• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Religious and Cultural Traditions in History of Russia and the West. A Comparative Approach"

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина сосредоточена на сравнительном анализе отдельных групп релевантных источников, ситуаций, институтов, процессов и соответствующих блоков информации, которые позволяет увидеть, описать и проанализировать, насколько и в чём именно схожи и насколько и в чём именно различны христианские религиозно-культурные традиции Запада (на примерах из истории, главным образом, Франции и Польши) и России и их социальные, политические и хозяйственные функции в давнем и недавнем прошлом соответствующих стран.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать умение увидеть в ходе анализа отдельных ситуаций, институтов, процессов и соответствующих блоков информации - насколько и в чём именно схожи и насколько и в чём именно различны религиозно-культурные традиции «Большой Европы», Запада и России и их функции в давнем и недавнем прошлом соответствующих стран (России, Франции, Польши, по преимуществу)
  • Развить умение понимать и объяснять, в чем состоит самое проблематика и особенности сравнительного изучения истории религиозно-культурных традиций Европы (на примерах из истории Франции, Польши, Украины и Белоруссии, России) как фактора развития государств, социальных связей и культур соответствующих регионов Европы
  • Получить представление о прикладных аспектах методологии исторического исследования – применительно к сравнительной истории европейских культурных традиций и их функций в эволюции России, Франции, Польши, Украины и Белоруссии
  • Уметь увидеть, как сравнительно-исторический и междисциплинарный подход к религиозно-культурным до-модерным традициям в истории «Большой Европы» позволяет понять, почему модернизационные процессы и современное развитие отдельных стран (внимание будет сосредоточено на России, Польше, Франции) шли и идут по-разному и как это, предположительно, влияет на перспективы эволюции западноевропейских обществ и России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать, как сравнительно-исторический и междисциплинарный подход к истории и структурам истории отдельных регионов Европы позволяет выявить, в чём именно состояла связь между религиозно-культурными традициями и типологическими отличиями в эволюции социумов, испытавших влияние этих традиций
  • освоить навыки анализа разных групп эмпирических данных и иной информации по той или иной проблематике в теоретических и практических исследованиях общего и частного характера
  • уметь использовать соответствующие данные при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории и современному состоянию России, Западной Европы, Центральной Европы и других регионов мира
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое «религиозно-культурные» традиции?
    Что такое «христианские традиции»? Что такое «Запад»? Что такое «Россия»? Что значит «сравнительный подход» к их истории?
  • Исторические регионы «большой Европы».
    «Глобальная история», «тотальная история», «структуры большой длительности»? Стало ли христианство основой «европейской идентичности»?
  • Dominium и ecclesia: «феодальные» и «церковные» традиции в истории Запада и России.
    Феодализм в представлении современных медиевистов.
  • Византийские-православные религиозно-культурные традиции.
    Конфессиональная специфика, воздействие на историю Руси и России.
  • Христианские традиции, правовая и политическая культура Запада и России в Новое время.
    Христианство, studia humanitatis и «гуманистические ценности» в истории Запада и России в XVI – XIX вв.
  • Протестантская Реформация в истории Запада и Раскол староверия в истории России.
    Реформация. Лютер Мартин. Религиозные войны XVI в. Раскол и культурный конфликт XVII века. Русское старообрядчество. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Протопоп Аввакум и апостол Павел. Раскол старообрядчества.
  • Католическая Реформа в истории Запада и религиозно-культурные реформы Петра I в истории России.
    Религиозный раскол XVI в. Речь Посполитая конца XVI – XVII в. Религиозный раскол в Германии. Реформация, контрреформация и конфессионализация.
  • Религиозно-культурные традиции, капитализм и модернизация «большой Европы».
    Дисциплинарная революция в России XVII и XVIII столетия. Капитализм. Социальная история России.
  • Христианские культуры Запада и России и мир ислама в Средние века и Новое время.
    Московская Русь и "иноверие". Инородцы в России. Христианство и ислам. Ислам в истории России.
  • Антисемитизм в истории Руси, России и Запада в компаративном и структурном историческом контексте.
    Митрополит Иларион. Антииудаизм и антисемитизм в Средние века и раннее Новое время. Еврейский народ в России.
  • «Этническое», «национальное» и «имперское» в истории России и Запада.
    Нация, империя и «долгий XIX век». Идея нации во Франции. Национализм в России в начале XX столетия.
  • Христианские традиции и генезис социализма и коммунизма в истории России и Запада.
    Томас Мор. Крестьянская война в Германии. Народная реформация Томаса Мюнцера. Народная культура Средних веков и Ренессанса. Утопическая мысль в странах Востока.
  • Интеллигенция в истории России и Запада.
    Демократическая интеллигенция в XVIII в. Русская интеллигенция в конце XIX - начале XX века.
  • Россия, Европа и «большая Европа».
    Спор славянофилов и западников в контексте наших знаний о религиозно-культурных традициях.
  • Религиозно-культурные традиции и политическая культура современного мира.
    Цивилизация. Столкновение цивилизаций. “The clash of religious civilizations”? Глобализация и конфликты. Этнополитический конфликт. Обсуждение подходов, методов и результатов подготовленных студентами проектных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как католическая церковь создала западную цивилизацию, Вудс, Т., 2010
  • Под ред. Яблокова И.Н. - ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КНИГАХ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 797с. - ISBN: 978-5-9916-6904-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-religii-v-2-t-tom-2-v-2-knigah-390069