• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cultural and Creative Industries

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс рассматривает развитие культурных и креативных индустрий как идеи и концепта с позиций политической экономии и специфики экономики культуры, а также адаптирует данные концепты к текущим вызовам развития данных индустрий в цифровом мире. Курс рассматривает специфику культурных индустрий и их отличие от других индустрий в части специфики создания цепочки стоимости, управления рисками и т.п. Понятие креативных индустрий будет также введено и рассмотрены отличия креативных индустрий от культурных. В данном курсе в первую очередь нас интересует не статистика культурной экономики, а ее специфика. В связи с этим студенты данного курса должны интересоваться культурой и спецификой экономики культуры и быть способными рефлексировать на тему трансформации культуры и культурных продуктов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с подходом к исследованию культурных и креативных индустрий с позиций cultural и media studies
  • Продемонстрировать главное различие между культурными (творческими) индустриями и другими видами отраслей
  • Предоставить критическую рамку для анализа современной цифровой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует основные особенности теорий культурных индустрий
  • Различает подходы к исследованию культурных и креативных индустрий
  • Создаёт периодизацию развития теорий культурных и креативных индустрий
  • Формулирует специфику культурных индустрий с точки зрения теории потребительной стоимости.
  • Различает разные виды культурных продуктов и специфику творческого труда в них
  • Определяет ключевые стратегии снижения рисков в культурных индустриях
  • Различает модели функционирования медиа
  • Устанавливает последовательность возникновения ключевых моделей функционирования медиаиндустрии
  • Различает виды концентрации в культурных индустриях
  • Формулирует ключевые проблемы медиатеории в сфере концентрации медиа
  • Анализирует современную концентрацию в сфере цифровой индустрии
  • Отличает культурные индустрии и креативные индустрии
  • Называет основные положения теорий креативных индустрий (Тросби, Флорида)
  • Формулирует ключевые положения политики культурного исключения
  • Различает особенности неолиберальной политики в области регулирования культуры и политики культурного исключения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Происхождение теорий культурных и креативных индустрий
    Культурные индустрии и их понятие. Смежные индустрии (символические индустрии и т.п.). Основные теоретические истоки Культурных индустрий. Критическая теория и Политическая экономия медиа. Индустриализация культуры и ее понятие в критической теории. Понятие воспроизводимости.
  • Ключевые принципы культурных индустрий
    Разнообразие культурных продуктов и их отнесение к индустриальному и ремесленному принципам производства. Типология культурных продуктов. Непредсказуемый характер потребительной стоимости в медиаиндустрии. Основные стратегии снижения рисков в культурной индустрии. Ключевые модели функционирования в культурных индустриях.
  • История воспроизводимости в культурных индустриях
    Что такое «воспроизводимость» и ее отношение к понятию индустриализации. Разница между рынком печатной книги и переписным промыслом в допечатную эпоху. Копирайт и авторское прав как регуляторы книжного бизнеса. Индустриализация периодической прессы и модель двойной конверсии. Киносектор и фонографическая индустрия как индустрии «записи». Звукозапись между граммофоном и фонографом. Массовое прослушивание музыки как модель услуги. Ранние модели киноразвлечения. Индустриальное производство фильмов и логика изменений в этой сфере. От стандартизированного кинопроизводства к логике блокбастеров. ТВ, радио и интерактивные цифровые сети как модель нематериальной услуги. Радио: от логики оборудования к логике контента. Рекламная модель радио. Диверсификация аудиовизуального производства и развитие ТВ. Альтернативные ТВ и аудиовизуальные платформы.
  • Концентрация и культурные индустрии
    Символические блага как гибридные блага. Концентрация как угроза плюрализму мнений в сфере культурных индустрий. Экономическая и политико-экономическая традиция критики медиаконцентрации. Критика международной концентрации. Типы концентрации и их эволюция. Медиаконгломераты середины ХХ в. Диагональная концентрация медиа и культуры в сопредельные сферы. Экономика платформ.
  • Креативные индустрии как концепт и их связь с культурными индустриями
    Разные виды креативности и понятие креативности. Креативный класс как концепт. Экономическая, технологическая и культурная креативность. Креативные индустрии и креативная экономика как политическая идеология. Разные подходы к определению креативных индустрий. Креативные индустрии как технологический концепт. Креативность и социальное развитие. Конвергенция между креативными и культурными индустриями. Модель креативных кругов. Основные концепты различий: специфика символической ценности, разные модели индустриализации.
  • Политика в сфере культурных и креативных индустрий
    Происхождение культурной политики. Культурные продукты между частными и общественными благами. Неолиберальной подход к регулированию культуры. «Культурное исключение» как подход к культурной политике. Защита культурной идентичности как политика, Политика в сфере охраны плюрализма. Политика в сфере креативных кластеров.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинар 1
  • неблокирующий Семинар 2
  • неблокирующий Семинар 3
  • неблокирующий Семинар 4
  • неблокирующий Семинар 5
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Семинар 6
    Работа на этом семинаре считается последним элементом контроля и, формально, считается экзаменом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Домашнее задание 1 + 0.05 * Домашнее задание 2 + 0.05 * Семинар 2 + 0.05 * Семинар 3 + 0.05 * Семинар 4 + 0.15 * Семинар 5 + 0.15 * Семинар 6
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вартанова Е.Л. - История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков: учебное пособие - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 160с. - ISBN: 978–5–7567–0658–1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68840
  • Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
  • Голядкин Н.А. - История отечественного и зарубежного телевидения: учебное пособие для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 191с. - ISBN: 978-5-7567-0823-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97221
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Культурные индустрии, Хезмондалш, Д., 2014
  • Флорида Р. - Креативный класс. Люди, которые создают будущее - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 420с. - ISBN: 978-5-00057-733-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91745

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bernard Miège. (1997). Les industriels de la culture et de l’information à l’ère des nouveaux médias et des réseaux de diffusion. Sociologie de La Communication, (1), 73. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reso.004357302.1997.mon.1.1.3833
  • Hesmondhalgh, D., Kiely, R., & Marfleet, P. (1998). chapter 7: Globalisation and cultural imperialism: a case study of the music industry. In Globalisation & the Third World (pp. 163–183). Taylor & Francis Ltd / Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=17444536
  • Kiriya, I. (2017). The Impact of International Sanctions on Russia’s Media Economy. Russian Politics, 2(1), 80–97. https://doi.org/10.1163/2451-8921-00201005
  • Patrice Flichy, & Liz Libbrecht. (2000). Internet or the ideal scientific community. Réseaux. The French Journal of Communication, (2), 155. https://doi.org/10.3406/reso.2000.3353
  • Patrice Flichy. (2007). Understanding Technological Innovation. Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.elg.eebook.12803
  • Paul Beaud, Patrice Flichy, Monique Sauvage, & UNESCO. (1984). La télévision comme industrie culturelle. Réseaux, (9), 3. https://doi.org/10.3406/reso.1984.1142
  • Peter Golding, & Graham Murdock. (2015). Ideology and the Mass Media: The Question of Determination. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BD12B07
  • Schiller, H. I. (1993). Transnational media: Creating consumers worldwide. Journal of International Affairs, 47(1), 47. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9402082494