• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Key development tendencies of Eurasia and Trans-Pacific Region

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен проблемам и перспективам развития ключевых регионов современной глобальной международной системы: Азиатско-Тихоокеанского региона и Евразии. Анализируются основные аспекты трендов международной политики в указанных регионах: вызовы развитию и безопасности, проблемы развития международных организаций и форумов и в целом институциональной среды, экономическое сотрудничество в разных сферах и др. Особое внимание уделяется последним инициатив ведущих региональных держав, в том числе китайской инициативе Один Пояс - Один Путь, российским инициатив в области построения Большой Евразии, развитию Евразийского экономического союза и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов системных и комплексных представлений о современных тенденциях развития Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) сквозь призму ключевых международных и внутристрановых процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проводит SWOT-анализ об особенностях многостороннего сотрудничества в АТР в транстихоокеанском формате
  • Проводит PESTLE-анализ о факторах, влияющих на эволюцию восточноазиатских и южноазиатских многосторонних форматов.
  • Комбинирует PESTLE-анализ и SWOT-анализ с последующим построением конфронтационной матрицы и пятиступенчатой модели «мозгового штурма»
  • Выявляет и анализирует основные общерегиональные тренды и их влияние на развитие евразийской интеграции
  • Выделяет основные принципы и особенности работы институтов на пространстве Евразии
  • Анализирует особенности многостороннего сотрудничества в Евразии, демонстрирует знание основных региональных проблем. Применяет аналитические инструменты и методы международных отношений для анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Многостороннее сотрудничество: транстихоокеанское измерение
    Регионализация в АТР: основные особенности. Роль «второй дорожки» многостороннего диалога. Образование АТЭС и его основные результаты. Богорские цели АТЭС: основные оценки и перспективы. Транстихоокеанское партнерство и Всеобъемлющее и прогрессивное транстихоокеанское партнерство как многосторонний экономический проект: тенденции и перспективы развития. Сотрудничество в области политики и безопасности: «система втулки и спиц». Основные особенности и проблемы функционирования этой системы на современном этапе. Коллективная безопасность: азиатско-тихоокеанская специфика. Образование Регионального форума АСЕАН и основные результаты его деятельности. Модальность сотрудничества АСЕАН применительно к АРФ. Факторы, влияющие на эволюцию АРФ на современном этапе: SWOT-анализ (конфронтационная матрица).
  • Многостороннее сотрудничество: восточноазиатский и южноазиатский трек
    Предпосылки создания АСЕАН+3. Основные проекты и направления сотрудничества между участниками этой диалоговой площадки: достигнутые результаты и перспективы. АСЕАН как «движущая сила» АСЕАН+3: проблемы и возможности их решения. Восточноазиатский саммит и Совещание министров обороны АСЕАН+8: причины образования и основные направления сотрудничества. Особенности АСЕАНоцентричной системы безопасности на основе сотрудничества: фактор ИПП и ИТР. СААРК как направление сотрудничества между государствами Южной Азии: основные проекты и результаты. Инициатива пояса и пути как фактор современной и перспективной эволюции СААРК.
  • Угрозы азиатско-тихоокеанской безопасности и пути снижения их остроты
    Проблема ядерного оружия КНДР и возможности ее решения. Шестисторонние переговоры: основные причины малоубедительных результатов. Смена режима в КНДР: оценка возможностей. Разделенность Корейского полуострова как актуальная проблема СВА и перспективы объединения КНДР и РК. Территориальные споры в Северо-Восточной Азии как угроза региональной безопасности. Тайваньская проблема и перспектива ее эволюции. Проблема Южно-Китайского моря: три уровня противоречий. Инициатива пояса и пути и Индо-Тихоокеанский регион как факторы эволюции проблемы. Проблема освоения ресурсов реки Меконг: эволюция до и после «запуска» ИПП. Комиссия по освоению ресурсов реки Меконг и Комиссия Ланьцанцзян-Меконг: сходства и различия в подходах к проблеме. Разделенность Кашмира как источник противоречий между Индией и Пакистаном. Ретроспектива и современное состояние проблемы. Участие Индии и Пакистана в ШОС как фактор эволюции Кашмирской проблемы.
  • Развитие Евразии: общерегиональные тренды
    Евразия в глобальном (геополитическом, геоэкономическом и геокультурном) и региональном контексте. Влияние геополитических и геоэкономических конфликтов, санкций и торговых войн на развитие Евразии. Технологические факторы. Нетрадиционные угрозы безопасности: терроризм и религиозный экстремизм, продовольственная безопасность, экономическая безопасность, экологическая безопасность в регионе. Особенности интеграционных процессов и интеграционных технологий в Евразии. Особенности Евразии как региона, различные подходы к определению этого международного макрорегиона. Понятие «Большая Евразия»: особенности трактовки. Теоретические подходы к осмыслению понятия «Большая Евразия». Ключевые внешние игроки, влияющие на развитие Евразии: Китай, США, ЕС. Фактор НАТО. Взаимодействие ЕАЭС с ЕС. Использование опыта других интеграционных объединений для развития евразийской интеграции. ЗСТ ЕАЭС с Вьетнамом. Сотрудничество по ЗСТ с Китаем, Ираном, Египтом, Сингапуром и другими иностранными партнерами
  • Институциональное развитие Евразии
    История, структура и принципы ЕАЭС. Институты ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия. Суд ЕАЭС, особенности разрешения межгосударственных споров внутри Союза. Право ЕАЭС и особенности национального законодательства стран Союза. ЕАБР. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП. ЕФСР. ШОС: история возникновения, особенности функционирования. История расширения ШОС. Присоединение Индии и Пакистана к ШОС: угрозы и возможности. Основные направления деятельности ШОС. РАТС. ОДКБ: история, структура, проблемы и перспективы сотрудничества. СНГ как международный формат.
  • Тема Многостороннее сотрудничество в Евразии
    Особенности двустороннего и многостороннего сотрудничество на пространстве СНГ. Центробежные и центростремительные процессы на постсоветском пространстве. Институциональный и страновой аспекты. Связь интеграционных инициатив с национальными приоритетами. Характеристика многовекторной внешней политики постсоветских стран и создаваемых ей сложных геополитических конфигураций по регионам постсоветского пространства. Политические и социально-экономические выгоды и риски различных направлений сотрудничества. Внутренняя политика государств Евразии как фактор международного сотрудничества. Приграничные конфликты. Трудовая миграция. Угрозы безопасности. Развитие евразийской интеграции и ее связь с интеграционными процессами в АТР. Проект «Пояс и путь» и вопросы его сопряжения с ЕАЭС. Перспективы межрегионального сотрудничества. Подведение итогов курса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление на семинарах
  • неблокирующий Выступление на семинарах
  • неблокирующий подготовка эссе
  • неблокирующий Ролевые игры на семинарских занятиях
  • неблокирующий Ролевые игры на семинарских занятиях
  • неблокирующий подготовка эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена не считается нарушением т.к. курс не был реализован в 2019/2020 учебном году. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.06 * Выступление на семинарах + 0.06 * Выступление на семинарах + 0.07 * подготовка эссе + 0.07 * подготовка эссе + 0.07 * Ролевые игры на семинарских занятиях + 0.07 * Ролевые игры на семинарских занятиях + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bilgin, P., & Ling, L. H. M. (2017). Asia in International Relations : Unlearning Imperial Power Relations. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1456287

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Elson, R. A. (2013). Globalization and Development : Why East Asia Surged Ahead and Latin America Fell Behind. [Basingstoke]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=759453