• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Research Methods in Art History: Theory and Practice"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors


Prokazina, Nadezhda

Программа дисциплины

Аннотация

На НИСе на 3 курсе студенты осваивают многообразные методы, используемые в истории искусства Нового времени от Возрождения до XX века. Студенты учатся понимать контекст создания теоретических работ и анализировать их в свете последних достижений науки. Обсуждаются традиционные и новые подходы к изучению памятников изобразительного искусства. Студенты также знакомятся с основными источниками по изучению искусства Нового времени, часть занятий посвящена обсуждению предварительно прочитанных фрагментов трудов теоретиков изобразительного искусства и архитектуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с научными теориями и методами анализа изобразительного искусства XVI–XVIII вв.
  • выработка у студентов понимания специфики современного терминологического и научного аппарата по отношению к искусству XVII-XVIII вв.
  • ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории западноевропейского искусства XVII – XVIII вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов европейского искусства
  • знать ключевые имена в истории искусства Западной Европы XVII – XVIII вв., принципы творческих методов и положения теоретических концепций
  • знать содержание и основные идеи трудов теоретиков изобразительного искусства и архитектуры на русском и английском языках, касающиеся проблематики искусства XVII – XVIII вв.
  • владеть основами научных подходов и методов современной искусствоведческой науки
  • уметь анализировать визуальные и письменные источники и архивные материалы исследуемого периода времени (XVII – XVIII вв.)
  • владеть терминологическим аппаратом для описания и анализа произведений западно-европейского искусства XVII-XVIII вв. и текстов, относящихся к исследуемому периоду
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ч.2. Манера и маньеризм. Предшественники Вазари.
    Трактаты о художниках как первые «истории искусства». Обогащение античного жанра экфрасиса критериями теории искусства, эстетики, критики. Предшественники Дж. Вазари. «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550,1568) Джорджо Вазари (1511-1574) как история искусства, изложенная в форме систематизированной истории художников. Понятие «манеры».
  • Ч.2. Манера и маньеризм. Последователи Вазари.
    Воздействие Вазари на «биографов» следующих поколений. Карел ван Мандер (1548-1606) «Книга о художниках» (1604). Понимание роли художника в истории искусства. Сочинения, связанные с маньеристической концепцией. «Идея храма живописи» (1590) Джан Паоло Ломаццо (1538-1600): трактат по эстетике позднего маньеризма; астрология и история искусства. «Идея художников, скульпторов и архитекторов» (1607).
  • Ч.2. Манера и маньеризм. Тексты вокруг Тридентского собора.
    Федерико Цуккари. Понятие «рисунка» (disegno) и «идеи» (idea); disegno как знак божественного замысла. «Иконология» (1593) Чезаре Рипа: кодификация искусства и предвосхищение семиотики. Иконология как метод: философские, психологические теории и теории символизма (А. Варбург, Э.Панофский и их последователи).
  • Ч.2. Барокко и классицизм. Инструментарий анализа барочного искусства.
    «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1672) Джованни Пьетро Беллори (1636-1700): биографии художников в призме теории классицизма. «Замечания о живописи Николя Пуссена»: изложение теории модусов; disegno, рисунок и замысел, как отражение принципа ut pictura poesis.
  • Ч.2. Барокко и классицизм. Спор «древних» и «новых».
    «Рассуждения о самых замечательных живописцах древних и новых» Андре Фелибьена (1619-1695) и «Краткое жизнеописание живописцев с рассуждениями об их творениях» (1699) Роже де Пиля (1639-1709): полемика о превосходстве «древних» и «новых». Спор между «пуссенистами» и «рубенсистами». Влияния Вазари: «Заметки о мастерах рисунка от Чимабуэ до наших дней» (1658) и первый словарь терминов изобразительного искусства Филиппо Бальдучини.
  • Ч.2. Просвещение. Критерии анализа искусства в эпоху Просвещения.
    Качественный перелом в теории искусства: эстетика Просвещения и романтизм. Просветительское движение в Европе и история искусства.
  • Ч.2. Просвещение. Английское Просвещение и тексты вокруг художника.
    Сенсуалистическая эстетика английского Просвещения. «Характеристики людей, нравов, мнений, времен» (1711) Антонии Эшли Купера Шефстбери (1671-1713). Принцип «красота и благо – это одно и то же». Влияние представления о «незаинтересованном удовольствии» от искусства на эстетику Просвещения до Канта. Формирование Лондонской Королевской Академии (1768): «Анализ красоты» (1753) У.Хогарта и «Академические речи» Дж.Рейнольдса (1769-1770).
  • Ч.2. Просвещение. Французское Просвещение и анализ искусства.
    Дени Дидро (1713-1784) как художественный критик. «Опыт о живописи», «Салоны». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ч.2. Просвещение. Иоганн Иоахим Винкельман и его оппоненты.
    Винкельман (1717-1768) – «отец истории искусства». Труды Винкельмана («Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755), «История искусства древности» (1764) Тексты об искусстве немецкого Просвещения. «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (1766) Г.Э.Лессинга (1729-1781) и теория разграничения искусства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой устный доклад по заранее предложенному тексту (фрагмент из источника или монографии, отдельная статья). Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляют собой анализ современной русской и зарубежной историографии по любой теме, связанной с искусством XVI–XVIII вв. и тематикой семинаров, а также курсовых работ.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой мини-исследование по заданной на занятии теме.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой устный доклад по заранее предложенному тексту (фрагмент из источника или монографии, отдельная статья). Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляют собой анализ современной русской и зарубежной историографии по любой теме, связанной с искусством XVI–XVIII вв. и тематикой семинаров, а также курсовых работ.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой мини-исследование по заданной на занятии теме.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения : учебник для вузов, Брагина, Л. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барокко и рококо, Базен, Ж., 2001