• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Renaissance Art

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс освещает историю европейского искусства эпохи Возрождения (XIII–XVI вв.), в рамках современной научной парадигмы демонстрирует логику и основные этапы его развития, основные проблемы и достижения, творчество ведущих мастеров и ключевые памятники периода. Лекции знакомят студентов с современными научными представлениями об искусстве этого времени, с основными трудами по истории искусства эпохи Возрождения, с технико-технологические особенности основных памятников, с историей формирования крупнейших музейных собраний произведений эпохи, со специфической терминологией, применяемой при изучении искусства этой эпохи. В результате освоения дисциплины студенты получают целостное и структурированное представление об искусстве этого времени, осваивают большой объем исторических сведений и визуальной информации. На семинарских занятий тренируют навыки самостоятельного анализа отдельных памятников, разбора и представления научных проблем. учатся самостоятельно выявлять логику художественного развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студента представление о месте и роли искусства Возрождения в мировой истории
  • дать представление об основных этапах развития искусства ведущих школ Италии и Северной Европы изучаемого периода
  • выработать у студентов умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве ведущих школ Италии и Северной Европы в период Возрождения
  • охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции
  • познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа
  • выработать у студентов умение определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития
  • знать технико-технологические особенности основных памятников искусства периода
  • знать основные труды по истории искусства эпохи Возрождения
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства эпохи Возрождения
  • знать музейные собрания памятников искусства эпохи Возрождения
  • знать логику развития ренессансного искусства, основные проблемы и достижения периода
  • уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства эпохи Возрождения
  • уметь атрибутировать произведения искусства эпохи Возрождения
  • уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Возрождения
  • уметь представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства Возрождения
  • знать основные памятники и ведущих мастеров искусства и архитектуры эпохи Возрождения
  • знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства эпохи Возрождения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение искусства Ренессанса.
    Термин «Возрождение», его происхождения и история. Изменения его смыслового наполнения от эпохи Возрождения до наших дней. Научные концепции «Возрождения». География Италии в указанный период. Исторические и политические аспекты в развитии Италии в XIII-XVI вв: городская культура, придворная культура, особенности религиозной жизни, развитие гуманизма.
  • Искусство Италии 2-й пол. XIII –XIV. вв. Между готикой и проторенессансом.
    «Готика или Проторенессанс?» - освещение основных подходов к изучению этой эпохи. Итальянские города-коммуны - главные центры искусства., роль нищенствующих орденов. Основные направления: устойчивость романской традции в итальянской архитектуре («Инкрустационный стиль» в архитектуре Тосканы). Проникновение готики в Италию: крупнейшие постройки этого времени. Роль нищенствующих орденов в развитии культуры и искусства Италии XIII–XIV вв. (особенности патронажа, церковного интерьера, отношения к образам). Скульптура. Скульптурные мастерские при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена и специфика обращения с античным наследием. Особенности романской скульптурной традиций. Синтез романских, готических и позднеантичных традиций в скульптуре XIII и XIV вв. Рождение нового художественного языка скульптуры и его возможности — повествовательность и экспрессивность. Крупнейшие мастера и индивидуальные особенности их творчества: Николо Пизано и др. Главные типы скульптурных произведений и связанные с ними проблемы: скульптурный декор церковного фасада, проповедническая кафедра, надгробие, бронзовые врата флорентийского баптистерия. Живопись. Рождение европейской живописи Нового времени. Расцвет монументальной живописи на базе синтеза византийских, раннехристианских и готических черт. Мозаики и фрески мастеров римской школы, сложение флорентийской школы и ее особенности. Росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи: проблемы авторства и особенности нового живописного языка. Росписи капеллы Скровеньи в Падуе. Расцвет флорентийской школы монументальной живописи. Последователи Джотто на Севере Италии. Мастера-монументалисты сиенской школы и их вклад в развитие монументальной живописи. Появление и расцвет живописи на досках в Тоскане на рубеже XII и XIII вв. Типология живописи на досках. Взаимодействие с византийской и романской традиций: пизано-лукканская школа. Сложение сиенской школы и ее особенности. Флорентийская школа и ее особенности. Изменения в итальянской живописи после Великой чумы (творчество А. Орканьи, мастера флорентийской и сиенской школ). Утверждение интернациональной готики в Тоскане на рубеже XIV–XV веков во Флоренции.
  • Искусство раннего Возрождения во Флоренции.
    Политическая и культурная обстановка во Флоренции XV в. Роль семейства Медичи. Структура флорентийского патронажа. Становление нового художественного видения: ориентация на подражание природе и изучение античности, освоение линейной перспективы, научные основы художественного творчества. Сложение теории и истории искусства в работах Л. Гиберти и Л. Б. Альберти. Архитектура. Творчество Ф.Брунеллески: синтез ренессансных и классических форм, поиски концепции внутреннего пространства культового сооружения, отвечающего эстетическим идеалам эпохи; решение фасада общественного сооружения; теория и практика линейной перспективы. Открытие, первые публикации трактата римского архитектора Витрувия и комментарии к нему. Архитектура городского палаццо в творчестве Микелоццо ди Бартоломео. Творчество Л. Б. Альберти; ориентация на римскую античную архитектурную традицию; решение фасада и внутреннего пространства культового сооружения, решение фасада городского паллацо; трактат «Десять книг о зодчестве», его флорентйиские постройки и их влияние на современную флорентийскую архитектуру. Постройки Л. Б. Альберти за пределами Флоренции и их влияние на итальянскую архитектуру. Соединение средневековых и античных архитектурных форм в творчестве Б. да Майано. Распространение флорентийских влияний за пределами Флоренции: реализация идей идеального градостроительства в ансамбле Пьенцы. Скульптура. Преобразование традиций интернациональной готики, благодаря обращению к античности и творчеству мастеров Проторенессанса. Освоение новых материалов и технологий: монументальное литье из бронзы, майолика, терракота. Открытие сплющенного рельефа. Расширение тематического и жанрового репертуара: решение проблемы отдельно стоящей круглой статуи, статуарной группы, надгробия, скульптурного портрета, рельефа-картины, статуэтки. Мифологические темы и освоение обнаженной натуры. Творческие поиски художников рубежа XIV-XV вв.: между средневековым драматизмом и античным спокойствием и гармонией – Н. ди Банко, Л. Гиберти. Творческий путь Донателло – освоение античного пластического опыта в решении отдельно стоящей круглой статуй, разработка разнообразных композиций рельефа; конный монумент и его осмысление в пространстве города. Следование творческим принципам Донателло в сер. XV в.: Микеллоцо, Лука и др. Творчество А. дель Веррокио, А. Поллайоло как синтез достижений предшествующего периода. Бертольдо ди Джованни, сады Сан-Марко и годы становления Микеланджело. Живопись. Ведущая роль флорентийской художественной школы. Живопись интернациональной готики во Флорентийской живописи XIV- XV вв. и решительный разрыв с ней: Мазаччо и др. Творчество Мазолино, Джованни даль Понте - переходное компромиссное явление. Обновление системы монументальной живописи за счет внедрения перспективы, элементов античной архитектуры, светотеневой моделировки, физиогномической экспрессии. Монументальные циклы Б. Гоцолли. Освоение новой парадигмы живописи: Паоло Уччелло и А. дель Кастаньо. Переход от полиптиха к алтарной картине нового типа: фра Анджелико и др. Фундаментальная роль нидерландских влияний. Развитие портрета в 1-й пол. и сер. XV в. Рисунок в творчестве флорентийских мастеров XV в. Альбомы зарисовок и рисование с натуры. Роль рисунка в организации мастерской: композиционный эскиз, фигурные штудии, шаблоны, картоны. Практика рисунка в мастерских Поллайоло и Верроккио. Искусство Флоренции в период от Лоренцо Великолепного до Савонаролы (XIV70-х – нач. XIV90-х гг.). Творчество Дж. да Сангалло и новая архитектурная практика. Проникновение античных мотивов во флорентийскую живопись. Усиление нидерландских влияний. Рождение жанра мифологической картины и его основные характеристики. Творчество Д. Гирландайо и др., раннее творчество Леонардо да Винчи. Сложение умбрийской школы живописи. Дж. Савонарола и его влияние на художественную жизнь Флоренции.
  • Другие центры раннего Возрождения в Италии (Сиена, Урбино, Римини).
    Сиена как центр раннеренессансной культуры. Художественная политика папы Пия II Пикколомини. Творчество Франческо ди Джорджо Мартини, его архитектурный стиль и градостроительные идеи. Живопись сиенской школы XV в. (Сассетта, Веккьетта, Доменико ди Бартоло). Урбино. Художественная политика герцога Федерико да Монтефельтро. Герцогский дворец в Урбино (Лучано да Лаурана и Франческо ди Джорджо Мартини) как памятник ренессансной архитектуры. Интернациональный круг живописцев при урбинском дворе (П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, Йос ван Гент, Педро Берругете), взаимодействие итальянской и нидерландской живописных традиций. Римини. Тиран Римини Сиджизмондо Малатеста и его художественная политика. Архитектура, программа декорирования и ее воплощение в ц. Сан-Франческо (Темпио Малатестиано).
  • Раннее Возрождение в Северной Италии (Падуя, Венеция, Феррара).
    Падуя как центр раннего Возрождения. «Антикваризм» как особая форма отношения к античному наследию. Влияние Донателло и его мастерской. Преодоление готического наследия и утверждение ренессансных принципов в мастерской Ф. Скварчоне и раннем творчестве А. Мантеньи. Мантуя: маркизы Гонзага и их художественная политика. Постройки Л. Б. Альберти. А. Мантенья на службе у герцогов: ансамбль Камеры-дельи-Спози — концепция светского интерьера, решаемого средствами монументальной живописи, разработка проблем иллюзионизма. Венецианская школа. Становление ренессансной архитектуры в Венеции: творчество М. Кодуччи и П. Ломбардо. Скульптура семейства Ломбардо. Освоение античности и наследие готики в творчестве Якопо Беллини и династия Виварини. Венецианский жанр декоративных монументальных панно в творчество Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо. Творчество Антонелло да Мессины. Влияния А. Мантеньи и А. де Мессина на венецианскую школу живописи. Творчество Джованни Беллини: влияние нидерландской живописи XV в., ведущее значение колористических проблем, распространение станковой картины и техники масляной живописи. Феррара как центр ренессансного искусства: художественная политика герцогов Д’Эсте. Творчество А. Пизанелло. Возрождение медальерного искусства. Творчество мастеров феррарской школы: К. Тура, Ф. дель Коссы, Э. деи Роберти. Росписи палаццо Скифанойя. Градостроительство в Ферраре на рубеже XV–XVI вв.
  • Другие центры Раннего Возрождения в Италии: Милан, Неаполь, Рим.
    Художественные вкусы и политика Джангалеаццо Висконти, герцогов Сфорца. Устойчивость готической традиции (Миланский собор, Павийская чертоза) и пути проникновение ренессансных влияний. Творчество А. Филарете, Кристофоро Соларио. Ранние постройки Д. Браманте. Леонардо да Винчи и его школа в Милане. Художественные начинания представителей арагонской династии в Неаполе. Тесные контакты с арагонских правителей с семейством Медичи. Постройки Джулиано да Майяно в Неаполе. Флорентийские скульпторы и их произведения в Неаполе, распространения стиля Возрождения в архитектуре и скульптуре города. Неаполитанские произведения Франческо Лаураны. Роль и градостроительное состояние Рима в начале XV в. Градостроительная программа папы Николая V и Л. Б. Альберти. Архитектура Рима при преемниках Николая V. Работы приглашенных мастеров в Риме. Римские произведения Мелоццо да Форли. Росписи стен Сикстинской капеллы в Риме флорентийскими и умбрийскими мастерами.
  • Высокое Возрождение в Риме.
    Высокое Возрождение: история термина и его значения. Открытие античных памятников и его значение для искусства Высокого Возрождения. Изменение творческого метода художника от подражания натуре в сторону идеализации. Возрастание роли рисунка в творческом методе художника, рисунок как универсальное средство организации мастерской. Милан как художественный центр Высокого Возрождения. Миланский период в творчестве Д. Браманте и Леонардо да Винчи и формирование нового видения и нового творческого метода. Высокое Возрождение во Флоренции. Художественная политика республики Пьеро Содерини и ее. Творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, фра Бартоломео, Андреа дель Сарто. Флорентийский период творчества Рафаэля. Рим периода Высокого Возрождения Художественная политика папства на рубеже XV и XVI веков. Воплощение архитектурных идеалов эпохи в творчестве Д. Браманте, реконструкция ватиканских строений. Проектирование и строительство собора Св. Петра как итог архитектурных достижений Высокого Возрождения: проекты Д. Браманте, Рафаэля, А. да Сангалло Младшего, Б. Перуцци, Микеланджело. Римский городской дворец Высокого Возрождения: проекты Д. Браманте, Рафаэля, А. да Сангалло Младшего. Концепция ренессансной виллы у Браманте, Рафаэля и Б. Перуцци: особенности ее композиционной и пространственной организации, программы декора. Римские проекты Микеланджело: проект гробницы папы Юлия II, росписи плафона Сикстинской капеллы. Живописные ансамбли Рафаэля и его мастерской (рописи ватиканских станц, лоджий, виллы А. Киджи), новая концепция алтарной картины. Развитие репродукционной гравюры (Маркантонио Раймонди). Круг живописцев в Риме XV20-х гг.: Россо Фьорентино, Пармиджанино, Себастьяно дель Пьомбо. Разграбление Рима XV27 и отток мастеров в другие центры.
  • Высокое Возрождение во Флоренции.
    Республика Пьеро Содерини и ее заказы: картоны «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи и «Битва при Кашине» Микеланджело. Микеланджело: статуя «Давида» и др. скульптурные проекты, проект фасада церкви Сан Лоренцо; Второй флорентийский период в творчестве Леонардо да Винчи. Новая концепция портрета в «Портрете Лизы Геррадини». Творчество Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто.
  • Высокое Возрождение в Венеции.
    Утверждение нового стиля в венецианской архитектуре: Я. Сансовино и М. Санмикели. Архитектурный ансамбль Пьяцетты. Живописцы Высокого Возрождения: Джорджоне и рождение новых жанров венецианской живописи, новый этап в развитии масляной живописи. Ранние работы Л. Лотто, Себастьяно дель Пьомбо, Я. Пальмы Старшего. Раннее творчество Тициана.
  • Позднее Возрождение в Италии.
    Проблема маньеризма: история термина и его наполнения в XVI–21 веках. История восприятия и критической оценки искусства этого периода.
  • Искусство Рима 1530-х гг. Позднее Возрождение в Эмилии-Романье.
    Маньеристическая школа последователей Рафаэля: П. дель Вага, Дж. Романо, Дж. Да Удине, П. да Караваджо – использование принципов Рафаэля в области монументальной живописи и алтарной картины; смещение пропорций в системе взаимоотношений между живописью и архитектурой, стирание граней между различными видами искусств в интерьере. Позднее Возрождение в Эмилии-Романье. Римские влияния в творчестве Корреджо и Пармиджанино. Новая концепция иллюзионистической монументальной живописи в творчестве Корреджо. Новая концепция образа в алтарной, религиозной и мифологической картине. Живописная техника, стилистика и иконография произведений Пармиджанино. Рисунки Пармиджанино. Архитектурное творчество Микеланджело как основа архитектуры Позднего Возрождения: черты декоративного, нетектонического восприятия ордерной системы и пространственной свободы во флорентийских постройках, соборе св. Петра, площади Капитолия в Риме. Римская вилла Позднего Возрождения. Дж. Б. Виньола: вилла, городское общественное сооружение, церковь – канонизированный ордер, пластический декор, пространственная свобода; архитектурный трактат – попытка канонизировать ордерные формы и пропорции. Поздняя скульптура Микеланджело, роспись Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле, росписи капеллы Паолина.
  • Позднее Возрождение во Флоренции. Флорентийский Маньеризм.
    Падение республики и восстановление власти Медичи. Сложение флорентийского маньеризма в живописи Я. Понтормо, Россо Фьорентино, Ф. Сальвиати. Сложение маньеризма в архитектуре и скульптуре: пространственное и интерьерное решение усыпальницы фамилии Медичи и библиотеки «Лауренцианы» Микеланджело. Постройки Ф. Буонталенти. Архитектурное творчество Вазари. Флорентийская скульптура Позднего Возрождения: Б. Челлини, Баччо Бандинелли, Джамболонья, Никколо Триболо. Зрелый маньеризм во Флоренции – творчество А. Бронзино, Дж. Вазари. Интерьеры Палаццо Веккьо. Флорентийская вилла эпохи маньеризма: виллы Медичи в Кастелло, Пратолино, сады Боболи. Централизованная система управления искусством при Козимо I Медичи. Академия рисунка во Флоренции как прообраз будущих европейских академий.
  • Позднее Возрождение в Венеции и Венето.
    А. Палладио: новая интерпретация античного зодчества и новое понимание возможностей ордерной системы как универсального архитектурного средства («Базилика») в Виченце. Новые планировочные, пространственные и фасадные решения, а также образные концепции городского дворца, загородной виллы, церковного здания. Театр «Олимпико» как высшая точка подражания античному зодчеству и изобретательности мастера. Теоретическое наследие Палладио. Венецианская школа живописи. поздний период в творчестве Тициана: новая живописная техника, разработка жанров мифологической и религиозной картины, портрета. Религиозные циклы Тинторетто. Мифологическая и религиозная картина Веронезе: колоризм, монументальность, как основа творческого видения, изощренная композиционная фантазия. Мастера области Венето (Морони, Моретто, Бассано) и Ломбардии, формирование нового реалистического видения.
  • Тридентский собор и его последствия. итальянское искусство после Тридентского собора.
    Контрреформация в Италия. Цели и постановления Тридентского собора. Новая художественная политика церкви и ее реализация в различных центрах. Требования к архитектуре и интерьерам церковного здания. Воплощение идеала церковного интерьера Виньолой в ц. Иль Джезу. Реформа церковного интерьера Дж. Вазари во Флоренции и её последствия. Новые требования к алтарному образу: изменения образной концепции и стилистики – формирование условий для сложения стилистических течений классицизма и барокко.
  • Введение в изучение Северного Возрождения. Религиозные, социальные и культурные предпосылки его формирования.
    Состояние сохранности и трудности изучения северного искусства. Периодизация Северного Возррождения. Арс Нова – термин и явление. Специфика заальпийского Возрождения, его отличия от итальянского Ренессанса. Положение Франции в XIV в. Герцогства Беррийское и Бургундское и искусство, созданное по их заказу. Позднеготический реализм. Творчество Клауса Слютера. Франко-фламандская миниатюра рубежа XIV – XV веков. Расцвет городской культуры в городах бургундских Нидерландов. Devotio moderna и религиозный гуманизм. Архитектура Фландрии и Брабанта. Расцвет поздней готики: собор в Антверпене. Городское строительство: беффруа в Турне и Генте, дом суконщиков в Ипре, торговые ряды в Ипре, ратуши в Брюсселе, Лувене, Ауденарде. Специфика декоративного убранства церкви на Севере. Феномен скульптурно-живописного алтарного образа с подвижными створками.
  • Рождение новой живописной системы: школа Брюгге и школа Турне.
    Развитие возможностей масляной живописи. Проблемы «скрытого символизма». Искусство Яна ван Эйка. Новые концепции алтарного образа, эпитафии, портрета. Мастер из Флемаля, или Робер Кампен. Творчество Р. ван дер Вейдена: обучение в мастерской Р.Кампена, работа в Брюсселе, поездка в Италию. Влияние Я. ван Эйка в Брюгге и Генте: творчество П.Кристуса, Х. Мемлинга, Г. Давида. Взаимодействие с итальянской традицией. Влияния Рогира ванн дер Вейдена: творчество Д.Боутса в Лувене, мастера Гента Гуго ван дер Гус и Йоса ван Гента. Мастера Северных Нидерландов А.Оуватер и Г. тот Синт Янс. Новации в нидерландской книжной миниатюре XV в. Северный Брабант: творчество И.Босха в Хертогенбосе: история интерпретаций, круг заказчиков, типология произведений, проблемы иконографии и истолкований, индивидуальная живописная техника.
  • Искусство XV в. в немецких землях: новая живописная культура. Рождение гравюры. Скульптура.
    Центры интернациональной готики («мягкого стиля»): Богемия (Мастер Тржебоньского алтаря, Мастер Теодорик), долины Рейна и Мозеля (Мастер Франке), Гамбург (Мастер Бертрам), Кёльн. скульптура. Движение в сторону большего реализма: Стефан Лохнер, Лукас Мозер, мастер Вурцахского алтаря (Х. Мульчер), Конрад Витц. Проникновение нидерландских влияний и их ассимиляция: анонимные мастера Св. Урсулы, Жития Богоматери, Святого родства, творчество М.Шонгауэра. Интеграция итальянских влияний: творчество М. Пахера в Брунеке и Тироле; овладение линейной перспективой (алтарь св. Вольфганга, алтарь Отцов церкви). Развитие гравюры. Ксилография и резцовая гравюра (Мастер игральных карт, Масте E.S., Израэль ван Мекенем, Мастер домашней книги, Мастер Амстердамского кабинета, М. Шонгауэр). Немецкая Скульптура XV в.: Творчество Петера Парлера и обновление пластического образа при пражском дворе Карла IV. М. Эрхарт, Б. Нотке, Т. Рименшнайдер, Фейт Штосс. Расцвет скульптурно-живописного и скульптурного алтарных образов в XV - начале XVI веков.
  • Французское искусство XV В.
    Социальный и политический кризис во Франции в первой половине XV в. Перемещение художественного центра в область Луары, города Тур, Творчество Ж.Фуке (портреты, книжная миниатюра). Прованс: искусство при дворе Рене Аннжуйского («Мастер Благовещенья из Экса» Бартоломью Д’Эйк, Н. Фроман, А. Шаронтон). Бурбонский двор в Мулене: Творчество Жана Хея (Мастера из Мулена): трансформации нидерландских влияний.
  • Искусство Северного Возрождения в Нидерландах в XVI в.
    Утверждение Антверпена в качестве главного художественного центра Нидерландов. Вхождение в состав империи Габсбургов, Нидерланды как испанская провинция, Утрехтская Уния, образование «Республики Северных Провинций». Северный гуманизм. Расцвет книгопечатания, гравюры, картографии. Искусство Северных Нидерландов: творчество Луки Лейденского. Романизм как явление. Творчество Я.Госсарта, Я.Скореля, М. ван Хемскерка, К. Массейса, Б.ван Орлея, Ф.Флориса, П. Кука ван Альста, М. де Воса. Появление новых жанров, расширение тематики, новые живописные принципы. Формирование портретного жанра: парадный портрет, групповой портрет (А.Мор). Появление бытового жанра: творчество П.Артсен, И.Бейкелар. Развитие пейзажа в творчестве И.Патинира. Живопись П.Брейгеля как вершина и итог заальпийской ренессансной традиции. Проникновение итальянских ренессансных архитектурных образцов и знаний об ордерной системе: ратуша в Антверпене (К.Флорис), мясной рынок в Гарлеме (Л. Де Кей), скульптура В. де Вриса.
  • Искусство Северного Возрождения в немецких землях.
    Социально-политическая ситуация в Немецких землях на рубеже XV и XVI вв. Крестьянская война. Реформация. Распространение гуманистических знаний. Творчество М. Грюневальда. Творчество А.Дюрера: новый тип личности и художника. Освоение итальянской художественной парадигмы в живописи. Развитие возможностей и языка гравюры в ксилографии и гравюре на меди. Концепция портрета. Теоретические сочинения. Творчество Л.Кранаха Старшего в Вене и Виттенберге. Реформация и её влияние на искусство: иконоборчество, новые изобразительные программы в протестантской религиозной живописи и гравюре. Мастерская Л.Кранаха Старшего в Виттенберге. Дунайская школа: проблемы национальной идентичности и развитие системы пейзажа. Творчество А.Альтдорфера, В. Хубера. Новые темы и индивидуальная живописная манера Г.Бальдунга Грина в Страсбурге. Творчество Г.Бургкмайра в Аугсбурге (заказы императора Максимилиана; влияние итальянского искусства). Творчество Г.Гольбейна Младшего в Базеле и Лондоне (влияние гуманизма, развитие возможностей портрета).
  • Искусство Возрождения во Франции.
    Периодизация французского Возрождения. Укрепление королевской власти и формирование французского абсолютизма: Карл VIII, Людовик XII, Франциск I, Генрих II. Итальянские походы, борьба с Габсбургами. Характер итальянских влияний на рубеже XV–XVI вв., соединение готических приемов и ренессансного декора в архитектуре замков: Амбуаз, Гайон, Бюри, корпусе Франциска I в замке Блуа, Шенонсо, Азе-ле-Ридо, Шамбор. Интерьер церквей Сент-Эсташ, Сент-Этьен-дю-Мон в Париже. Строительство и декор замка Фонтенбло. «Школа Фонтенбло» — термин и явление. Приглашенные мастера при дворе Франциска I (Россо Фьорентино, Ф.Приматиччо, Б.Челлини). Особенности декоративной концепции Галереи Франциска I, комната герцогини д’Этамп, Бальный зал. Граверная мастерская Фонтенбло. Влияние Школы Фонтенбло на развитие декоративно-прикладного искусства. С. Серлио и появление первых французских зодчих-профессионалов нового типа. Творчество П.Леско строительство дворца Лувр (П.Леско, Ж. Гужон). Творчество и Ф.Делорма. Проект дворца Тюильри. Развитие архитектурной теории Ф.Делорм, С.Серлио. Усиление итальянских влияний в скульптуре. Надгробная пластика, её иконография и образная концепция (гробницы Людовика XII (Ж. Юст), Франциска II Бретонского (М. коломб), Луи де Брезе (Ж.Гужон), гробница Франциска I (Ф.Делорм), Генриха II и Валентины Бальбиани (Ж.Пилон), Рене дю Шалона (Лижье Ришье). Вторая волна приглашенных мастеров: Никколо дель Аббате, Л. Пенни. Творчество Жана и Франсуа Клуэ: карандашные и живописные портреты, феномен придворного портрета во Франции, особенности техники. Карандашные портреты Э. и П. Дюмюстье. Живопись 2-й половины XVI в. (Антуан Карон, Ж. Кузен Старший и Ж. Кузен Младший, анонимные мастера). Декоративно-прикладное искусство: керамика Сен-Поршера, лиможские эмали, «сельские глины» Бернара Палисси.
  • Другие очаги Ренессансного искусства в Европе. Европейское искусство 1-й половины XVI в. Наследие Ренессанса.
    Ренессанс в Испании: Переходный характер архитектуры – стиль платереско. Творчество Х. Де Эррера: итальянское влияние, строгость ордерного решения. Отсутствие пластического декора – дворец Эскориал, собор в Вальядолиде, биржа в Севилье. Художественная политика Карла V: посещение Италии испанскими художниками, популярность маньеризма. Двор Филиппа II: требование классических образцов. Ренессансные тенденции в искусстве Англии, Швеции. Двор Рудольфа II в Праге. Итоги развития европейского Возрождения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    проводится в письменном виде в форме теста-угадайки с вопросами
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой биографическую презентацию (презентация PowerPoint или другие средства), посвященную одному из мастеров из списка, предложенного преподавателем. . Биографическая презентация создаётся с помощью релевантной научной литературы (как из списка, рекомендованного преподавателем, так им найденной самостоятельно), а также с помощью иллюстративного материала с онлайн-ресурсов.
  • неблокирующий Семинарский доклад
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде в форме эссе. Темы эссе (10) предлагаются преподавателем заранее для самостоятельной предварительной подготовки. В день экзамена из них будет выбрано преподавателем 3. Из этих трех студент по своему усмотрению выбирает 1, которую доделывает и высылает преподавателю к моменту окончания экзамена. При подготовке эссе студенты могут и должны использовать материалы лекций, семинарских докладов, биографических презентаций, адекватную и актуальную научную литературу. Использование научно-популярных и популярных изданий не предусмотрено.
  • неблокирующий Контрольная работа
    проводится в письменном виде в форме теста-угадайки с вопросами
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой биографическую презентацию (презентация PowerPoint или другие средства), посвященную одному из мастеров из списка, предложенного преподавателем. . Биографическая презентация создаётся с помощью релевантной научной литературы (как из списка, рекомендованного преподавателем, так им найденной самостоятельно), а также с помощью иллюстративного материала с онлайн-ресурсов.
  • неблокирующий Семинарский доклад
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде в форме эссе. Темы эссе (10) предлагаются преподавателем заранее для самостоятельной предварительной подготовки. В день экзамена из них будет выбрано преподавателем 3. Из этих трех студент по своему усмотрению выбирает 1, которую доделывает и высылает преподавателю к моменту окончания экзамена. При подготовке эссе студенты могут и должны использовать материалы лекций, семинарских докладов, биографических презентаций, адекватную и актуальную научную литературу. Использование научно-популярных и популярных изданий не предусмотрено.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.15 * Семинарский доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • Итальянское возрождение, Яйленко, Е. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрождение. XV век: Кватроченто, Дзуффи, С., 2008
  • Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
  • История западной культуры : Античность, Средние века, Возрождение: учебное пособие, Мигранян, З. А., 2008