• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "State-Building and War in Early Modern Era"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor


Fedyukin, Igor

Программа дисциплины

Аннотация

Ведение войны и подготовка к войне не только были основным занятием государства на пороге модерной эпохи, но и сыграли ключевую роль в формировании государственных институтов. Некоторые теоретики утверждают даже, что именно война и создала государство в его привычном нам сегодня виде. В рамках данного НИС будут рассматриваться как существующие историографические подходы к изучению взаимовлияния войны и государственного строительства, так и теоретические работы (включая работы из смежных дисциплин исторической социологии и экономической истории), объясняющие этот процесс. В центре нашего внимания будет находится военное и государственное строительство в Западной Европе и России XVI-XIX веков, но мы также поговорим и о "пороховых империях" Азии. Выполняемые в рамках курса архивные задания будут посвящены истории военного дела в России в XVIII веке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить навыки академической работы и научной деятельности, а также самостоятельной постановки исследовательских задач
  • Сформировать представление об основных теоретических и методологических подходах к изучению роли войны в становлении модерной государственности в Западной Европе и России XVI-XIX веков;
  • Развить навыки работы со специальной литературой, конспектирования научной литературы и написания историографических обзоров;
  • Закрепить навыки создания научных текстов. Выработать навыки представления результатов собственного исследования в устной и письменной форме
  • Закрепить навыки проблемного и контекстного анализа источников, а также историографических трудов по истории Западной Европы и России XVI-XIX веков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует навык самостоятельного выявления источников информации, необходимых для решения профессиональных задач.
  • Демонстрирует навыки работы со специальной литературой, конспектирования научной литературы и написания историографических обзоров.
  • Знает основные этапы и элементы революции в военном деле в Западной Европе и России Нового времени, сопоставляет особенности революции и в военном деле в ведущих европейских державах. Владеет подходами к изучению эволюции военно-фискального государства в современной исторической социологии и политологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Война и Государство в ранее Новое и Новое время
    Революция в военном деле в раннее новое время. Тезис Майкла Робертса и последовавшие за ним дискуссии, множественность революций в военном деле. Военно-фискальное государство, особенности военно-фискального государства в Англии и Франции, тезис Дж. Брюера. Переосмысление роли "военного предпринимательства" в работах Д. Пэротта. Чарльз Тилли и его модель происхождения государственных институтов. Тезис Тилли в современной экономической истории и политологии. Подходы к оценке интенсивности военных конфликтов и интенсивности роста государства. «Пороховые империи» Азии раннего нового времени. Проблема экспорта военных и технологических инноваций Нового времени за пределы Западной Европы. Революция в военном деле в Московском государстве. Военные и административные реформы Петра I в контексте споров о военной революции.
  • Курсовые работы. Представление результатов и оппонирование.
    Студенты представляют результаты исследований по своим курсовым работам. Каждая презентация оппонируется тремя студентами; за 1 неделю до презентации докладчик должен переслать оппонентам письменный текст курсовой работы и презентацию. Время презентации 10 минут. Время на дискуссию 20 минут. Очередность представления презентаций устанавливается в рандомном порядке.
  • Историографические обзоры. Представление результатов и оппонирование.
    Студенты представляют результаты собственных историографических изысканий по темам курсовых работ. Каждая презентация оппонируется двумя студентами; за 1 неделю до презентации докладчик должен переслать оппонентам письменный текст историографического обзора и презентацию. Время презентации 30 минут. Время на дискуссию 15 минут.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад/презентация
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.400 Экзамен 0.200 Доклад/презентация 0.200 Домашнее задание 0.200 Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Colour of paradise : the emerald in the age of gunpowder empires, Lane, K., 2010
  • Empire and military revolution in Eastern Europe : Russia's Turkish wars in the eighteenth century, Davies, B., 2011
  • The Asian military revolution : from gunpowder to the bomb, Lorge, P. A., 2008
  • The business of war : military enterprise and military revolution in early modern Europe, Parrott, D., 2012
  • The sinews of Habsburg power : lower Austria in a fiscal-military state 1650-1820, Godsey, W. D., 2018
  • The sinews of power : war, money and the English state, 1688-1783, Brewer, J., 1990
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Принуждение, капитал и европейские государства, 990-1992 гг., Тилли, Ч., 2009
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение : теория, история, метод. Источники российской истории : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., 1998
  • Классическое наследие, Савельева, И. М., 2010
  • Методология истории, Лаппо-Данилевский, А. С., 2006