• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Inter-Cultural Dialogue in the Contemporary World

2018/2019
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Программа дисциплины «Межкультурное взаимодействие в современном мире» предполагает изучение студентами исторической, психосоциальной и лингвистической основы рассматриваемых процессов и формирование у обучающихся навыков и компетенций по работе с полученной информацией и её анализу, применению на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить с основами этой актуальной дисциплины, основными подходами и связанными с ними проблемами.
  • Освоить основные направления межкультурной коммуникации в современном мире.
  • Дать представление об исторической, психосоциальной и лингвистической основе процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует взаимодействие между культурами в исторической перспективе
  • Объясняет роль этноса и нации в перспективе культурного взаимодействия
  • Формулирует значение языка как средства мужкультурной коммуникации
  • Формулирует основные черты и характеристики господствующих религиозных системах и их роль в межкультурной коммуникации
  • Анализирует особенности международного взаимодействия в области науки и образования
  • Прогнозирует результаты международного взаимодействия в области охраны памятников и культурных связей
  • Объясняет роль спорта с точки зрения межкультурной коммуникации
  • Формулирует особенности международного туризма и межкультурной коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие межкуль-турного взаимодействия
    Его возникновение и сущность. Методологические подходы. Роль межкультурного взаимодей-ствия в международных отношениях. Взаимодействие между культурами в исторической пер-спективе: уроки и выводы.
  • Этнос и нация в перспективе меж-культурного взаи-модействия
    Когда возникли и что означают эти понятия. Этнические и гражданские нации. Концепция нации как «воображаемого сообщества». Этнические стереотипы, механизмы их возникновения и возможность преодоления. Примордиадистский и конструктивистский подходы к проблеме этничности. Этническая идентичность и её неоднозначность. «Национальный характер»: миф или реальность.
  • Язык как средство межкультурной коммуникации
    Понятие языковых семей и групп. Культурно-лингвистическое взаимодействие и конфликт. Понятие lingua franca в разные эпохи. Разнообразие форм пиджина. Проблема взаимосвязи язы-ка и ментальности и её влияние на организацию межкультурных контактов.
  • Господствующие религиозные си-стемы и их роль в межкультурной коммуникации
    Христианство. Конфессии и деноминации. Католицизм: институт папской власти и его участие в международных культурных процессах. Протестантизм, разнообразие деноминаций. Фунда-ментальное значение традиционной этики кальвинизма для системы ценностей современного западного общества. Разные течения восточного христианства (в частности, Православие), их влияние на ментальность и роль в мировом культурном процессе. Ислам. Основные течения и вызовы. «Гражданские» религии: предыстория, содержание, адепты. Секуляризация. Атеизм в истории на новом этапе. «Новый атеизм».
  • Международное связи в области науки и образования
    Организации международного научного взаимодействия. Инфраструктура (круглые столы, конференции, постдоки, стажировки, институт приглашенных профессоров). Международный обмен студентами. Глобализация образования и науки и издержки этого процесса. Болонская система, её универсализация и издержки. Проблема признания дипломов и научных степеней в разных системах образования. Институт международных научных премий. Деятельность Нобе-левского фонда, история и значение для современной цивилизации. Премия Филдса.
  • Международное взаимодействие в области охраны памятников и культурных связей
    Выставочная деятельность. Деятельность Юнеско. Охрана памятников, институты и механизмы. Музеи мирового значения как центры культурной глобализации и элементы национального имиджа (Лувр, Британский музей, Эрмитаж и т.п.). Международные угрозы мировому культур-ному наследию: войны и действия религиозных фанатиков. Сотрудничество в области музыки и театра, международные фестивали и конкурсы, их история и общее значение. Шоу-бизнес и его глобальное культурное значение. Фестивали киноискусства и современного искусства.
  • Роль спорта с точки зрения межкультурной коммуникации
    Роль спорта в построении международных культурных контактов. Олимпийское движение, ис-тория и современность. Международные спортивные форумы. Чемпионаты мира по футболу. Турниры Большого шлема. Тур де Франс. Формула 1. Американо-канадские профессиональные лиги баскетбола и хоккея и их интернационализация. Международная проблема допинга. Пара-олимпийское движение.
  • Международный туризм и межкультурная коммуникация
    География туристических потоков, их зависимость от международных отношений. История ту-ризма. Роль туризма в формировании имиджа стран и культур. Специфические формы туризма: религиозные паломничества, медицинский туризм, экологический туризм. Туристическая ин-фраструктура и ее глобализация (гостиничные и ресторанные сети). Глобальная цифровая ин-фраструктура туризма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Реферат + 0.25 * Семинарские занятия + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Межкультурная коммуникация/СадохинА.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-104204-5 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542898

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Routledge handbook of language and intercultural communication / edited by Jane Jackson. (2012). London [u.a.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.353993638