• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар направлен на практически ориентированное знакомство студентов с основами научной методологии, используемой в практике публичного управления. Курс сфокусирован на методологии вторичного анализа научных знаний в публичном управлении. В семинарах проводится практическая работа последовательно в нескольких направлениях: 1) по анализу научных текстов и их сравнительному (сопоставительному) реферированию; 2) студенты практически знакомятся с основами подготовки учебно-научного эссе; 3) знакомятся с принципами организации и проведения научного исследования, анализа его результатов и их представления в научной публикации; 4) знакомятся с принципами и правилами подготовки и проведения проектного исследования, его защитой (презентацией). Содержание дисциплины связано с организацией последующей учебной работы студентов в научно-исследовательском семинаре на старших курсах и с подготовкой курсовых и квалификационных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – начальная подготовка студентов к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности, для которой необходимо получение студентами-первокурсниками первоначальных сведений о науке: о научном знании, научной методологии и научной деятельности в качестве базы для подготовки учебных рефератов и эссе по дисциплинам и проведения курсовых исследований на следующих этапах обучения.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез
  • Студент знает основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы
  • Студент способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
  • Студент способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наука в системе знания
    Типы знания. Обыденное, научное и другие (религиозное, напр.) виды знаний. Практическое и теоретическое знание. Особенности научного знания. Общие сведения о типах знаний. Дискуссия о том, какие знания бывают, чем отличается научное знание от других видов знания.
  • Научное и ненаучное знание
    Критерии научности знания. Структура научного знания. Виды научного знания. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, общее и особенное.
  • Научное познание
    Специфика научного познания. Гносеология и эпистемология (самое общее представление и различение). Особенности естественнонаучного и социогуманитарного познания.
  • Научная методология
    Понятие научной методологии. Соотношение между понятиями методология и метод. Научная работа, её составляющие. Аналитические, проектные и исследовательские работы.
  • Научные методы
    Методы естественных, социальных и гуманитарных наук – сходство и различия. Соответствие методов видам научного познания. Элементы технологии научного исследования.
  • Положение ВШЭ об учебных работах студентов
    Семинар посвящён анализу положений об учебных работах студентов в рамках читаемых дисциплин. Студенты ведут разбор и обсуждение основных пунктов положений.
  • Структура учебного реферата
    На семинаре проводится поэлементный анализ стандартной структуры реферата научной публикации. Студенты обучаются последовательности подготовки и написания реферата. Составляют шаблон (формальную структуру) своего будущего реферата.
  • Реферирование научной литературы
    Студенты представляют результаты сопоставления тематической структуры реферируемого текста с формальной структурой реферата. На семинаре ведётся обсуждение основных деталей и трудных мест в процессе подготовки реферата.
  • Подготовка и оформление реферата
    На семинаре ведётся работа по переводу содержания реферированного текста в формальную структуру реферата. Студенты представляют черновые варианты рефератов.
  • Подготовка доклада по реферату
    На семинаре обсуждается вопрос подготовки устного доклада (или презентации) по материалам реферата. Соотношение между структурой реферата и структурой доклада. Студенты сдают рефераты преподавателю.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа студента на семинарских занятиях (неблокирующий)
    Преподаватель оценивает работу студента на каждом из 10-ти семинарских занятий по активности при обсуждении тем семинаров и по процессу и результатам реферирования научной литературы, полученной студентом в виде физических единиц хранения, представленных в методическом кабинете ДГМУ.
  • Самостоятельная работа (неблокирующий)
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по активности в дискуссиях и по качеству подготовки отдельных составляющих реферата.
  • Реферат (неблокирующий)
    Тематика рефератов полностью определяется темами двух реферируемых статей по вопросам государственного и муниципального управления. Каждый студент выбирает по 2 релевантные публикации на русском и иностранном языках из источников в библиотеке НИУ ВШЭ и осуществляет сравнительное реферирование их под контролем преподавателя. Выбор тем публикаций контролируется преподавателем. Темы относятся только к вопросам государственно-го и муниципального управления в Российской Федерации (статья 1) и аналогичным вопросам в других государствах (статья 2). На каждом семинаре, сообразно их тематике, студент докладывает отдельные составляющие процесса реферирования путём презентации результатов собственной самостоятельной работы. Перед экзаменом студент должен иметь полностью подготовленный реферат в соответствии с требованиями и прошедший оценивание со стороны преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Работа студента на семинарских занятиях + 0.4 * Реферат + 0.3 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры, , ISBN: 9785534064193, 2018
  • Источниковедение : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., Добровольский Д. А., Казаков Р. Б., и др., Румянцева М. Ф., ISBN: 978-5-7598-1900-4, 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Рассуждение о методе..." и другие произведения, написанные в период с 1627 г. по 1649 г. : пер. с лат. и фр., Соколова В. В., ISBN: 978-5-8291-1648-4, 2014
  • The logic of scientific discovery, , ISBN: 0-415-27844-9, 2006