• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Bureaucracy in 18th-Century Russia: Social Features and Way of Communications"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В центре данного курса – социальные характеристики, законодательное конструирование, способы самоописания и самоидентификации бюрократии, а также формальные и неформальные взаимодействия и рычаги социальной мобильности в бюрократической среде в России XVIII в. Важность предлагаемого предмета обусловлена современным состоянием историографии, в рамках которой наметился интерес к переосмыслению существующего набора социальных понятий и путей их выстраивания; в более широком контексте речь идет о поиске новой модели интерпретации отношений между властью и обществом в имперской России. В практической плоскости это предполагает работу с комплексом материалов, отложившихся в процессе следствия по делу Иркутского вице-губернатора А.П. Жолобова (первая половина 1730-х гг.). Уникальность данного комплекса заключается в том, что он включает большой (и на данный момент мало изученный) объем документов личного происхождения, значимость которых для изучения способов самоидентификации и неформального спектра отношений к среде бюрократии давно признана в историографии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить навыки академической работы и научной деятельности, а также самостоятельной постановки исследовательских задач.
  • Сформировать представление об основных методологических приемах анализа социальных характеристик и способов коммуникации в среде бюрократии в России XVIII в.
  • Развить навыки работы со специальной литературой, конспектирования научной литературы и написания историографических обзоров.
  • Закрепить навыки проблемного и контекстного анализа источников, а также историографических трудов по истории России XVIII века.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует навык самостоятельного выявления источников информации, необходимых для решения профессиональных задач.
  • Демонстрирует навыки работы со специальной литературой, конспектирования научной литературы и написания историографических обзоров.
  • Умеет определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бюрократия в России XVIII в. как методологическая и историографическая проблема.
    Что такое бюрократия: рациональное vs неформальное (М. Вебер, Р. Мертон, П. Бурдье, Ш. Киттеринг). Бюрократия к России XVIII в. : поиски определения (С.М. Троицкий, Л.Ф. Писарькова, Д. Ранзел, М. Раев, Дж. ЛеДонн, И.В. Курукин, Дж. Хоскинг и т.д.). Патронаж и «конфидентство». Социальные сети. Понятийный аппарат формальных взаимодействий. Понятийный аппарат неформальных взаимодействий. Гендерный аспект неформальных связей. Государственный аппарат и неформальные взаимодействия. Дело А.П. Жолобова.
  • Курсовые работы. Представление результатов и оппонирование.
    Студенты представляют результаты исследований по своим курсовым работам. Каждая презентация оппонируется тремя студентами; за 1 неделю до презентации докладчик должен переслать оппонентам письменный текст курсовой работы и презентацию. Время презентации 10 минут. Время на дискуссию 20 минут. Очередность представления презентаций устанавливается в рандомном порядке.
  • Историографические обзоры. Представление результатов и оппонирование.
    Студенты представляют результаты собственных историографических изысканий по темам курсовых работ. Каждая презентация оппонируется двумя студентами; за 1 неделю до презентации докладчик должен переслать оппонентам письменный текст историографического обзора и презентацию. Время презентации 30 минут. Время на дискуссию 15 минут.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Доклад/презентация
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад/презентация + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kettering, S. (1986). Patronage and Politics during the Fronde. French Historical Studies, 14(3), 409. https://doi.org/10.2307/286384
  • Kettering, S. (1989). The Decline of Great Noble Clientage during the Reign of Louis Xiv. Canadian Journal of History, 24(2), 157. https://doi.org/10.3138/cjh.24.2.157
  • Kettering, S. (1992). Patronage, Language, and Political Culture: Patronage in Early Modern France. French Historical Studies, 17(4), 839–862. https://doi.org/10.2307/286830
  • Kettering, S. (2007). Household appointments and dismissals at the court of Louis XIII. https://doi.org/10.1093/fh/crm017
  • Kettering, S. (2010). Strategies of Power: Favorites and Women Household Clients at Louis XIII’s Court. French Historical Studies, 33(2), 177–200. https://doi.org/10.1215/00161071-2009-024
  • Kettering, S. (2010). Strategies of Power: Favorites and Women Household Clients at Louis XIII’s Court. https://doi.org/10.1215/00161071-2009-024
  • Kettering, S. (2017). Power and Reputation at the Court of Louis XIII : The Career of Charles D’Albert, Duc De Luynes (1578–1621). Manchester University Press.
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
  • История хозяйства. Город : пер. с нем., Вебер, М., 2001
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hosking, G. A. (2014). Trust : A History. OUP Oxford.
  • Дружба : очерки по теории практик, , 2009
  • Источниковедение : теория, история, метод. Источники российской истории : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., 1998
  • Методология истории, Лаппо-Данилевский, А. С., 2006
  • Правящие элиты и дворянство России во время и после петровских реформ (1682-1750), , 2013
  • Социология под вопросом: социальные науки в постструктуралистской перспективе : альм. Рос.-фр. центра социологии и философии Ин-та социологии Рос. Акад. наук, Бурдье, П., 2005
  • Социология социального пространства : пер. с фр., Бурдье, П., 2014
  • Теория практик, Волков, В. В., 2008
  • Хозяйство и общество. Т.1: Социология, Вебер, М., 2016
  • Хозяйство и общество. Т.2: Общности, Вебер, М., 2017
  • Хозяйство и общество. Т.3: Право, Вебер, М., 2018
  • Хозяйство и общество. Т.4: Господство, Вебер, М., 2019