнард Ч. И., Кошкина В., ISBN: 978-5-916030-53-2, 2012
  • Эффективное принятие решений, Друкер П. Ф., Хэммонд Дж. С., Кини Р. Л., и др., Дружченко С., Харитонова Е., Суворова П., ISBN: 5-9614031-0-6, 2006