• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к числу дисциплин Общего цикла и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению «Международные отношения». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1) знать историю, литературу и обществознание в объеме средней школы; 2) иметь общее представление об основных проблемах и понятиях философии на уровне школьной программы. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Политология и история политических учений», «Теория международных отношений», «Введение в мировую экономику и международные отношения», «Международная политическая экономия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины «Философия»: 1) обучение студентов основам философских знаний; 2) формирование у студентов научно-философского мировоззрения и гуманистической системы ценностей; 3) привитие студентам общей культуры мышления и развитие у них способности к критическому анализу научных и философских теорий; 4) усвоение студентами методологических основ научно-философского познания; 5) обретение студентами навыков социальной ориентации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет особенности возникновения философии, многообразие философии, предмет философии, историческую периодизации философии;
  • определяет периодизацию античной философии;
  • отличает аристотелизм от платонизма;
  • объясняет сущность эпикуреизма, скептицизма, стоицизма;
  • различает особенности китайской и индийской философии.
  • выявляет специфику китайской и индийской философии;
  • описывает сущность, периодизацию и ключевые принципы средневековой философии;
  • отличает друг от друга сущность эмпиризма и рационализма;
  • выявляет сущность философии Декарта, Локка, Гоббса, Спинозы;
  • объясняет сущность немецкой классической философии, категорический императив и априоризм Канта, особенности диалектики Гегеля и его учение о государстве;
  • описывает сущность и принципы марксистской философии и направления ее развития , сущность и этапы развития позитивизма;
  • описывает специфику и ключевые положения основных школ западной философии ХХ столетия;
  • описывает специфику, возникновение, становление и развитие философии в России;
  • анализирует содержание и объем понятия «бытие», фундаментальные онтологические различия: бытие и ничто, сущее и бытие, сущность и существование;
  • различает значение понятия субстанции, ее атрибуты и модусы, дефиниции и концепции пространства и времени;
  • анализирует сущность понимания сознания в философии и его основные концепции;
  • объясняет становление и задачи теории познания, основные гносеологические стратегии, познавательные отношения, субъект и объект познания;
  • различает виды познания, сущность истины и ее основные концепции;
  • различает понятия мысли и мышления, типы рациональности, понятия дискурса, объяснения и понимания;
  • распознаёт рефлективную и валюативную социальную философии, их цели и задачи;
  • объясняет сущность общества и его структуру;
  • выделяет элементы общества;
  • выделяет проблему развития общества и источники его изменения;
  • определяет сущность философии политики и политической философии, отличает их друг от друга;
  • формулирует предмет, объект, типологию философии истории, объясняет суть формационного и цивилизационного подходов к истории;
  • объясняет проблему существования законов развития и движения истории;
  • выделяет проблему субъекта истории в европейской социальной философии;
  • различает основные типы аксиологических теорий;
  • объясняет понятие ценности, иерархию ценностей;
  • анализирует сущность антропоцентризма, отличает его от теоцентризма, природоцентизма, логоцентризма, социоцентризма;
  • анализирует проблему единства духовного и телесного, биологического и социального в человеке;
  • различает типы личности в философии, объясняет суть проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека;
  • формулирует содержание и объем понятия культуры и ее функции;
  • анализирует проблему наследования культурных традиций, проблему воспроизводства и отмирания культуры., соотношение цивилизации и культуры, проблему взаимодействия цивилизаций;
  • формулирует проблему соотношения сакрального, секулярного, постсекулярного; выявляет особенности диалога в современной христианской и исламской философии;
  • распознаёт сущность науки, критерии научности знания, отличает научное знание от вненаучного;
  • выделяет основные стадии становления науки;
  • объясняет значение и сущность техники в современной цивилизации, влияние техники на глобальные проблемы современной цивилизации и глобальную безопасность;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философская пропедевтика
    Возникновение философии. Многообразие философии: западная и восточная философии. Китайские и индийские философские школы. Становление философии. Специфика древнегреческой философии: мудрость и фюсиология. Проблема определения философии. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия и другие формы культуры. Философия и метафизика. Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем. Философские методы познания. Средства философии: язык, приемы, техники. Дисциплинарное строение философского знания. Философия и общество. Историческая периодизация философии.
  • Античная философия
    Сократ и сократическое школы. Классическая античная философия: идеализм Платона и телеономия Аристотеля. Платоники и неоплатоники. Неклассическая античная философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.
  • Восточная философия в древности и средневековье
    Философия на древнем Востоке. Возникновение индийской философии. Применимость понятия философии к интеллектуальной традиции древней Индии. Диалектика религии и философии в брахманизме, джайнизме, буддизме. Ведущие даршаны индийской философии. Индуизм и классическая индийская философия. Йога, миманса, веданта. Философия в древнем Китае. Зарождение и основные периоды в истории китайской философии. Соотношение философии и мифологии в Китае. Школы и течения китайской философии: конфуцианство, «школа имен», даосизм, легизм, моизм. Социально-этическая направленность учения китайских мыслителей. Философия Лао-цзы и его последователей. Философия конфуцианства. «Книга перемен». Мо-цзы и его социально-политические идеи. Основные идеи Шан Яна и школа легистов. Арабский Халифат: специфика историко-культурного развития. Становление классической арабо-мусульманской философии. Основные течения в философии исламского мира VIII–XIV вв.: калам, фальсафа, суфизм. Роль и значение античного философского наследия. Влияние перипатетической философии. «Аристотелевский ренессанс»: Ибн-Сина, Ибн Рушд. Аль-Газали как философ-мистик. Система Ибн-Рушда. Философский гуманизм в арабо-исламской мысли. Иудаизм и арабский мир. Средневековая еврейская философия в арабском мире. Основные направления средневековой еврейской философии: каббала, неоплатонизм, аристотелизм. Философская мысль Маймонида.
  • Средневековая философия и ее кризис
    Специфика и основные проблемы средневековой философии. Периодизация средневековой философии. Исламская философия Средних веков. Основные школы и представители христианской средневековой философии. Мистика. Схоластика. Томизм и августинианство. Кризис средневековой философии. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм, утопизм, скептицизм позднего Возрождения. Философия Реформации и Контрреформации.
  • Философия Нового времени
    Возникновение новоевропейской философии. Метафизические системы рационализма. Британский сенсуализм и его критики. Субъективный идеализм. Просвещенческий деизм. Натурализм, эмпиризм и материализм в философии Просвещения.. Спиритуализм и иррационализм философии 18 века. Кризис схоластического метода в философии. Эмпиризм и рационализм в гносеологии. Эмпирическая система Ф. Бэкона как переход от ренессансного философствования к философии Нового времени. Метафизика Б. Спинозы. Диалектика свободы и необходимости. Мышление и протяженность. Рационалистическая философия Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм. Проблема врожденных идей. Сенсуализм Дж. Локка. Гносеология и политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка. Теория естественного права и общественного договора. Специфика гносеологических систем Дж. Беркли и Д. Юма. Плюралистическая онтология Г.В. Лейбница: учение о монадах. Характерные черты философии Просвещения. Философия немецкого Просвещения: Х. Вольф, А. Баумгартен, С. фон Пуфендорф. Философия французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Вольтер. Французские материалисты XVIII в. и судьба их идей.
  • Немецкая классическая философия и ее адепты
    Немецкая классическая философия: основные идеи и представители. Истоки философии И. Канта. Гносеология Канта и «коперниканский переворот» в философии. Этическая система Канта. Философия религии, политическая философия и философия истории у Канта. Критика системы Канта и возникновение классического немецкого идеализма: И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель. «Метафизика деятельности» Фихте. Философия творчества Шеллинга. Идеалистическая диалектика Гегеля. Философия Гегеля как завершение классической рационалистической традиции. Философия романтизма. Спекулятивная диалектика и абсолютный идеализм. Критики и последователи классического трансцендентализма.
  • Неклассическая западная философия рубежа 19 – 20 вв..
    Вульгарный и антропологический материализм. Марксистская философия и направления ее развития. Судьба гегелевской философии в XIX в. Философия Л. Фейербаха. Младогегельянство и К. Маркс. Концепция человека у раннего Маркса. Критика Марксом общественно-политических институтов и материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие. Диалектический и исторический материализм. Зарождение коммунистической идеологии. Ф. Энгельс..Позитивная философия, эмпириокритицизм и философия науки. Философия позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль. Баденская школа неокантианства. В. Дильтей и его понимание истории. Феноменологическое движение. Феноменология: предмет и метод. Э. Гуссерль и проблема сознания. Феноменологическая редукция. Эволюция американского прагматизма. Прагматизм: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи.
  • Западная философия ХХ столетия
    Аналитическая философия. Реализм. Логический неопозитивизм. Лингвистическая философия. Критический рационализм. Экзистенциализм, философская антропология, фундаментальная онтология. Герменевтика. Постструктурализм и философия эпохи Постмодерна. Аналитическая философия и наследие классического рационализма. Б. Рассел и Дж. Мур. Структура аналитической философии. Западноевропейская философия жизни. Философия пессимизма А. Шопенгауэра. Истоки философии экзистенциализма в творчестве С. Кьеркегора. Ф. Ницше: философия «сверхчеловека».. Интуитивизм А. Бергсона и учение о сознании. Философия культуры О. Шпенглера. Пути концептуализации бессознательного в психоаналитической философии.. Основные направления современной западной философии. Экзистенциальная философия. М. Хайдеггер. Экзистенция как истина бытия. Французский экзистенциализм. Экзистенция и свобода. Философская герменевтика: становление и развитие. Герменевтика Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Х.Г. Гадамера.
  • Русская философия
    Возникновение, становление и развитие философии в России. Специфика русской философии. Расцвет русской философии в 19 - 20 вв. Самобытная русская философия: философия славянофильства, философия имени, софиология, космизм. Русская философия в контексте философии Запада и Востока: проблема места и роли. Становление русской философской традиции. Философская культура средневековой Руси. Основные достижения русской философской мысли в XVII в. Григорий Сковорода. Философия в России XVIII в. Роль Московского университета. М.В. Ломоносов. Идеи Просвещения в России. А.Н. Радищев. Русская философия XIX в. Судьба идей Шеллинга в России. П.Я. Чаадаев. Философские идеи славянофилов и западников. Русский либерализм. Позитивизм и материализм в России. Философия российского консерватизма. B.C. Соловьев и метафизика всеединства. Зарождение русского неокантианства. А.И. Введенский. Русская религиозная метафизика начала ХХ в. Вопрос о соотношении истины, добра, красоты. Н.А. Бердяев: философия творчества и свободы. Ценностно ориентированная философия и становление нового религиозного сознания. П.А. Флоренский. Философская теодицея. С.Л. Франк. Пути преодоления зла и вопрос о нравственном совершенствовании. И.А. Ильин. Софиология. С.Н. Булгаков. Достижения отечественной философии в контексте западной философской традиции. Судьба русской философской традиции во второй половине XX в. Советская и постсоветская философская мысль.
  • Онтология, учение о бытии.
    Учение о бытии. Возникновение и генезис понятия "бытие" в западной философии. Старая и новая онтологии. Онтологическое и онтическое. Фундаментальные онтологические различия: бытие и ничто, сущее и бытие, сущность и существование. Реальное и идеальное сущее. Возможность и действительность. Случайность и необходимость. Субстанция, ее атрибуты и модусы. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Проблема единства мира. Научные, философские и религиозные картины мира. Понятия материального и идеального: идеализм и материализм. Мир и вещи. Пространство, время. Атрибуты сущего: время, пространство, строение, развитие. Субъективистские и объективистские концепции времени. Реляционная и субстанциальная концепции пространства. Движение и развитие, диалектика. Теории развития: диалектическая эмерджентная, эволюционная. Уровни и иерархия сущего. Живое и неживое. Душа и Дух. Система, элемент, структура и функции. Проблемы самоорганизующихся систем. Антиномии целостности. Сущность, закон, порядок. Тождество и различие. Общее и всеобщее. Общее, единичное, особенное. Явление, феномен, сущность. Виды законов. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.
  • Сознание
    Проблема происхождения сознания. Формирование сознания в онто- и филогенезе человека. Сознание и психика. Сознание и познание. Сознание, рефлексия и самосознание. Структура сознания. Психофизическая проблема: монизмы и дуализмы в философии сознания. Основные философские концепции сознания: идеалистические, физикалистские, бихевиористские, функционалистские. Проблема идеального. Общественное и индивидуальное сознание. Идеология и массовое сознание. Сознание и бессознательное. Бессознательное и подсознание. Пути концептуализации бессознательного. Виды бессознательного: сексуально-биологическое, индивидуальное, коллективное, реальное, символическое, воображаемое. Бессознательное и проблема единства Я. Сознание, самосознание и личность. Проблема Я в истории философии.
  • Познание
    Становление и задачи теории познания. Гносеологический оптимизм и виды агностицизма. Основные гносеологические стратегии: нативизм, сенсуализм, конструктивизм, логицизм. Направления современной эпистемологии. Эволюционная, социальная и натуралистская эпистемологии. Анти-реализм и реализм в эпистемологии. Природа и законы познания. Познавательные отношения, субъект и объект познания. Структура познания. Типы познания: обыденное, религиозно-мифологическое, игровое. Виды познания: чувственное и рациональное, дискурсивное и интуитивное, априорное и апостериорное, личностное и коллективное. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Проблема истины. Корреспондентская концепция истины. Семантическая концепция истины. Концепция правдоподобия. Концепция истины-события. Проблема критериев истины. Неклассические концепции истины: когерентная, конвенциальная, прагматическая, экономическая, экзистенциальная. Ложь, заблуждение, обман и истина.
  • Теория мышления и философия языка
    Действительность, мышление, логика и язык. Понятия мысли и мышления. Алфавит умственных операций. Умострой или образ мышления. Типы мышления: научное, философское, художественное, политическое. Виды мышления: языковое и невербальное (практически-действенное), пралогическое и логическое, разумное и рассудочное. Взаимоотношения разума и рассудка в истории философии. Мышление и язык. Гипотеза языковой относительности Сепира - Уорфа. Проблема рациональности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Типы рациональности: универсальная, формальная, научная, языковая, социальная, коммуникативная. Природа, строение и функции языка. Система языка, речь (дискурс) и письмо. Проблемы референции. Философия имени. Герменевтика. Объяснение и понимание. Проблема понимания в философии. Текст и его интерпретации. Философия обыденного языка: терапевтический и метафизический анализ. Теория речевого акта. Философия коммуникации. Критика языка.
  • Социальная и политическая философия.
    Рефлективная и валюативная социальная философии, их цели и задачи. Соотношение социальной философии и социологии. Социальная теория и социальная практика. Различные интерпретации понятия общества в истории социально-философской мысли. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Элементы общества. Человек в системе социальные связей. Субъект и объект в обществе. Подсистемы общества - сферы общественной жизни. Общества традиционные, современные и постсовременные, их основные отличительные черты. Проблема развития общества и источники его изменения. Революционное и эволюционное изменение общества. Конфликт. Реформизм. Гражданское общество и государство. Политика и философия. Философия политики и политическая философия. Биополитика и философия.
  • Философия истории
    Философия истории и социальная философия. Предмет, объект, типология философии истории (онтология, эпистемология, аксиология). Философия истории и специфика исторического познания. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Суть формационного и цивилизационного подходов к истории. Проблемы бытия истории как онтологической реальности. Проблема смысла и цели истории. Проблема существования законов развития и движения истории. Повторяемость в истории: диалектика событий и структур. Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе. Проблема целостности истории. Проблема субъекта истории в европейской социальной философии.
  • Аксиология, эстетика и этика.
    Предмет аксиологии. Основные типы аксиологических теорий. Понятие ценности. Проблема объективности ценностей. Ценность, норма, идеал. Ценность и оценка. Иерархия ценностей. Нравственные ценности. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
  • Антропология
    Представления о совершенном человеке в различных культурах. Религиозные ценности и свобода совести. Человек как предмет познания. Антропоцентризм в соотношении с теоцентризмом, природоцентизмрм, логоцентризмом, социоцентризмом. Проблемы происхождения жизни и происхождения человека. Основные этапы антропогенеза. Проблема определения сущности человека. Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке. Индивидуальное и социальное бытие человека. Атрибутивные свойства человека: свобода, творчество, моральность и др. Проблемы человеческой личности. Типы личности в философии. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
  • Философия культуры
    Понятие и функции культуры. Проблема наследования культурных традиций, проблема воспроизводства и отмирания культуры. Классическая модель культуры и ее исходные основания: гуманизм, рационализм, историзм. Цивилизация и культура. Философия культуры в эпоху постмодернизма. Информационное общество и диалог культур. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
  • Философия религии.
    Религия как понятие и философская проблема. Истоки и становление философии религии как отрасли философского знания. Вопрос о религиозном опыте как условии философствования о религии. Объекты познания в философии религии. Проблема сверхъестественного начала мира и человека. Философские концепции Бога. Доказательства бытия Божия: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, И. Кант, представители неосхоластики, У. Пейли, Ж. Маритен. Философское осмысление религиозного опыта у Ф. Шлейермахера, У. Джеймса, Р. Отто, представителей психоанализа. Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Р. Бультман и кризис классического представления о Боге. Русские и западные философские концепции богопознания в середине и второй половине XX столетия. Критическое переосмысление религии в трудах П. Тейяра де Шардена, Д. Бонхёффера, Д. Робинсона. Вопрос о межконфессиональном диалоге в современной христианской и исламской философии. Проблема внеконфессиональной религиозности в современной философской мысли.
  • Философия экономики, науки и техники.
    Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Понятие науки. Возникновение науки и основные стадии ее становления. Три аспекта бытия науки: как генерации нового знания, как социального института, как особой сферы культуры. Науки о природе и науки о духе, номотетические и идеографические, понимание и объяснение. Сциентизм и антисциентизм. Специфика науки и ее методов. Научная картина мира, ее исторические формы и функции. Научные революции как перестройка оснований науки. Основания науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение, виды наблюдений. Эмпирический факт. Структура теоретического знания. Понятия гипотезы, концепции, теории. Теоретические модели. Структура оснований, идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность. Проблема истины в научном знании. Наука и техника. Понятие техники, основные этапы ее развития. Понятие инженерии. Значение и сущность техники в современной цивилизации. Предмет и генезис философии техники. Философская трактовка изобретений. Философия техники и глобальные проблемы современной цивилизации. Научное познание и инженерия как разные виды деятельности, их отличия и специфика. Технические науки, их специфика и становление. Социальные проблемы развития современных технологий. Проблемы социальной оценки техники и ее последствий. Новые идеалы развития технологий и производства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах.
  • неблокирующий Устный экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Работа на семинарах. + 0.4 * Устный экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Модель человека в экономической науке, Автономов, В. С., 1998
  • Средневековая философия : учеб. пособие, Соколов, В. В., 2001
  • Философия права : учебник для вузов, Нерсесянц, В. С., 2006