• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Art History

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет вводный обзорный характер и посвящен наиболее ярким явлениям всего мирового искусства — древности, средневековья, Нового и Новейшего времени. В него включены нет только классическая история западного искусства (от Древнего Египта через античность и средневековье до современности), но и искусство Африки и Океании, Доколумбовой Америки, Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и стран ислама. В процессе освоения дисциплины студенты узнают о важнейших художественных достижениях мировых культур, учатся понимать художественные явления в политическим, социальным, культурным и религиозным контексте, осознают многообразие и ценности всего мирового искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общих представлений об основных процессах развития мирового искусства, его месте в истории человечества
  • знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами
  • формирование знаний о синхронности развития искусства в отдельных регионах
  • знакомство студентов с основными направлениями осмысления и изучения искусства
  • формирование представлений о множественности возможных интерпретаций человеческой истории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь самостоятельно включать знания по искусству отдельных регионов и периодов в контекст всемирной истории искусства, обладать основами целостного синхронистического видения процесса развития искусства
  • владеть представлением о периодизации и самых известных концепциях истории искусства и о современных подходах к ее изучению
  • знать общий ход развития мирового искусства и его соотношение со всемирно-историческим процессом, уметь ориентироваться в нем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
    Что такое искусство? Виды искусства. Способы анализа произведений искусства: материал, идея, иконография, стиль. Роль искусства в обществе на протяжении истории. Содержание основных этапов развития искусства от первобытности до современности.
  • Искусство древности.
    Проблематика возникновения искусства, его роль в первобытном обществе. Различие искусства каменного и бронзового века. Специфика художественного мира народов Африки и Океании, их искусство между традиционными верованиями и европейскими веяниями. Искусство ранних цивилизаций. Церемониальные центры Мезоамерики и Андской цивилизации, их функция и архитектура. Каменная скульптура Мексики и керамика Перу. Индская цивилизация (Мохенджо-Даро, Хараппа) и проблема ее угасания. Феномен Китая как возникшей сравнительно поздно и непрерывно развивающейся до наших дней цивилизации. Искусство Древнего Египта как наиболее сохранное и «образцовое» для изучения. Религия, представления о власти и архитектура: от пирамид до храмовых комплексов Нового царства. Стилистическое развитие египетской круглой скульптуры и рельефа, возможные взаимосвязи стиля с развитием общества и менталитета. Месопотамия — сходство и различия с Египтом. Ассирийские рельефы и проблема «реализма» в древнем искусстве. «Синтетическое» искусство державы Ахеменидов. Памятники империи хеттов. Крито-микенское искусство и его взаимосвязи с Ближним Востоком. Проблема синхронности / отставания в искусстве бронзового века. Искусство греческой архаики. Революционные изменения в искусстве в эпоху классики. Понятие «классики». Дальние форпосты греческой цивилизации, искусство этрусков. Эллинизм и «всемирное» распространение греческого искусства. Взаимодействие с местными традициями через приятие и отторжение. Сосуществование античной и древнеегипетской традиций в государстве Птолемеев. Искусство державы Маурьев и проблема преемственности индийской традиции.
  • Искусство средневековья.
    Выход из кризиса Поздней античности как рождение современной цивилизации. Рождение будущих национальных традиций. Византийское искусство и его позднеантичные корни. Искусство регионов «византийского Содружества»: Балканы, Русь, Кавказ. Искусство раннесредневековой Западной Европы между варварами и античностью. Романское искусство как возрождение римского. Техническая и образная революция готической архитектуры. Живопись эпохи готики и проблема Проторенессанса. Искусство Омейядов, его античные и иранские истоки. Классическое искусство ислама и его региональная специфика: Египет, Магриб, Иран, тюрки. Изощренность позднеисламского искусства. Возрождение индуизма и распространение индийского искусства на Юго-Восточную Азию. Позднесредневековое искусство Южной Индии. Поздние традиции Бирмы и Таиланда. Сложение классического китайского искусства в эпоху Тан. Архитектура и феномен деревянных конструкций в Китае и Японии. Художественная продукция династий Сун и Мин.
  • Искусство XV–XVIII вв.
    Итальянский Ренессанс как историко-культурный феномен между античностью и гуманизмом. Основные имена и этапы развития ренессансной живописи и архитектуры Италии. Раннее Возрождение и роль Флоренции. Высокое Возрождение и роль Рима. Микеланджело и его влияние. Особенности Раннего и Высокого Возрождения в Венеции. Маньеризм — поздняя стадия Ренессанса? Характер рецепции Ренессанса и маньеризма вне Италии, их взаимоотношение и взаимодействие с поздней готикой. Специфика Северного Ренессанса – «Возрождение без античности». Основные региональные школы к северу от Альп XV-XVI вв.: Нидерланды, Франция, Германия. Римское барокко как синтез искусств. Лоренцо Бернини – скульптор и архитектор. Региональные разнообразие архитектуры барокко в Европе. Особенности французской архитектуры XVII века: преломление ренессансных и барочных традиций, сложение художественного языка классицизма. Проблематика барокко в России. Искусство Ренессанса и барокко на Американском континенте. Проблема барокко в живописи – Италия и Фландрия. Феномен Караваджо и европейский караваджизм. Основные школы и мастера живописи XVII века — Голландия, Франция, Испания. Французская живопись: классицизм и рококо. Проблема стилистической самостоятельности рококо относительно фазы барокко.
  • Искусство XIX–XXI вв.
    Основные школы и мастера европейского неоклассицизма: Франция, Венеция, Англия. Русский классицизм и проблема терминологии. Становление «исторического» мышления и проблема распада стилевых категорий в XIX столетии. Распространение исторических стилей. Технологическая революция в архитектуре. Основные направления в искусстве XIX века: академизм, романтизм, бидермайер, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Новое европейское искусство в поисках утраченного синтеза. Архитектура эпохи модерна: ар-нуво и национально-романтические поиски. Искусство символизма. Декоративно-прикладное искусство как квинтэссенция модерна. Искусство стран Востока в эпоху европейской колонизации. Революция в живописи: исчезновение образа. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм и иные новые течения. Реминисценции классики в искусстве межвоенной эпохи. Искусство русского авангарда. Революционный монументализм в Мексике. Функционализм и ар-деко и в архитектуре: отказ от ордерного архитектурного языка? Ле Корбюзье и рождение современной архитектуры. Американские небоскребы и межвоенная архитектура. Прорастание европейской традиции в колониальном искусстве Азии и Африки. Послевоенный мир: глобализация искусства? Интернациональный стиль в архитектуре. Постмодернизм и поиски органичной архитектуры в последние десятилетия. Феномен современного искусства. Искусство как самодостаточный объект: отказ от образа и присвоение смыслов. Ведущая роль новых визуальных искусств — фотография, кинематограф, видео. Перформативные искусства. Судьбы фигуративного искусства в современном мире. Поиск национального своеобразия в условиях глобального мира. Религиозное искусство: традиционная образность или современный художественный язык? Актуальное искусство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание: доклад
  • неблокирующий Экзамен
    В устном экзамене проверяется способность студента к знанию основных характеристик, проблем и исторического контекста периодов истории искусства, а также параллельные явления в других культурах. Студент готовит к экзамену 5 вопросов на свой выбор (по одному из каждого блока тем), на экзамене отвечает на один по выбору преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Домашнее задание: доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011