• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Art of the Second Half of the 19th - the First Half of the 20th Century

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 4 курсе. Курс посвящен основным этапам и проблемам истории европейского искусства второй половины XIX - первой половины XX вв. В ходе курса проводится анализ развития архитектуры, скульптуры и живописи. В курс включен материал, раскрывающий специфику как общеевропейских процессов в развитии пространственных искусств, так и материал, иллюстрирующий внутри национальные движения. На фоне доминирующей Франции проявляются особенности искусства Германии, Австрии, Голландии, Италии, Англии. Ведущая тема в искусстве этого времени - поиски стилевой выразительности, смена "-измов" - именно этому уделено особое внимание. Анализ и периодизация искусства включает материал от импрессионизма и символизма, модерна как ключевых художественных систем последней трети XIX века до экспериментов авангарда до первой мировой войны (например, кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракция) и между войнами (дадаизм, сюрреализм и пр.). В результате обучения у студента формируется целостная картина развития искусства данного периода в контексте исторических, культурных и сугубо профессиональных обстоятельств. Освоение многомерности и полноты картины предполагает точное знание терминологии, истории, движений и художественных группировок, биографии главных художников и основных памятников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства второй половины XIX – первой половины XX века в мировой истории
  • формирование у студента представлений о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным этапам искусства данного периода
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках рассматриваемого периода
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формальнообразной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • развитие у студентов комплексного представления о взаимодействии и взаимовлиянии творчества художников, мнений критиков, деятельности художественного рынка, вкусов коллекционеров и кураторов музейных коллекций
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • представлять место и роль искусства второй половины XIX – первой половины XX века в мировой истории
  • знать стилистические особенности этого искусства в целом, а также о специфические черты изобразительной деятельности, присущие отдельным этапам искусства данного периода
  • знать мировые и отечественные труды о генезисе и историческом развитии искусства в рамках рассматриваемого периода
  • уметь раскрыть связь между формальнообразной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • уметь определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • владеть основными методами и терминологией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство второй половины XIX века. Введение в изучение западноевропейского искусства второй половины XIX века.
    Особенности историографии западноевропейского искусства второй половины XIX века. Проблема периодизации и дискуссии о начале современного (modern) западноевропейского искусства. Основная проблематика.
  • Искусство второй половины XIX века. Искусство Франции второй половины XIX века.
    Искусство Второй империи (1852–1870 гг.). Эпоха Наполеона III. От историзма к эклектике. Французская скульптура Второй империи. Творчество А. Бари (1796–1875). Влияние греческой архаики и эллинистической пластики. Творчество Ж-Б. Карпо (1827–1875). Переработка традиций французской барочной пластики (Пюже), и влияний Клодиона и Ж-А. Гудона. Официальное искусство периода Второй империи – попытка создания «имперского стиля», ориентированного на римскую античность; эклектические тенденции. Появление свободных мастерских. Парижские Салоны – арена столкновений официального искусства и новых направлений (романтизм, реализм) в художественной жизни Франции. Поздний период творчества Ж.О.Д.Энгра и Э. Делакруа. Творчество Т. Кутюра, А. Кабанеля, А.В. Бугро. Салонный портрет и художники-космополиты (Ф. К. Винтерхальтер). Э. Мане – период ученичества и слагаемые стиля. Истоки современного искусства в живописи Мане. Импрессионизм как новая система станковой живописи. Художественная жизнь во Франции накануне импрессионистического движения и в его эпоху. Значение восточного (японского) искусства для формирования концепции импрессионистической картины. Представления об истине и объективности в искусстве и их критерии. Поиск адекватных средств выражения этих представлений в картине. Полемика с академизмом. Характеристика качеств и особенностей импрессионистической техники, значение пленэрной живописи. Пересмотр основных черт композиции и колорита, новый смысл этих категорий. Импрессионисты как сообщество – степень и глубина их единства. История импрессионистических выставок. Начало изменений основных параметров европейской станковой картины Нового времени в импрессионизме. Распространение импрессионизма в других национальных школах, причины, обуславливающие степень его проникновения. Влияние и значение импрессионизма. Основные мастера импрессионизма (К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро, О. Ренуар, Э. Дега, Г. Кайботт, Б. Моризо и др.) и основные темы их творчества. Искусство эпохи «Fin de Siècle». Кризис импрессионизма. Поиск своих путей развития основными мастерами импрессионизма. Особенности художественной жизни эпохи конца века. Молодое поколение: П. Сезанн. Период ученичества и истоки стиля. Характеристика раннего и «импрессионистического» периодов в его живописи. Рождение символизма. Г. Моро и П. Пюви де Шаванн. Роль понятия «декоративность» для живописной концепции. Новая эстетика живописи – нео-импрессионизм. Творчество Ж. Сера. Формирование стиля и значение импрессионистического опыта. Первый «Салон независимых» и появление на нем картины «Купание в Аньере». Встреча импрессионизма и неоимпрессионизма на последней выставке импрессионистов. Значение творчества Сера, влияние художника на современников. Создание «Общества независимых художников». Выставочная деятельность «Салона независимых» и ее значение в художественной жизни Парижа и Европы. Творчество В. Ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека – от импрессионизма к символизму и новым формам выразительности. Творчество О. Родена. Годы ученичества и формирование стиля. Влияние античного искусства: индивидуальные пристрастия, мотивы отбора античных памятников, переосмысление форм. Новизна стиля мастера в контексте неоклассических и академических традиций, господствующих в пластике. Проблема трактовки антропоморфных форм. Вопрос о типологическом сходстве между импрессионизмом и скульптурой Родена. Темы и жанры в творчестве скульптора. Характеристика важнейших произведений.
  • Искусство второй половины XIX века. Искусство Англии второй половины XIX века.
    Викторианская эпоха в английском искусстве (1837–1901 гг.). Викторианский стиль в архитектуре Англии. Английская неоготика XIX века. Дж. Уайетт и О. Пьюджин. Неоготика в частных поместьях. Нео-стили в английской архитектуре 1850–1970-х годов. Хрустальный дворец Дж. Пакстона и роль Всемирных выставок в развитии английской архитектуры. Викторианская живопись и феномен прерафаэлизма. Наиболее популярные жанры викторианской живописи. Прерафаэлиты – вариант христианского романтизма с религиозно-этическим уклоном. Продолжение традиций назарейцев. Проблемы позднего романтизма и смыкания с символизмом и ар-нуво. Попытка возрождения монументальной живописи. Д.Г. Россетти, У.Х. Хант, Д. Э. Милле, Ф. М. Браун.
  • Искусство второй половины XIX века. Искусство Германии и Австрии второй половины XIX века.
    Полистилизм в немецкой архитектуре 1850–1860-х годов. Неоренессанс в немецкой архитектуре XIX века: Г. Земпер. Рационализм и понятие «kunstform». Параллели с идеями А. Лабруста. Людвиг I Баварский и мюнхенская школа живописи. Судьбы исторической картины. Проблема реализма в немецкой живописи. Творчество В. Лейбля, А. фон Менцеля, Х. фон Маре, В. фон Каульбаха.
  • Искусство первой половины ХХ века. Из века XIX-го в XX-й.
    Общая проблематика искусства второй половины XIX – XX веков: изменение языка, смещение акцентов, новая система координат в мировосприятии художника. Проблема терминов, историзации «нового искусства», «авангарда», «модернизма». Характеристика специфики и контекста развития «нового искусства» на переходе от XIX к ХХ столетию: новаторские тенденции как элемент урбанистической культуры, стимул развития и часть структуры художественного рынка.
  • Искусство первой половины ХХ века. Культура символизма и ее влияние в ХХ столетии. Ар нуво.
    Основы и развитие символизма в XIX веке во Франции (П. Пюви де Шаванн, Г. Моро), его «инерция» в 1900-е годы (О. Редон, Э. Каррьер). Символизм как международное явление – параллели и пересечения с искусством Центральной (Ф. Ходлер, П. Модерзон-Беккер) и Северной (Э. Мунк) Европы. Символизм как основа объединения художников группы «Наби». Преодоление преграды между «изящным» и «прикладным» в рамках стиля модерн, его основные характеристики. Ар нуво во Франции и Бельгии. Архитектура, прикладное искусство, живопись и графика: Э. Гимар, В. Орта, Л. Мажорель, А. Муха. А. де Тулуз-Лотрек в контексте символизма и модерна. Югендстиль в Германии. Культура Сецессиона в Вене; архитектура (О. Вагнер), прикладное искусство (Й. Хоффман), живопись и графика (Г. Климт) в ее контексте. Британский вариант стиля модерн. Ч.Р. Макинтош. Органическая архитектура Ф.Л. Райта в США. Модерн в Испании, роль Барселоны и фигуры А. Гауди.
  • Искусство первой половины ХХ века. «Сила инстинкта» и «новые обретения» фовизма.
    Практика парижских выставочных объединений, новаторская роль Салона Независимых и Осеннего салона в начале ХХ века. Осенний салон – площадка выступления первого «-изма» столетия – фовизма. Истоки фовизма – колористические находки постимпрессионизма и неоимпрессионизма, внимание к эмоциональности, экспрессивности, интуиции, остроте восприятия в философии, литературе, поэзии Франции.
  • Искусство первой половины ХХ века. Кубизм и его «эхо» в «-измах» 1910-х гг.
    Искусство неевропейских культур как катализатор радикальных перемен в манере П. Пикассо. Слияние опыта постимпрессионизма и африканской «инициации» в рождении нового направления в искусстве. Аналитический кубизм Пикассо и Брака. Периодизация кубизма, традиция его разделения на аналитический и ситетический.
  • Искусство первой половины ХХ века. От экспрессионизма к абстракции: «Мост и Синий всадник».
    Характерные черты немецкой культуры начала ХХ века – влияние символизма, роль литературы, внимание к духовным категориям. Роль Германии в распространении, популяризации и оценке опыта новаторского искусства Франции в музейной культуре, коллекционировании, арт-дилерстве. Предшественники экспрессионизма в скульптуре. Дрезденское объединение «Мост», его принципы, составляющие его художественного языка. Представители объединения, их индивидуальные черты. Мюнхенское «Новое выставочное объединение» и группа «Синий всадник». Фигура В. Кандинского, трактат «О духовном в искусстве», рациональное и интуитивное в поиске абстрактных форм.
  • Искусство первой половины ХХ века. На «ярмарке искусства» 1920-х. гг. Парижская школа.
    Феномен «безумных лет», Париж, Монпарнас 1920-х годов. Явление Парижской школы, ее корни в 1900–1910-х годах и изменение положения в 1920-е гг.: «капитализация» прежнего опыта. Взрывной рост галерейного бизнеса, статус Парижа как мировой столицы художественного рынка. Старые и новые герои, индивидуальные мифы и образы как элемент коммерческой популяризации, общественного резонанса. Скульптура Парижской школы между кубизмом, примитивизмом и традиционализмом. Роль французских и зарубежных коллекционеров в создании образа Парижской школы, обретения ею интернационального значения. Фигуры и подходы дилеров и коллекционеров Л. Зборовского и П. Гийома.
  • Искусство первой половины ХХ века. Романтика беспредметного. Россия – Германия – Голландия.
    Роль русского авангарда (К. Малевич, Л. Лисицкий, В. Татлин, А. Родченко) в сложении эстетики беспредметного искусства в Европе, его воздействие и пути влияния на мировые художественные процессы. Линии выстраивания творческого диалога, роль Германии в этом процессе. Фигуры А. Певзнера и Н. Габо – эволюция эстетики русского авангарда в мировом контексте, между Россией, Германией, Францией и Британией. Абстрактные эксперименты Х. Рихтера и В. Эггелинга – кино и кинетизм. Беспредметное искусство во Франции 1920-х гг.: киноопыты Ф. Леже, работы Р. Делоне. Роль объединения «Де Стейль» в развитии беспредметного искусства. Фигуры П. Мондриана, Т. ван Дуйсберга, Г. Ритвельда: сходства и различия в мировоззрении, творческих принципах; их роли в развитии движения; вариации эстетики неопластицизма в их произведениях. Феномен Баухауса В. Гропиуса в Европе 1920-х годов: от идеала эпохи символизма к современной, активной и динамичной структуре. «Веймарский период»: виды и принципы работы, организация школы, ее миссия и атмосфера. Теория и практика мастеров Баухауса: учение Й. Иттена, системы преподавания и творчество В. Кандинского и П. Клее в контексте учебного процесса. Живопись в Баухаусе – Л. Фейнингер, Оскар Шлеммер.
  • Искусство первой половины ХХ века. Дада: антиискусство как международный проект.
    Кабаре Вольтер» в Цюрихе и рождение дадаизма: Х. Балль, Т. Тцара, М. Янко. Х. Арп и его ранние работы. Дадаизм как попытка целостного проекта: акции, галерея, выставки, альманахи. Успешное перенесение творческого импульса дадаизма из Цюриха в Париж. Дадаизм в Германии. Политизированные акции Г. Гросса и Д. Хартфилда; эстетика фотомонтажа. «Кёльнская группа» и раннее творчество М. Эрнста. Деятельность К. Швиттерса в Ганновере, наследие «мерцизма». Париж и Нью-Йорк в истории дадаизма: работа галереи «291» А. Стиглица и фигуры М. Дюшана, Ф. Пикабиа и М. Рея. Новации и жизненная позиция М. Дюшана, его противоречивое отношение к правилам художественной среды и арт-рынка, формы взаимодействия с ними. Культура реди-мейда, объекты Дюшана и их осмысление в культуре 1920-х–1930-х годов. Принципиальная адаптивность и изменчивость Ф.Пикабиа как антитеза позиции Дюшана. Фотоискусство М. Рея. Дадаизм в Париже 1920-х: круг художников, литераторов, поэтов и роль в нем А. Бретона. Деятельность А. Бретона в роли куратора коллекции Ж. Дусе. Предпосылки появления сюрреализма, полемика А. Бретона и Т. Тцары.
  • Искусство первой половины ХХ века. Сюрреализм 1920-х–1930-х. гг. Между эпатажем, коммерцией и дизайном.
    Рождение сюрреализма, ранние художественные предпочтения лидера группы. Манифест сюрреализма. Взаимодействие сюрреалистов с художественным рынком и парижскими галереями (галерея Пьер). Видоизменения внутри группы сюрреалистов в конце 1920-х годов: фигуры Р. Магритта, С. Дали. Скульптура европейских и американских мастеров в контексте сюрреализма: фигуры Х. Арпа, Г. Мура, А. Джакометти, А. Колдера. Сюрреализм на грани «магического реализма» и неоклассики: П. Дельво, Бальтюс. Эстетика «сюрреалистического объекта»: М. Оппенгейм, скульптуры и инсталляции П. Пикассо, Х. Миро, С. Дали. Гражданская позиция и выступления близких сюрреализму мастеров в контексте Гражданской войны в Испании: ключевая роль «Герники» Пикассо, работы Ж. Миро, А. Колдера. Сюрреализм и дизайн: переход принципов движения в область прикладного искусства и интерьер. Деятельность П. Гуггенхайм в Европе и США..
  • Искусство первой половины ХХ века. Практичность беспредметного. Баухаус, Интернациональный стиль, «модернизм».
    Баухаус под руководством Ханнеса Майера и Миса ван дер Роэ – взлет популярности модернистской эстетики. Ведущие мастерские школы – архитектурная, металлообработки, деревообработки; творческие принципы и наследие Л. Мохой-Надя. Практические ценности в творчестве «поколения учеников» Баухауса – М. Бройера, Й. Алберса, «Дизайн Баухауса» как успешный бренд. Судьба Баухауса и его мастеров после 1933 года, распространение его идей. Интернациональный стиль в Европе – CIAM и фигура Ле Корбюзье, его мировоззрение, трактаты, реализованные и нереализованные проекты. Взаимодействие архитектора с заказчиками и покровителями. Эстетика пуризма в изобразительном искусстве, П. Жаннере, А. Озанфан. Модернистская эстетика как эталон современности в культуре 1930-х годов, ее восприятие и адаптация на разных уровнях: Р. Малле-Стевенс, декоративные работы UAM.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе 1
    Приветствуется максимально широкая работа с контекстом, учет и отражение в работе путей взаимодействия различных сфер художественной жизни эпохи в рамках избранного сюжета.
  • неблокирующий Эссе 2
    Приветствуется максимально широкая работа с контекстом, учет и отражение в работе путей взаимодействия различных сфер художественной жизни эпохи в рамках избранного сюжета.
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Тест + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе 1 + 0.2 * Эссе 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Orfila, J. (2007). Paul Cézanne and the making of modern art history. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.181590044
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Barr, A. H. (2018). Cubism and Abstract Art. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2154455
  • Brodskai︠a︡, N. V. (2012). Symbolism. [New York]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=436236
  • Dadaism, Surrealism, and the Unconscious. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B7A3F83
  • Expressionism in the Netherlands. (2019). Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.4c9995c5.c90f.46fd.9a2d.7e538460f957
  • Kandinsky, W. (2015). Wassily Kandinsky. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055729
  • Nathalia Brodskaïa. (2018). Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793825
  • Nathalia Brodskaïa. (2018). Post-Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793827
  • Seder, A. (2015). Art Nouveau: Objects and Artifacts. Mineola, New York: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1155836
  • Weber, N. F. (2013). The Bauhaus Group (Vol. Unabridged). New York: Knopf. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723242