• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Russian Art

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor


Романова Анна Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на четвертом курсе. Цель курса - познакомить студентов с наиболее значимыми концепциями искусства России второй половины XX – начала XXI вв., сформировать представление о периодах как послевоенного искусства СССР, так и искусства постсоветского периода в их хронологическом соотношении с историей западного искусства данного периода. В результате обучения студенты должны знать основные имена в истории отечественного искусства, принципы творческих методов и положения теоретических концепций, уметь анализировать текущий художественный процесс, опираясь на знание истории отечественного искусства второй половины ХХ – начала XXI вв., самостоятельно, ставить проблему интерпретации разнообразных феноменов актуального искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления о периодах современного искусства и специфике каждого из этих периодов
  • формирование у студентов представления о месте русского послевоенного (как официального, так и неофициального) искусства в контексте мировых художественных процессов
  • формирование у студентов представления о месте современных художественных практик в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в России конца ХХ – начала ХХI вв.
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественного процесса в России XX–XXI вв. как части исторического процесса
  • ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории отечественного искусства второй половины XX – начала XXI вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные этапы институциональной истории советского и постсоветского искусства ХХ–ХХI вв.
  • знать основные этапы развития как послевоенного искусства СССР, так и искусства постсоветского периода в их хронологическом соотношении с историей западного искусства данного периода.
  • знать основные события, произведения, акции, значимые для истории послевоенного (как официального, так и неофициального) искусства, а также основные имена в истории отечественного искусства второй половины ХХ–ХХI вв., принципы творческих методов и положения теоретических концепций.
  • уметь анализировать текущий художественный процесс, опираясь на знание истории отечественного искусства второй половины ХХ – начала XX вв.
  • понимать основные концепции, теории и методологические подходы в отечественном искусстве ХХ века с точки зрения их исторического и современного восприятия.
  • понимать основные закономерности концептуальных изменений в отечественном визуальном искусстве ХХ–XXI вв. в их соотношении с изменениями политической, социальной и экономической реальности указанного периода.
  • представлять круг ключевых исследовательских проблем и подходов к их решению в области истории и теории русского искусства ХХ –XXI вв.
  • владеть аппаратом для описания и анализа произведений актуального искусства России ХХ–XXI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Актуальное искусство России. Послевоенное искусство СССР: дихотомия официального и неофициального. 1945-1978 гг. Локальное и глобальное: место современного искусства в мире и в России.
    Проблема хронологии, мифы и мифотворцы, источники и литература по теме.
  • Актуальное искусство России. Послевоенное искусство СССР: дихотомия официального и неофициального. 1945-1978 гг. Институциональное своеобразие советской художественной системы.
    Сталинская «культурная революция», корпоративная организация советских художников и профессиональные объединения («Всекохудожник», образование Союза художников СССР, Художественный фонд), органы цензуры, иерархии и социальный статус художника, система оценки и репрезентации, система поощрений (звания и премии), госзаказ.
  • Актуальное искусство России. Послевоенное искусство СССР: дихотомия официального и неофициального. 1945-1978 гг. Советское искусство 1945-1964.
    Искусство после войны и до смерти Иосифа Сталина. Хрущевская либерализация. Выставка Пабло Пикассо в ГМИИ им. А.С. Пушкина (1956), VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957), Американская выставка в Сокольниках (1959), Французская национальная выставка в Москве (1961). Студия «Новая реальность», сложение Лианозовской группы и «Арефьевского круга», художники «Сурового стиля» и др. Повышение статуса декоративно-прикладного искусства. Выставка «30 лет МОСХ»: сталинский соцреализм против абстракционизма и сурового стиля, начало формирования оппозиции официального и неофициальное в искусстве.
  • Актуальное искусство России. Послевоенное искусство СССР: дихотомия официального и неофициального. 1945-1978 гг. От статики к динамике: кинетизм и новые формы искусства 1960-х.
    Лев Нусберг и группа «Движение». Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук. Дихотомия «предметное и абстрактное» (Юрий Злотников, Михаил Рогинский и Борис Турецкий). Проблемы автономии современного искусства — метафизическая живопись 1960-х годов: Владимир Вейсберг, Дмитрий Краснопевцев, Дмитрий Плавинский.
  • Актуальное искусство России. Послевоенное искусство СССР: дихотомия официального и неофициального. 1945-1978 гг. Неофициальное искусство: открытые конфликты, поиски примирения.
    Бульдозерная выставка (1974), выставки в Измайлово и Центральном доме работников искусств, павильон «Пчеловодство» на ВДНХ, Горком графиков (1975). Художественный рынок: коллекционеры и «потребители» современного искусства. Соц-арт (Виталий Комар и Александр Меламид). Третья волна эмиграции (Игорь Шелковский, Леонид Соков, Комар и Меламид, Оскар Рабин и др.), выставки советских «неофициальных» художников на Западе, первые публикации.
  • Актуальное искусство России. Послевоенное искусство СССР: дихотомия официального и неофициального. 1945-1978 гг. Искусство конца 1960-х–начала 1970-х.
    Художники Сретенского бульвара: Юрий Нолев-Соболев, Илья Кабаков, Юло Соостер, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков. «Московский романтический концептуализм» — проблема терминологии. . Развитие концептуального проекта — от альбома к тотальной инсталляции: Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Ирина Нахова. Дмитрий Александрович Пригов. Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия». Группы «Гнездо» и «Мухомор», Журнал «А-Я».
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. 1980-е. Размывание границ между официальным и неофициальным искусством в эпоху Перестройки.
    От Апт-арта до «Клуба Авангардистов» (КЛАВА) и «Клуба друзей Маяковского». Расширение идеологических рамок: от 17-й Молодежной выставки до проекта «Раушенберг — нам, мы — Раушенбергу» в павильоне СССР на Венецианской биеннале 1990 года.
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. 1980-е. Закат официоза.
    Поздний соцреализм от реминисценций Шагала до фотореализма. Основные имена и произведения. Художественный рынок в позднем СССР. Московский аукцион Sotheby’s 1988. Сквоты. Иностранцы как потребители и заказчики.
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. Искусство Ленинграда 1970-х–1980-х гг.
    От группы «Летопись» к «Новым художникам». «Митьки», «Некрореалисты» и др.
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. 1990-е.Проблема живописи как медиума.
    От идеологического отказа от живописи к ее реабилитации: от ухода в новые медиа живописцев 1980-х на примере Семена Файбисовича к живописному проекту Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Картина на заказ» и «Южнорусской волне».
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. 1990-е. Трансформация советских и формирование новых художественных институций. Рождение российского арт-рынка.
    Эволюция советской художественной системы в постсоветской России. Галерейное движение. Легитимизация современного искусства: создание Государственного центра современного искусства. Акторы: Леонид Бажанов. Post-Sotheby’s: постсоветский художественный рынок — от первых галерей до первого художественного бума: галереи 1990-х.
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. 1990-е. Акционизм.
    Свободные радикалы: Олег Кулик, Авдей Тер Оганьян и Анатолий Осмоловский как катализаторы художественных процессов. Основные имена, акции, проблематика, историческая и современная рефлексии. Современное искусство как часть общественно-политической сферы и массовой культуры: художник как апроприатор и имитатор политических технологий, художник как политтехнолог, современное искусство в клубе, в глянцевом журнале, на телевидении и в бутике.
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. 1990-е. Концептуальная школа.
    Монтаж галлюцинаций: психоделический концептуализм 1980-1990-х: группа «Инспекция “Медицинская герменевтика”» и ее круг.
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов.
    Видеоарт и фотография, раннее цифровое искусство. Основные имена и произведения Алексей Шульгин, Аристарх Чернышев, Ольга Лялина, Ольга Чернышева. Основные имена, главные темы и эволюция медиа. Акторы: Андрей Ковалев и Екатерина Деготь. Феминистский дискурс в русском современном искусстве: 1990-е, 2000-е, 2010-е. Основные имена, произведения, эволюция идей и их восприятия.
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. Новая Академия Изящных искусств Тимура Новикова.
    Основные имена, художественные практики и влияние.
  • Актуальное искусство России. Искусство второй половины 1980-х и 1990-х годов. Современное искусство за пределами столиц.
    Проблемы институциализации современного искусства в регионах постсоветской России. Зарубежные фонды в России и на постсоветском пространстве.
  • Актуальное искусство России. Искусство начала XXI века. Рецепция западных форматов выставочной репрезентации.
    «Большой проект для России»: Московская биеннале современного искусства как системообразующий проект нулевых. Акторы: Виктор Мизиано и Иосиф Бакштейн. Музей современного искусства в/для России: от полемики середины 1990-х к воплощению различных моделей в нулевые и десятые. Институциональное строительство и разнообразие: коммерческие галереи, частные фонды, artist-runspace, трансформация классического музея.
  • Актуальное искусство России. Искусство начала XXI века. Русское современное искусство в международном контексте (1990-2010).
    РОпыт показа советского искусства второй половины ХХ века в России и на Западе Особенности концепций выставок конца 1980-1990-х.Русские художники на Венецианской биеннале и на других значимых мировых художественных форумах
  • Актуальное искусство России. Искусство начала XXI века. Современное искусство в регионах.
    Искусство, победившее географию. Деятельность филиалов Государственного центра современного искусства, «культурная революция» в Перми (акторы: Марат Гельман), Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Дома новой культуры, негосударственные инициативы (частные галереи, музеи, образовательные и выставочные площадки). Основные имена и тенденции.
  • Актуальное искусство России. Искусство начала XXI века. Власть и современное искусство.
    2000-е: судебные процессы против современного искусства (выставки «Осторожно религия» и «Запретное искусство»). Акторы: Андрей Ерофеев. 2010-е: Дихотомия государственного и частного подхода к образованию, производству и репрезентации современного искусства в России.
  • Актуальное искусство России. Искусство начала XXI века. Искусство нового поколения.
    Стрит-арт как новый российский транс-авангард. Феномен «молодого художника» и «молодого искусства». Остальгия: российские интеллектуалы и художники в попытках переосмыслить советское прошлое. Основные имена и тенденции. Акторы: Арсений Жиляев.
  • Актуальное искусство России. Искусство начала XXI века. Художественный активизм.
    От ситуционистких акций 1990-х к фестивалю «МедиаУдар». Акционизм XXI века: группа «Война», PussyRiot, Петр Павленский и др.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание включает в себя подготовку к докладу, который представляется на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • неблокирующий Тест (часть контрольной работы)
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой письменный вариант семинарского доклада, в дополненном и исправленном виде.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Тест (часть контрольной работы)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Epstein, M., Genis, A., & Vladiv-Glover, S. (2016). Russian Postmodernism : New Perspectives on Post-Soviet Culture (Vol. Second edition). New York: Berghahn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=940100

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Комментарии к искусству, Гройс, Б., 2003