• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Eastern Europe in XIX - XX Сenturies: Search for the Development Path"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor


Gorizontov, Leonid

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина предназначена для ознакомления студентов с подходами к изучению истории Восточной Европы в период Нового и Новейшего времени, а также направлена на формирование навыков публичного выступления, научной коммуникации и создания научных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование навыков создания и редактирования научных текстов на основе понимания их миссии, структурных и языковых особенностей;
  • знакомство с принципами организации научного труда историка;
  • знакомство с правилами коммуникации в академической среде и профессиональной этики;
  • знакомство с подходами к изучению истории Восточной Европы Нового и Новейшего времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, систематизировать и анализировать ее и представлять полученные результаты в письменной и устной форме
  • владеть навыками подготовки и проведения научного мероприятия;
  • уметь выявлять черты преемственности между различными историческими периодами
  • знать принципы научной коммуникации, в том числе в международной среде и при защите исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности изучения современной истории.
    Различное понимание современности. Диалектика истории и современности. Науки о современности. Современность с точки зрения историка. «За» и «против» изучения современной истории. Историческая политология и изучение современной истории. Доступность источников, устная история, социологические опросы, интернетисточниковедение. Незавершенность изучаемых процессов. Влияние политической ангажированности. Цензура и автоцензура. Актуальность исследования и современность. Роль современной повестки в постановке исследовательских задач и их решении. Исторический комментарий современных процессов. Процессы постсоциалистической трансформации и глобализация. Идея консолидированного вхождения Восточной Европы в мировое сообщество. Глобализация и суверенитет. Антиглобалисты. Восточная Европа перед лицом глобальных вызовов: экология, энергетика, безопасность, демография, бедность. Региональные конфликты в Восточной Европе и двойные стандарты в их оценке. Векторы интеграции стран региона.
  • Мастер-класс 2.
    Выступление приглашенного специалиста по истории Восточной Европы рубежа XX–XXI в.
  • Социалистический и постсоциалистический периоды в истории Восточной Европы.
    Обсуждение докладов студентов, посвященных преемственности социалистического и постсоциалистического периодов в истории Восточной Европы.
  • Предзащиты курсовых работ.
    Проведение предзащиты курсовых работ, посвященных истории Восточной Европы Нового и Новейшего времени. Выявление слабых мест исследований и их презентации. Подготовка к публичной защите посредством моделирования ее процедуры. Отработка навыков устного выступления (презентации), оппонирования и научной дискуссии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по экзаменационным вопросам программы курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до его начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент должен поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 3 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Экзамен может быть засчитан автоматически тем студентам, у которых средний балл по другим формам текущего контроля (аудиторная работа, реферат и коллоквиум) составляет 7, 8, 9 и 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Коллоквиум + 0.3 * Реферат + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вишеградская Европа. Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии : монография / под ред. Л.Н. Шишелина. - М.: Весь Мир, 2010. - 568 с.: ISBN 978-5-7777-0485-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1012902

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Военский К.А. — Император Николай I и Польша в 1830 г. - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-12601-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/10081
  • Неумоева-Колчеданцева Е. В. - ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. КУРСОВАЯ РАБОТА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-534-09443-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-kursovaya-rabota-442021
  • ХХ век. Краткая историческая энциклопедия. Т.1: Явления века. Россия, СССР, СНГ. Страны Запада. Восточная Европа, Агеева, И. А., 2001
  • Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен : [монография] / [А. А. Языкова и др.] ; под ред. А. А. Языковой ; Российская акад. наук, Ин-т Европы. - Москва : Весь Мир, 2007. - 347 с. - (Серия : Старый Свет - новые времена). - ISBN 978-5-7777-0353-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1014430