• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Europe in XVI-XVIII Centuries

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Эпоха Нового времени в мировой истории, особенно в истории Европы, представляет собой время динамики во всех областях жизни и глобальных перемен: в сфере религиозной и финансовой, международных отношений и политических форм. Это время географической, колониальной и культурной экспансии Европы, время процесса "модернизации".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данная дисциплина предназначена для того, чтобы выработать у студентов понимание эпохи Нового времени как ключевого этапа формирования европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии; Сформировать у студентов комплекс знаний о Европе в Новое время, об этапах и конкретных формах развития сообществ и государств в данную эпоху; Сформировать у студентов базовые умения анализировать исторические источники и работать с научной литературой по истории Европы в Новое время, а также навыки междисциплинарного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с понятийным аппаратом дисциплины и базовой историографией
  • знание исторических процессов в Европе XVI в. и их региональной специфики
  • Знать специфику изменений в финансовой и военной сфере 17 века
  • Знать специфику торговли в Европе 16-18 вв.
  • Знание специфики аграрного развития Европы 17 века
  • знание основных конфликтных зон в Европе 17 века, причин и последствий военных конфликтов, правителей и военачальников.
  • Знание специфики развития французского общества и государства в 17 веке.
  • Знать специфику социально-экономического и политического развития Англии 17 века, религиозные причины "Великого бунта", систему взаимоотношений короля и парламента.
  • Знать основные события истории Нидерландов и Средиземноморского региона Европы в 17 веке
  • Знать основные черты научной революции 17 века, открытия и их авторов.
  • Уметь анализировать специфику международных отношений 18 века.
  • Знать основные идеи и идеологов эпохи Просвещения
  • Уметь анализировать региональную политику просвещенного абсолютизма
  • Знать особенности социально-политического развития Европы 18 века и ее региональную специфику
  • Знать основные колониальные империи Нового времени
  • Уметь анализировать источники по истории Европы Нового времени
  • Знать основные историографические традиции изучения Французской революции
  • Уметь анализировать литературу по истории Европы Нового времени
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие Раннего нового времени
    Раннее Новое время. Проблемы периодизации истории Нового и Раннего нового времени в отечественной и зарубежной историографии.
  • XVI век
    1. Мир к началу XVI века. «Сила слабой Европы». Причины европейской морской экспансии. Великие географические открытия. Особенности экономических институтов Европы. Многообразие политических форм в Европе. Эпоха открытий: «морская революция», книгопечатание, совершенствование огнестрельного орудия и фортификации. 2. Гуманизм и реформация. Изменения в религиозной жизни Западной Европы. Феномен «охоты на ведьм». «Новое благочестие». Гуманизм как мировоззрение и как метод работы с текстами. Многообразие роли книгопечатания. Ранняя Реформация ее формы. Лютер, Цвингли, Кальвин. Реформация в германских землях. «Королевская реформация» в Англии и скандинавских странах. Кальвинизм. Протестантизм и королевская власть. Контрреформация или католическая реформа? Тридентский собор. Религиозные войны в Европе и религиозный мир. «Процесс конфессионализации» и его последствия для Европы. 3. Италия – «лаборатория политических форм». Политическая мысль Италии и тосканский опыт. Талассократические республики. Папское государство. Миланское Герцогство. Судьбы итальянского Юга. Итальянские войны. Итальянская диаспора в Европе. 4. Франция времен Валуа. «Ренессансная монархия» и формирование французской бюрократии. Характерные черты французского гуманизма. Реформация во Франции. Причины и начало религиозных войн. Династический кризис и установление религиозного мира. 5. «Золотой век» Испании. Исторические судьбы пиренейских монархий. Империя Габсбургов и ее внешнеполитические задачи. Идеология испанской монархии. Борьба за «чистоту крови». Особенности испанской бюрократии. Борьба за Средиземноморье. Уния с Португалией. Испанская культура «золотого века». 6. Империя и сопредельные страны. Политическое устройство империи и исторические судьбы отдельных регионов. Фактор турецкой угрозы. Роль Реформации. Крестьянская война другие народные движения. Шмальденские войны и Аугсбургский мир. «Бургундский округ» Империи и «Нидерландская революция». 7. Тюдоровская Англия. Внутренняя и внешняя политика Генриха VIII. Акт о супрематии и его экономические последствия. Елизавета I и английский Парламент. Английская деревня в эпоху Тюдоров. Финансовая политика правительства. «Великая Армада» и внешняя политика Елизаветы I. 8. Скандинавские страны и развитие Центральной и Восточной Европы. Реформация в Дании и Швеции. Борьба за господство на Балтике. Ливонские войны. Образование Речи Посполитой, ее экономическое развитие, политическое устройство и этно-конфессиональный состав. Реформация и Контрреформация в Центральной Европе.
  • XVII век – эпоха «революций». «Военная революция» и переворот в финансовой сфере.
    Возникновение регулярной армии. Мориц Оранский – теоретик и практик «военной революции». Новые принципы фортификации. Переход к линейным кораблям. Возрастание военных расходов и пути их финансирования: контрибуции, налоги, займы. Особенности кредитных отношений в Европе. Международные банковские компании и возникновение фондовых и товарных бирж. Банкиры и короли. Денежная политика в условиях революции цен. Специфика европейского биметализма. Меркантилизм.
  • XVII век. «Торговая революция».
    Структура морской торговли Запада. «Королевские товары». Атлантический и тихоокеанский торговые треугольники – «торговля из Индии в Индию». Информационное обеспечение европейской торговли. Развитие торгового страхования. Монопольные компании и их финансирование. Соревнование колониальных Империй. Торговые сети, караванная торговля и коробейники. Проблема доходности торговли. Судьбы средиземноморских талассократий и направления вложения торговых капиталов.
  • XVII век. Промышленное и аграрное развитие Европы
    Вложения в промышленность и циклический характер роста доходов. Особенности товарного и ремесленного производства. Технологические новшества и цеховая регламентация. Рассеянная мануфактура. Централизованная мануфактура и казенная промышленность. Условия успешного предпринимательства. Примеры книгопечатания, горного дела, строительства, текстильной промышленности. Господство торгового капитала и проблема падения доходности. Развитие товарности сельского хозяйства. Устойчивость крестьянского хозяйства. Три зоны аграрного развития Европы. «Второе издание крепостничества». Интенсивное фермерство в Нидерландах и Северной Германии. Аграрный переворот в Англии. Роль правовых институтов и методы «сгона крестьян» - повышение вступных платежей и огораживание. Причины опережающего экономического роста Англии и Нидерландов.
  • Войны и международные отношения в XVII веке
    Дипломатическая периодика и дипломатические службы. «Восточный вопрос». Складывание двух международных коалиций. Тридцатилетняя война и ее этапы. Вестфальский мир и новое устройство Европы. Торговые войны: англо-голландское соперничество. Шведское великодержавие и «потоп» в Польше. Последнее наступление Османской империи. Войны Людовика XIV и борьба за европейское равновесие.
  • XVII век. Франция – страна "классического абсолютизма".
    Новый стиль правления Бурбонов. Кардинал Ришелье, ординарные и экстраординарные методы управления. Фронда. «Век Людовика XIV». Торжество административной монархии. Кольбер и кольбертизм. Социальные процессы во Франции: социальная динамика и положение дворянства. Народные восстания. Отмена Нантского эдикта. Эпоха классицизма.
  • XVII век. Англия эпохи революций
    Стюарты и Парламент. Социальный и конфессиональный аспект в гражданской войне. Английская республика. Кромвель и режим протектората. Эпоха Реставрации. «Славная революция». Экономические успехи Англии. Фискальная система и монетная политика. Укрепление публичного кредита. Английская культура XVII века и предпосылки английского Просвещения.
  • XVII век. «Нидерландское исключение» и стагнация средиземноморских стран.
    Государственный строй республики Соединенных провинций. Политическая борьба. Статхаудеры против «великих пенсионариев». Гомаристы и арминиане. Причины экономических успехов Нидерландов. Политическое влияние Ост-индской компании. Особенности нидерландской культуры. Испании в эпоху Тридцатилетней войны. Восстание в Каталонии и Неаполе. Упадок Италии. Церковь в средиземноморском мире.
  • XVII век. Научная революция и инновации в культуре
    Рождение науки как института: новые организационные формы: Академия и научные общества. Изменения в образовании. Появление профессиональных литераторов. Театры и возникновение понятия публики. Новые формы социабильности: салоны, кафе, пресса. Изменения в повседневной жизни. От Ренессанса к Барокко и от Барокко к Классицизму
  • XVIII век. Международные отношения в Европе.
    Борьба с французскими притязаниями на европейскую гегемонию. Война за Испанское наследство. Северная война Австрийское наследство, Семилетняя война. Россия в «Европейском концерте» . Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Принцип вооруженного нейтралитета на море. Военное искусство XVIII века и выдающиеся полководцы. Принципы международных отношений в эпоху Просвещения.
  • Идеология Просвещения
    Понятие просвещения. Отношение к воспитанию и образованию. «Республика ученых». Отношение с властью и политические проекты просветителей. Формирование понятия «общественное мнение». Роль литературы и периодики. Новое восприятие исторического времени. Особенности национальных философских школ эпохи Просвещения ( Франция, Германия, Англия, Италия). Культура просвещения и религия. В поисках новых учений: масоны, филантропы, представители эзотерического знания.
  • XVIII век. Просвещенный абсолютизм и его специфика в Европе.
    «Пиренеев не существует»: реконструкция испанского общества при Бурбонах. Португалия времен маркиза де Помбала. Реформы в Савойе. Пруссия при Фридрихе II. Просвещенный абсолютизм австрийских Габсбургов. Абсолютизм в скандинавских странах. Польша при Яне Потоцком. Взаимовлияние российского и европейского примеров просвещенного абсолютизма.
  • Британское государство и общество XVIII века
    Политическая система, экономическое развитие, изменение образа жизни. Формирование политических партий. Аграрный пейзаж Англии. Начало промышленного переворота. Шотландский вопрос. Просвещение в Англии и в Шотландии.
  • Колониальные империи в Европе Нового времени
    Влияние колониальной эксплуатации на развитие Европы. Соперничество колониальных держав - Англии, Нидерландов, Франции. Старые колониальные империи - Испания и Португалия. Второстепенные колониальные державы –Дания, Швеция, Курляндия, Пруссия. «Иезуитские государства» в Латинской Америке. Поселенческие колонии. Восприятие Востока в Европе. Образ «мудрого дикаря».
  • Американские колонии и Война за независимость
    Европейские владения в Северной Америки. Успехи английских поселенцев, их политическая организация. Политические, экономические и идейные предпосылки борьбы за независимость. Ход военных действий. Декларация Независимости. Международное влияние «американской революции».
  • Французское общество XVIII: путь к Революции?
    Был ли «Просвещенный абсолютизм» во Франции? Система Старого порядка. Аграрный вопрос. Развитие новых форм хозяйствования. Реформы и их блокирование ( Мопу, Тюрго, Неккер). Придворная культура. Рождение понятия «патриотизм». Роль прессы и идей Просвещения. Нарастание финансового кризиса. Созыв Генеральных Штатов 1788 г. Историографические дебаты о причинах Французской Революции.
  • Старое и новое в повседневной жизни людей XVIII в.
    Демографические структуры и рост населения. Успехи медицины. «Пищевая революция». Особенности урбанизма эпохи Просвещения. Преступность и полицейский контроль. Открытие понятия «Цивилизация» . Изменения в общественных нравах и в формах человеческого общения. Начало движения за права женщин (Мэри Уолстрнокрафт), изменение отношения к детям.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1
    проводится по согласованию с преподавателем, не позднее, чем за 2 недели до экзамена.
  • неблокирующий рецензия на журнальную статью по тематике дисциплины
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на два вопроса, один из которых связан со знанием источников и историографических концепций. Итоговая оценка за экзамен складывается как средняя арифметическая за ответы на два вопроса (один вопрос общего характера, второй – на знание источников и литературы). Округление – к ближайшему целому. Процедура пересдачи предусматривает возможность заданий с измененными формулировками. В том случае, если студент обучается он-лайн, экзамены и пересдачи проходят дистанционно. В этом случае, получив вопрос, студент сразу начинает свой ответ по нему. Затем - по второму вопросу.
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
    Отработка семинарского занятия - по согласованию с преподавателем, в письменной форме. Отработать можно не более трех семинарских занятий, пропущенных по уважительной причине. Проходит не позднее, чем за 2 недели до экзамена. В том случае, если студент обучается он-лайн, то он сдает письменные работы по материалам семинарских занятий по согласованию с преподавателем. Он-лайн консультации проходят на платформе Ms Teams или Зум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * работа на семинарских занятиях + 0.2 * рецензия на журнальную статью по тематике дисциплины + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Айсина, Ф. О., 1997
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 887 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01493-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028870
  • ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЁ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ. (2012). Политическое Завещание Кардинала Герцога Де Ришельё Французскому Королю. Пространство и Время, (4 (10)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14493840
  • История экономики : учебник для вузов, Конотопов, М. В., 2001
  • История экономики зарубежных стран: Учебное пособие/В.Н.Савельев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 311 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009555-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/446864

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McKinney, D., & Shepard, K. (2018). Western Civilization Since 1648 (EGA). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E09146FC
  • АПРЫЩЕНКО ВИКТОР ЮРЬЕВИЧ. (2016). Шотландская империя британской нации: колониальная деятельность и шотландская национальная идентичность в XVIII-XIX вв. Гуманитарные и Юридические Исследования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16911334
  • ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЁ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ. (2012). Политическое Завещание Кардинала Герцога Де Ришельё Французскому Королю. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3F944B42
  • Герье В.И. - Идея народовластия и французская революция 1789 года - Издательство "Лань" - 2014 - 580с. - ISBN: 978-5-507-39381-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/49370
  • Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М., 2006. — 255 с. ISBN 5-9540-0050-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346164
  • История международных отношений : учебник для акад. бакалавриата, Батюк, В. И., 2016
  • История мировой экономики : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 1999
  • История мировой экономики : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2000
  • Каневский, П. (2012). Для Порядков И Правления Государства (Комментарий К Политическому Завещанию Кардинала Герцога Де Ришельё). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3FCEC72
  • Луначарский А.В. - Оливер Кромвель - Издательство "Лань" - 2014 - 44с. - ISBN: 978-5-507-40753-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51659
  • МИНАКОВ С.Т. (2015). Маршал Тюренн и гугенотская партия во внутриполитической борьбе во Франции в 1643 г. Ученые Записки Орловского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и Социальные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16378951
  • Мисюров Н.Н. - История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 48с. - ISBN: 978-5-9765-1231-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105180
  • Обжигайлов, Т. А. (2015). Уменье управлять государством – реформы Ришелье (1624–1642). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0DEEF5
  • Попова, Е. (2012). Идейные основы гегемонистских устремлений французского абсолютизма в XVII в. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7BF7E66C
  • ТИШАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, & ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ. (2016). Кризис И Трагедия Континента. Тридцатилетняя Война (1618-1648) В Событиях И Коллективной Памяти Европы / Науч. Ред. И Сост. Ю. Е. Ивонин И Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015. - 564 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1635E096
  • Шаповалова, Е. (2012). Гендерный Аспект Монастырской Реформы Во Франции: Позиция Кардинала Ришелье. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.86D10F5A