• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Foreign Language (Arabic)

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для студентов факультета мировой экономики и мировой политики образовательных программ: "Мировая экономика" и "Международные отношения", изучающих арабский язык на продвинутом этапе обучения (II курс). Он направлен на развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов: языковой, речевой, межкультурной и академической. Программа направлена на достижение соответствия уровня иноязычной подготовки студентов международным стандартам в обучении иностранным языкам. Цель курса - обеспечить студентов практическими знаниями современного арабского литературного языка в рамках нормативной грамматики. При изложении многоуровневых грамматических явлений используется как традиционно лингвистическая терминология, выработанная главным образом на основе греческого и латинского, так и собственно арабская. Наряду с освещением ряда узловых вопросов, даются и более глубинные теоретические сведения (лексикология, семантика, лингвопрагматика, теория и практика перевода, стилистика и др.), релевантных компетенциям (лингвистическая, прагматическая, профессиональная, инструментальная, социокультурная) образовательного потенциала уровня А2-B1.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями современного арабского литературного языка в рамках нормативной грамматики.
  • Развитие общекультурной компетенции и формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, входящей в состав профессиональной компетенции бакалавра в сфере экономики и международных отношений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Отличает и классифицирует породы правильных и неправильных глаголов.
  • Спрягает правильные глаголы в настояще-будущем времени.
  • Называет грамматические особенности употребления союза أن
  • Называет грамматические особенности употребления прилагательных قليل и كثير.
  • Заполняет анкеты с личными данными на арабском языке.
  • Отличает сравнительную степень качественных имен прилагательных.
  • Спрягает правильных трехсогласные глаголы в повелительном наклонении.
  • Называет грамматические особенности употребления частиц обращения.
  • Отличает превосходную степень качественных прилагательных.
  • Образовывает усеченную форму правильного трехсогласного глагола.
  • Называет грамматические особенности обстоятельств места в арабском синтаксисе.
  • Называет грамматические особенности употребления союзов в арабском языке.
  • Называет грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными определительными в арабском языке.
  • Образовывает косвенное повеление и повеление в отрицательной форме.
  • Называет грамматические особенности употребления имен числительных от 1 до 10.
  • Называет грамматические особенности употребления масдаров в арабском языке,
  • Называет грамматические особенности употребления глаголов "начинания" в арабском языке.
  • Называет грамматические особенности употребления количественных числительных от 11 до 99.
  • Называет грамматические особенности сослагательного наклонения глагола в арабском языке, спрягает правильных трехсогласные глаголы в сослагательном наклонении.
  • Называет грамматические особенности употребления числительных от 100 и выше.
  • Определяет глаголы производных пород.
  • Называет основные значения второй и пятой пород глагола.
  • Спрягает четырехсогласные глаголы в настояще-будущем времени.
  • Называет грамматические особенности употребления в арабском языке оборотов долженствования и возможности действия.
  • Называет грамматические особенности употребления порядковых числительных от 11 до 99.
  • Называет дни недели, времена года, даты и время.
  • Называет основные значения третьей и шестой пород глаголов.
  • Называет грамматические особенности выражения длительности действия в прошедшем времени в арабском языке.
  • Описывает простые арифметические действия на арабском языке.
  • Называет основные значения седьмой и восьмой пород глаголов.
  • Называет грамматические особенности употребления сложноподчиненных предложений с бессоюзными придаточными дополнительными.
  • Называет основные правила арабской пунктуации.
  • Называет основные значения четвертой, десятой и девятой пород глаголов.
  • Называет грамматические особенности употребления частиц исключения.
  • Описывает главные особенности арабо-мусульманской культуры.
  • Описывает социокультурную специфику различных стран арабского мира.
  • Называет общие сведения о различных странах арабского мира.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Классификация неправильных глаголов. Общие сведения о морфологическом словообразовании в арабском языке. Породы глаголов. Настояще-будущее время правильного трёхсогласного глагола. Союз أن. Употребление имён прилагательных قليل и كثير.
    Классификация неправильных глаголов. Общие сведения о морфологическом словообразовании в арабском языке. Породы глаголов. Настояще- будущее время правильного трёхсогласного глагола. Образец спряжения глагола в настояще-будущем времени. Будущее время глагола. Союз أن. Употребление имён прилагательных قليل и كثير. Личные данные (анкета, язык, национальность, страна, семейное положение, возраст, адрес, профессия, образование). Текст «Поездка в Латакию». Диалог.
  • Сравнительная степень качественных прилагательных. Повелительная форма правильного трёхсогласного глагола. Частицы обращения.
    Сравнительная степень качественных прилагательных. Повелительная форма правильного трёхсогласного глагола. Спряжение глагола в повелительной форме. Частицы обращения. Спряжение глагола كـانв настоящем-будущем времени времени. Спряжение глагола رأى в прошедшем и настояще-будущем времени. Склонение имени существительного واد . Текст «Арабская Республика Египет». Диалог.
  • Превосходная степень имён прилагательных. Усечённая форма правильного трёхсогласного глагола. Обстоятельства места.
    Превосходная степень имён прилагательных. Усечённая форма правильного трёхсогласного глагола. Образец спряжения усечённой формы глагола (كتب). Обстоятельства места. Имя существительное .غـيـر Спряжение глагола - جـاء в прошедшем и настояще-будущем времени. Спряжение глагола قضى в настояще-будущем времени. Текст «Ливанская Республика». Диалог.
  • Краткая характеристика союзов. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Косвенное повеление. Повеление в отрицательной форме.
    Краткая характеристика союзов. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Косвенное повеление. Повеление в отрицательной форме. Спряжение глагола كان в усечённой форме. Глагольная частица قـد . Лексический комментарий. Текст «В ресторане». Диалог. Речевая практика. Ситуативные упражнения. Видео- и аудиоматериалы.
  • Имя числительное (ألعدد). Масдар. Глаголы «начинания».
    Имя числительное (ألعدد). Числительные количественные один и два. Числительные количественные от трёх до десяти. Масдар. Масдар первой породы. Масдар в глагольном значении. Глаголы «начинания». Существительное .كل Спряжение глаголов رأى и جاء в усеченной форме. Существительное جميع . Текст «Приход зимы». Диалог. Текст «Дамасская международная выставка».
  • Числительные количественные от 11 до 99, Сослагательное наклонение глагола.
    Числительные количественные от 11 до 99; от 11 до 19; от 20 до 99. Сослагательное наклонение глагола. Замена глагола в сослагательном наклонении масдаром. Обстоятельства образа قضى ,جاء ,رأى ,كان действия. Спряжения глаголов в сослагательном наклонении. Спряжение глагола قضى в усечённой форме. Текст «Зимние каникулы». Диалог. Текст «Царь персов и крестьян».
  • Числительные количественные от 100 и выше. Производные породы глагола. Вторая порода глагола. Настояще-будущее время от четырехсогласных глаголов. Обороты долженствования и возможности действия.
    Числительные количественные от 100 и выше. Числительные количественные в определённом состоянии. Числительные порядковые от одного до десяти. Производные породы глагола. Вторая порода глагола. Основные значения второй породы. Настояще-будущее время от четырёхсогласных глаголов. Пятая порода глагола. Обороты долженствования и возможности действия. Текст «В гостинице». Диалог. Текст «Святыня в Иерусалиме».
  • Числительные порядковые от 11 до 99. Третья порода глагола. Шестая порода глагола. Выражение длительности действия в прошедшем времени.
    Числительные порядковые от 11 до 99. Числительные порядковые от 20 и выше. Обозначение времени, дней недели, месяцев, годов. Третья порода глагола. Шестая порода глагола. Выражение длительности действия в прошедшем времени. Текст «В бюро воздушных сообщений». Диалог. Текст «Абу-ль-Ала’ аль-Маарри». Речевая практика. Ситуативные упражнения. Видео- и аудиоматериалы.
  • Простые арифметические действия. Седьмая порода глагола. Восьмая порода глагола. Сложноподчинённые предложения с бессоюзным придаточным дополнительным предложением. Арабская пунктуация.
    Простые арифметические действия. Величины и меры измерения (вес, объём, длина, ширина, глубина, высота, температура, деньги); свойство предметов (цвет, форма, материал, назначение) и пр. Седьмая порода глагола. Восьмая порода глагола. Сложноподчинённые предложения с бессоюзным придаточным дополнительным предложением. Арабская пунктуация. Лексический комментарий. Текст «С регулировщиком движения». Диалог. Текст «Босра»
  • Четвёртая порода глагола. Десятая порода глагола. Девятая порода глагола. Частица исключения إل .
    Четвёртая порода глагола. Десятая порода глагола. Девятая порода глагола. Правильные и неправильные глаголы. Частица исключения إل .Лексический комментарий. Текст «Меблировка дома». Диалог. Текст «Портрет года». Рассказ Ихсана Абдель Куддуса.
  • Арабо-мусульманская культура: нравы, традиции и обычаи арабов, праздники, национальный колорит, экзотика. Текст «Рынок Хан эль- Халили», «В кофейне» и др.
  • Арабские страны, общие сведения: географическое положение, климат, флора и фауна, природные ресурсы, демография, одежда, быт, и др.
  • Страны Магриба (Марокко, Тунис, Алжир, Ливия, Судан). Страны Машрика (Сирия, Ливан, Ирак, Палестина, Иордания, Египет). Монархии Персидского залива (Королевство Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ). Социокультурная специфика /история, искусство, литература, образование, правила этикета, исламская символика и пр./. Видео- и аудиоматериалы. Беседа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий модульная работа 1
    В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий модульная работа 2
    В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий модульная работа 3
    В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий модульная работа 4
    В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий письменная итоговая работа 2 модуль
    В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий экзамен устный 2 модуль
    Экзамен проводится в письменной форме на последнем занятии семестра и в устной форме во время сессии. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/) без прокторинга. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
  • неблокирующий письменная итоговая работа 4 модуль
    В связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий экзамен устный 4 модуль
    Экзамен проводится в письменной форме на последнем занятии семестра и в устной форме во время сессии. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/) без прокторинга. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
  • неблокирующий домашние задания (1 семестр)
    В связи с переходом на дистанционное обучение организация и оценивание данного элемента контроля будут проводиться с использованием корпоративной электронной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий домашние задания (2 семестр)
    В связи с переходом на дистанционное обучение организация и оценивание данного элемента контроля будут проводиться с использованием корпоративной электронной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий посещаемость (1 семестр)
    В связи с переходом на дистанционный формат обучения посещаемость на занятиях будет оцениваться по наличию включенной камеры на платформе Skype.
  • неблокирующий посещаемость (2 семестр)
    В связи с переходом на дистанционный формат обучения посещаемость на занятиях будет оцениваться по наличию включенной камеры на платформе Skype.
  • неблокирующий аудиторная работа (1 семестр)
    В связи с переводом обучения в дистанционный формат данный элемент контроля будет организован с использованием платформы Skype.
  • неблокирующий аудиторная работа (2 семестр)
    В связи с переводом обучения в дистанционный формат данный элемент контроля будет организован с использованием платформы Skype.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * модульная работа 1 + 0.2 * модульная работа 2 + 0.15 * модульная работа 3 + 0.15 * модульная работа 4 + 0.1 * письменная итоговая работа 2 модуль + 0.1 * письменная итоговая работа 4 модуль + 0.1 * экзамен устный 2 модуль
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * модульная работа 1 + 0.15 * модульная работа 2 + 0.2 * модульная работа 3 + 0.2 * модульная работа 4 + 0.1 * письменная итоговая работа 2 модуль + 0.1 * письменная итоговая работа 4 модуль + 0.1 * экзамен устный 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abu-Chacra, F. (2018). Arabic : An Essential Grammar (Vol. Second edition). Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1662314
  • Степанов Р.В., Кузьмин В.А. - Арабский язык: начальный курс: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-3885-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119088

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ибрагимов, И.Д. Арабский язык. 150 диалогов : учебное пособие / И. Д. Ибрагимов. — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 208 с. - ISBN 978-5-9925-0899-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049506 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049506