• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Basics of Art History

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
12
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 1 курсе бакалавриата. Изучение данной дисциплины закладывает методологическую базу работы с произведением искусства и является фундаментальной для последующего обучения в течение трёх лет. Главной задачей курса является овладение техникой анализа и описания произведения искусства и овладение терминологией разных видов искусства (архитектуры, скульптуры, живописи и графики). С целью дать студенту необходимый инструментарий для работы с произведением данный курс фокусируется на отдельных аспектах произведения: техниках, материалах, конструкции, форме, пространстве, содержании и другими составляющими.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать навыки описания памятников архитектуры и изобразительного искусства
  • уметь выявить особенности художественного языка разных видов искусства
  • уметь определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • овладеть методом искусствоведческого анализа и описания памятника изобразительного ил архитектурного искусства
  • уметь анализировать техники и материал, форму, содержание, выявлять конструкцию и композицию художественного произведения
  • понимать термины, связанные с анализом произведений искусства и архитектуры
  • иметь навыки самостоятельного описания пространственных и стилистических особенностей памятника
  • уметь соотносить исторические и технические данные с эстетической оценкой памятника
  • научиться различать специфические признаки для определения эпох, закономерности построения произведений разных школ и отдельных мастеров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Профессиональные основы искусствоведения. Основы описания и анализа архитектурных памятников. Предмет истории архитектуры.
    Особенности репрезентации архитектуры. Возникновение архитектуры как профессии и предмета изучения. Место истории архитектуры в истории искусства. Восприятие архитектуры. Язык архитектуры.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Работа архитектора и работа исследователя.
    Как читать архитектуру? Архитектурная концепция. Пространство, масса, плоскости, масштаб, линия, объём. Композиция фасадов, архитектурный декор, скульптура и монументальная живопись. Инструментарий архитектора: перспектива и геометрия, архитектурный план, фронтальный вид, разрез, макет; визуализация.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Архитектурное пространство.
    Экстерьер и интерьер. От пирамид до Рима. Пространство средневековья и эпохи Возрождения. Пространство в современной архитектуре. Теория архитектуры и философия пространства. Золотое сечение и пропорции. Роль света и ритма. Типология зданий.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Конструктивные системы.
    Конструктивные системы (стоечно-балочная, арочно-сводчатая, каркасная). Материалы и техники строительства в исторической перспективе. Ордер в архитектуре и без-ордерные системы (Египет, архитектура Дальнего востока). Использование и смысл ордера в разные эпохи (Рим, Византия, архитектура романики, Ренессанса, классицизма и постмодернизма).
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Взаимодействие формы и конструкции.
    Разные подходы: классическая традиция, выявленная конструкция (готика и хай-тек) и скрытая конструкция (индуистские храмы и архитектура исторических стилей). Роль декора и архитектурных деталей. Монументальная живопись и скульптура. Конструкция и орнамент.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Стиль в архитектуре.
    Определение принадлежности здания к стилистическому течению по формальным признакам. Основные элементы в их историческом развитии: колонна, стена, купол, оконный проем, арка, лестница, свод и потолок, фасад, портал. Исторические стили. Монументальность и камерность. Аутентичность и интернациональность.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Архитектура и общество.
    Значение контекст в архитектуре: место (география, климат, тип поселения), эпоха, заказчик и исполнитель (архитектор, подрядчик, артель), функция. Авторская и вернакулярная архитектура. Что первично в архитектурной концепции: форма или функция? Охрана исторических памятников, реконструкции, современная архитектура в историческом контексте.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Город и архитектура.
    Урбанистический ландшафт как предмет историко- художественного анализа. Градостроительные композиции: площадь, улица, набережная. Взаимодействие здания и среды. Работа современного архитектора: от чертежа к зданию.
  • Описание и анализ памятников живописи. Описание и анализ как метод: основные понятия, границы, особенности, задачи.
    Язык искусствоведения и язык искусства. Язык как главный инструмент описания и анализа. Историк искусства как комментатор. Роль Генрих Вёльфлина. Основные понятия истории искусства как инструмент для анализа. Проблема интерпретации произведений искусства в отечественном искусствознании (Б.Р.Виппер, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов). Метод и схема описания памятника. Сюжет, жанр, мотив. Взаимосвязь между образом и средствами художественного выражения.
  • Художественный язык скульптуры. Скульптура как вид искусства.
    Разница между скульптурой и пластикой. Связь с архитектурой, трёхмерность, осязательный характер. Взаимодействие скульптуры с пространством. Типы композиционного движения. Движение зрителя относительно скульптуры. Функции скульптуры: культовая, ритуальная, мемориальная (портрет, символические образы, аллегории, надгробие). Декоративные функции, социальные и воспитательные функции.
  • Художественный язык скульптуры. Виды скульптуры.
    Рельеф, круглая скульптура. Скульптура больших и малых форм. Виды скульптурного изображения: в полный рост, полуфигура (поясное изображение), торс, погрудное изображение (бюст, герма), голова, анималистическая скульптура. Скульптурная группа и её эволюция. Монументальная и садово-парковая скульптура. Роль масштаба, силуэта, точки зрения, постамента, среды. Особенности станковой скульптуры: восприятие с близкого расстояния, перемещаемость, эмоциональное общение со зрителем. Постамент и его функции.
  • Художественный язык скульптуры. Материалы скульптуры. Камень, дерево.
    Свойства материалов: плотность, фактура, пластичность, светопроницаемость, цвет Твёрдые породы (базальт, гранит, порфир): монументальность, обобщённость, статика. Мрамор и его разновидности. Прочность, различные оттенки, нежность светотеневых переходов, прозрачность. Известняк, песчаник, алебастр, слоновая кость. Глиптика. Дерево. Структура и фактура дерева. Технологические особенности обработки. Мягкие и твёрдые породы. Тон дерева и его раскраска.
  • Художественный язык скульптуры. Материалы скульптуры. Бронза, глина.
    Принцип прибавления (пластики, лепки). Возможность любых исправлений. Глина как вспомогательный и как самостоятельный материал. Боцетто — скульптурный эскиз. Терракота. Изменения при обжиге. Применение глазури, майолика. Фарфор. Бронза: роль силуэта, возможность свободной композиции, изображение активного движения, детальность проработки, возможности шлифовки.
  • Художественный язык скульптуры. Композиция в скульптуре.
    Скульптура Древнего Востока: фронтальность, монументальность, статика. От фронтальности — к развитию нескольких точек зрения в эллинистической скульптуре. Роль силуэта (замкнутый, компактный, геометрически правильный или живописный). Соотношение частей и целого в скульптуре и скульптурной группе. Проблема ритма в скульптуре (ритм внутренних членений, характер разработки поверхности). Фактура скульптурной поверхности (гладкая — эскизная, натуроподобная — условная). Незаконченность как приём, фрагментарность. Скульптура XX века: объем и контробъем, переход от скульптуры к объекту.
  • Художественный язык скульптуры. Движение в скульптуре.
    Способы передачи движения в скульптуре (хиазм, контрапост, S-образное движение). Взаимоотношение тела и драпировки, роль драпировки в передаче движения. Передача внешнего и внутреннего движения. Роль Микеланджело в истории скульптуры. Феномен круглой скульптуры, движение зрителя. Барочная экспансия скульптуры, включение зрителя в среду, единую со скульптурой. Открытая композиция, разнонаправленное движение.
  • Графика как вид искусства.
    Конфликт между объектом и пространством, условность, элемент незаконченности. Связь с письмом, текстом. Связь с процессом работы, будущим замыслом. Субъективность, индивидуальность, Понятие наброска (кроки), эскиза и этюда. «Готическое» рисование: линейность, плоскостность, орнаментальность. Переход к пластической моделировке формы в эпоху Возрождения. Штриховка для передачи светотени. Выделение рисунка в самостоятельную форму графики. Развитие от контура к тональному рисунку в 17-18 вв. Экспрессивный или «импрессионистический» рисунок в 19 веке. Свобода формы в 20 веке, разнообразие приёмов и техник. Возрождение интереса к линии как самостоятельной ценности.
  • Графика как вид искусства. Материалы графики.
    Основы: деревянные дощечки, пергамент, бумага и др. Металлический грифель (свинцовый, серебряный). Уголь и итальянский карандаш: переход от контурно-штрихового принципа рисования к скульптурно-живописному. Сангина и техника в три карандаша (сочетание с белым мелом и итальянским карандашом). Графитный карандаш, рисунок пером (тростниковое, гусиное, металлическое). Рисование чернилами и тушью. Бистр и сепия. Промежуточные техники между графикой и живописью. Пастель: хрупкость, кроющая способность, матовость. Акварель: прозрачность красок, быстрая работа по влажной бумаге, просвечивающий фон. Использование акварели и гуаши для раскрашивания манускриптов. Становление акварели как самостоятельного средства в конце 18 века. Гуашь: плотность, матовость, кроющая способность, пастозность.
  • Графика как вид искусства. Развитие и особенности тиражной графики. Ксилография, резцовая гравюра.
    Разновидности печатной графики: выпуклая, углублённая, плоская гравюра. Функции гравюры: репродукционная, пропагандистская, дидактически-воспитательная, эстетическая. Выпуклая гравюра. Ксилография - самая ранняя печатная техника (с начала 15 века в Европе). Трудоёмкость техники, разделение на художника и резчика, сложность исправлений. Цветная ксилография. Кьяроскуро. Линогравюра (на линолеуме).
  • Графика как вид искусства. Офорт и литография.
    Углублённая гравюра. Резцовая гравюра: работа штихелем по вращаемой металлической (медной) доске. Офорт - гравюра на металле, сделанная химическим способом (травлением). Процарапывание рисунка по кислотоупорному лаку офортной иглой. Травление азотной кислотой и печать. Многократное травление (состояние). Гравюра сухой иглой как дополнение к офорту. 18 век: появление акватинты и меццо-тинто. Плоская гравюра. Изобретение литографии для печати нот. Репродукционная техника. Протравливание кислотой полированной поверхности известняка, на которую нанесён рисунок литографской краской или карандашом. Цветная литография с нескольких досок. Тиражи в несколько тысяч экземпляров. Имитация разнообразных приёмов рисунка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад (1 модуль)
    При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения.
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
    Эссе (письменная работа объёмом до 3 тыс. слов) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа. В качестве тем для эссе предлагаются отдельные памятники и их сопоставление, или стилистические или типологические элементы, а также художественные техники или жанры.
  • неблокирующий Доклад по техникам живописи и скульптуры
    При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения
  • неблокирующий Доклад по художественному языку живописи, скульптуры и графики
    При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения
  • неблокирующий Реферат
    В реферате (письменной работе объемом 2-3 тыс. слов) студент дает оценку содержания монографии, представляет цели и задачи автора (авторов) научного труда, дает оценку выводам и результатам исследования.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Доклад (1 модуль) + 0.25 * Тест + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Доклад по техникам живописи и скульптуры + 0.15 * Доклад по художественному языку живописи, скульптуры и графики + 0.3 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.05 * Реферат + 0.05 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003
  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007