• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Old World and New World in XIX-XX Centuries

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основной проблематикой, ключевыми понятиями и историографией истории Европы и Америки в XIX–XX вв., а также с основными типами источников по истории этого региона. Рассматриваются проблемы становления и развития мирового промышленного капитализма, парламентаризма и конституционализма, социалистическая альтернатива, вопросы мировых войн и послевоенного миропорядка, складывание и кризис государства всеобщего благоденствия. Курс формирует у студентов навыки исследования обществ нового и новейшего времени и знакомит их с основами методических подходов к анализу исторической проблематики этих обществ, основными историографическими направлениями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основной проблематикой, ключевыми понятиями и историографией истории Европы и Америки в XIX–XX вв., а также с основными типами источников по истории этого региона.
  • Формирование у студентов навыков исследования обществ нового и новейшего времени и ознакомление их с основами методических подходов к анализу исторической проблематики этих обществ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы развития Европы и Америки в XX в. в целом и специфику социально-политической истории их отдельных регионов.
  • Знание основных событий, умение анализировать политические процессы.
  • Знание периодизации, умение анализировать исторические процессы.
  • Знать основные концепции развития наций и национализма, события и особенности истории империй XIX века.
  • умение работать с источниками по истории Европы и Америки
  • Умение оперировать историческим и фактами, понимание процессов социальной трансформации.
  • Знание основных историографических концепций и источников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Долгий XIX век» и «короткий XX век» в мировой истории
    Великая французская революция, Первая мировая война и Русская революция, распад Советского Союза и социалистической системы как основа периодизации. Новое и новейшее время, Modern and Contemporary History, histoire du temps présent.
  • Тема 2. Социально-экономическая трансформация в «долгом XIX веке»
    Итоги «великого расхождения». Промышленный переворот и урбанизация. Становление мирового промышленного капитализма. «Бабье лето» несвободного труда: рабство, крепостничество, «законтрактованные слуги» (indentured servitude), и его кризис. Рабство и капитализм. От сословий к классам. Классовое сознание. Роль перемен в военном деле (призывная армия). Крестьянство, рабочий класс, буржуазия, аристократия в «долгом XIX веке». «Парадокс раннего роста» и перемены в уровне жизни городского рабочего населения в XIX – начале XX вв. Экономический рост и экономические кризисы. Научно-технический прогресс: транспорт, связь. «Второй» промышленный переворот второй половины XIX в. Грюндерство (Германия), «позолоченный век» (США). Голод и успехи в борьбе с ним к началу XX в. (Ирландия, Россия, Финляндия, Иран, Индия, Китай). Миграции: региональные и глобальные. «Переселенческий капитализм» (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай). «Золотой век» фермерства.
  • Тема 3. Революции и реформы в «долгом XIX веке»
    Влияние Великой французской революции. Монархии Реставрации. Реформы в Пруссии и других германских землях. Революционные движения 1820-х гг.: Испания, Италия, Греция, Россия. Французская революция 1830 года. Европейские революции 1848 года. 1848 год и Латинская Америка. Утопический социализм. Марксизм. Международное товарищество рабочих: бакунисты и марксисты. Парижская коммуна 1871 г. Социалистические и рабочие партии в Европе и Америке во второй половине XIX – начале XX вв. Разделение социалистического движения на революционное и реформистское крылья (казус Мильерана и др.). Революции начала XX в.: Россия, Китай, Иран, Турция, Мексика. Аграрный вопрос: Империя Габсбургов (Австро-Венгрия), Пруссия и другие германские земли, Российская империя, Ирландия, Соединенные Штаты Америки и другие страны «переселенческого капитализма». Рабочий вопрос: Германия, Великобритания. Новая Зеландия как «социальная лаборатория» Британской империи. Борьба за восьмичасовой рабочий день. Первые социальные мероприятия: военные пенсии (США после Гражданской войны), пенсии по старости (Германия Бисмарка, скандинавские страны, Великобритания) и др. Фабричные инспекции. Парламентаризм и конституционализм в Европе и Америке. Путь к всеобщему избирательному праву (Великобритания, США, Франция, Германия, Австро-Венгрия, Россия). Складывание политических партий. Партийно-политические системы. Реформизм конца XIX – начала XX вв.: Великобритания, Германия, Франция, США («прогрессизм») – первый опыт государственного регулирования экономики и социальных отношений в индустриальную эпоху. Религия, религиозность и антиклерикализм в XIX в.: эмансипация католиков (Великобритания, 1829) германский «культуркампф», секуляризация (наполеоновские войны, Испания, Португалия, Мексика, Италия).
  • Тема 4. Империи и нации в «долгом XIX веке»
    Наполеоновские войны. Венский конгресс и система международных отношений. Священный союз и его конгрессы. Кризис Испанской и Португальской империй и возникновение независимых государств Латинской Америки. Доктрина Монро и ее эволюция. Гражданская война в США (1861–1865) и ее итоги. Крымская война (1853–1856). Русско-турецкая война и Берлинский конгресс (1878): независимость Болгарии, Черногории, признание независимости Сербии, Румынии. Складывание военных блоков: Союз трех императоров, Антанта, Тройственный союз. Национализм и национальные движения. Объединение Германии и войны с Данией, Империей Габсбургов, Францией. Малогерманцы и великогерманцы. Австро-Венгрия – дуалистическая монархия (1867). Польский вопрос. Славянский и балканский вопросы. Объединение Италии. Европейский колониализм. Восстание тайпинов и опиумные войны. Восстание сипаев и реформа управления Индией. Берлинская конференция (1885) и раздел Африки. Фашодский инцидент (1898). Войны нового типа: Гражданская война в США, Парагвайская, испано-американская, англо-бурская, русско-японская, Балканские войны.
  • Тема 5: Мировые войны 1914–1918 и 1939–1945 гг.
    Истоки Первой мировой войны: экономические конфликты эпохи империализма, политические амбиции держав или личные расчеты и просчеты государственных деятелей. Была ли война неизбежна? Ход боевых действий. Социально-экономические и культурные перемены, вызванные Первой мировой войной. Версальско-Вашингтонская система и Лига Наций. Последствия Первой мировой войны: от создания национальных государств к краху демократических правительств в Европе в 19201930-е гг. Причины кризиса либеральных демократий: экономические, политические или внешнеполитические? III Интернационал и мировое коммунистическое движение. VII Конгресс Коминтерна (1935) и народные фронты. Нацистская идеология. Германия при нацистах. Войны 1930-х гг.: Испания, Эфиопия, Китай. Коллективная безопасность. Мюнхенское соглашение. Пакт «Молотова-Риббентропа». Вторая мировая и Великая Отечественная войны. Конференции союзников в Тегеране, Ялте, Потсдаме. Уничтожение мирного населения на западе и востоке Европы. Факторы поражения Германии и стран Оси. «Память» о мировых войнах.
  • Тема 6: Послевоенный мир и «холодная война»
    Послевоенный миропорядок (Ялтинско-Потсдамская система международных отношений). Холодная война: предпосылки, ход, кризисы, завершение – различные взгляды историков. Роль ООН. «Образы» холодной войны. Берлинские кризисы (1949, 1961), Суэцкий кризис (1956), Карибский кризис (1962). Деколонизация и «третий мир» в холодной войне. Ядерный паритет и разрядка. ОСВ-1, ОСВ-2, ОДКБ. Европейская интеграция. Кризис разрядки и обострение холодной войны в конце 1970-х – первой половине 1980-х гг. Диктатуры и демократизация в Латинской Америке. «Новое мышление» М. С. Горбачева. Крах социалистической системы и Советского Союза, войны на Балканах и на постсоветском пространстве. Споры о времени завершения холодной войны и о ее итогах (новая «демократическая волна»?). Войны: Африка, Ближний Восток, Балканы.
  • Тема 7: Социально-экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и Америки в новейшее время
    Противоречия «процветания» 1924–1929 гг. Мировой экономический кризис 1929– 1933 г. «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта, экономика нацистской Германии и сталинского СССР. «Славное тридцатилетие» после Второй мировой войны. 1968 год: культурная революция. Становление и кризис государства «всеобщего благоденствия». Экономика социализма. Неоконсервативная волна: от неокейнсианского к неолиберальному регулированию экономики и социальных отношений (М. Тэтчер, Р. Рейган). Послевоенные партийные системы Запада и их кризис. Новый этап глобализации c 1990-х гг. Интеграция: ЕС («старая» и «новая» Европа), НАФТА. Демографические сдвиги и глобальные миграции. Мировой экономический кризис 2008–2009 гг. «Золотой миллиард» и «глобальные проблемы современности».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий письменная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на "аватар" свою фотографию, выйти на связь согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение в течение более минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * письменная работа + 0.2 * работа на семинарах + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - - НОВАЯ ИСТОРИЯ В ДОКУМЕНТАХ И МАТЕРИАЛАХ. В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 381с. - ISBN: 978-5-534-09321-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/novaya-istoriya-v-dokumentah-i-materialah-v-2-t-tom-1-427637
  • Борисов А.Ю., Клейменова Н.Е., Наринский М.М. - История международных отношений: В трех томах. Т. II: Межвоенный период и Вторая мировая война: учебник - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 496с. - ISBN: 978-5-7567-0869-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97248
  • Гримм Э.Д. - Революция 48 год - Издательство "Лань" - 2014 - 138с. - ISBN: 978-5-507-37506-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/44637
  • Кареев Н.И. - История Западной Европы в Новое время. Том V - Издательство "Лань" - 2013 - 889с. - ISBN: 978-5-507-10101-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10346
  • Новейшая история стран Европы и Америки: XX век: Учебник для студентов высших учебных заведений : В 3 ч. / Под ред. А. М. Родригеса и М. В. Пономарева. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2018. — Ч. 2 : 1945-2000. — 335 с.. - ISBN 978-5(907101-05-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1052629
  • Пленков О. Ю. - ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 368с. - ISBN: 978-5-534-12482-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-noveyshego-vremeni-447604
  • Пленков О. Ю. - НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 399с. - ISBN: 978-5-534-00745-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/noveyshaya-istoriya-stran-evropy-i-ameriki-432122

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - - НОВАЯ ИСТОРИЯ В ДОКУМЕНТАХ И МАТЕРИАЛАХ. В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-09323-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/novaya-istoriya-v-dokumentah-i-materialah-v-2-t-tom-2-427638
  • Герье В.И. - Идея народовластия и французская революция 1789 года - Издательство "Лань" - 2014 - 580с. - ISBN: 978-5-507-39381-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/49370
  • История новейшего времени стран Европы и Америки : 1945-2000 : учеб. пособие для студентов вузов, Белоусов, Л. С., 2002
  • Кулишер И. М. - ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЫТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Т. ТОМ 2. НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 495с. - ISBN: 978-5-534-09613-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-ekonomicheskogo-byta-zapadnoy-evropy-v-2-t-tom-2-novoe-vremya-428191
  • Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации / Под ред. Л.С. Белоусова, А.С. Маныкина. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 816 с. - ISBN 978-5-19-010877-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022598 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022598
  • Под ред. Белозёрова В.К., Васильевой М.М., Позднякова А.И. - СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 318с. - ISBN: 978-5-534-09407-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-mezhdunarodnye-otnosheniya-427827