• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Art of the First Half of the 19th Century

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructors


Prokazina, Nadezhda

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 3 году обучения бакалавров. В ходе лекций рассматриваются основные направления развития искусства в Европе. Курс освещает историю архитектуры, скульптуры и живописи Франции, Великобритании, немецких и австрийских земель. Временные рамки курса определяются переломными событиями истории и охватывают период с 1789 года по конец 1860-х годов. Для искусства данной эпохи характерно необычайное разнообразие, окончательный распад стилевого единства и поиски оригинальности. Основные проблемы: пересмотр отношения к классическому наследию и природе, обращение к национальным корням и современности, интерес к мистике и иррациональному, познание бесконечности универсума и пантеизм сознания, социальная направленность искусства и сложение концепции «искусства для искусства», изменения в жанровой иерархии, поиск новых средств выразительности. Меняется положение художника в социуме и его самоидентификация, отношение общества к искусству и его создателям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства первой половины XIX века в мировой истории искусства
  • формирование у студента представлений о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным этапам искусства данного периода
  • знакомство студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства первой половины XIX века
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культуре XIX века
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • владеть понятийным аппаратом истории искусства
  • владеть основами научных подходов современного искусствоведения
  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • владеть понятийным аппаратом истории искусства
  • владеть основами научных подходов современного искусствоведения
  • знать основные направления в искусстве XIX века
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства XIX века
  • уметь атрибуировать произведения искусства XIX века
  • уметь всесторонне анализировать произведение искусства, определять его место в художественном контексте рассматриваемого времени с точки зрения проблем создавшей его культуры
  • знать круг ключевых исследовательских проблем изучения искусства XIX века
  • знать основные музейные собрания и коллекции памятников изобразительного искусства первой половины XIX век
  • уметь работать с основными трудами по искусству XIX века
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение западноевропейского искусства XIX века.
  • Ф. Гойа vs Ж-Л. Давид
  • Французское искусство эпохи Реставрации и Июльской монархии. Ж-О-Д. Энгр vs Э. Делакруа
  • «Революция» реализма
  • Французская архитектура и скульптура между двух империй (империей Наполеона и второй империей Наполеона III).
  • Искусство Великобритании.
  • Искусство немецких и австрийских земель.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Подготовка к докладу включает в себя изучение и анализ источников по искусству первой половины XIX века. Студент должен подготовить презентацию, в которой были бы продемонстрированы основные идеи автора источника, то, как они вписаны в контекст истории идей эпохи, проанализированы условия их формирования, проведен критический анализ. Презентация должна представлять собой ясную логическую цепь рассуждений и не является простым пересказом содержания источника. Доклад сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен ответить на вопросы и критику со стороны аудитории.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание включает в себя подготовку к просмотру и устному обсуждению на семинарах научно-популярных фильмов, посвященных отдельным кейсам.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме по окончании курса.
  • неблокирующий Тест
    Тест представляет собой краткий письменный ответ на 3 вопроса на выбор преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Европейское искусство XIX века : классицизм, романтизм, Раздольская, В. И., 2009
  • История русской архитектуры : учебник для вузов, Пилявский, В. И., 2003