• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cultural Factor in Contemporary International Cooperation

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Уникальный курс, цель которого сформировать у студентов понимание роли и возможностей культурного взаимодействия в меняющемся мире XX-XXI веков. Глобальные культурные процессы в своем развитии традиционно не признавали политических границ. Большие стили Средних веков и Нового времени – готика, барокко, романтизм – были интернациональными. Но в XX, и особенно в XXI веке, благодаря скачку в развитии коммуникаций и медийного пространства, культурное пространство приобрело небывалую открытость и взаимосвязанность. Культура стала по-настоящему массовой, а доступ к информации о литературе и искусстве в самых отдаленных уголках Земли оказался открыт для огромного числа людей. Границы стали проницаемыми, а местами и вовсе почти исчезли, что привело к неслыханной прежде интенсивности передвижения. Множество людей оказались причастными к прежде далёким и загадочным для них культурным и религиозным традициям, пусть зачастую и внешне. Мода на явления глобализованной массовой культуры обычно становится интернациональной и распространяется благодаря сети Интернет, соцсетям и мессенджерам. Особенно важным фактором международных отношений в наше время становится культурное сотрудничество, основанное на взаимном уважении и интересе друг к другу представителей самых разнородных традиций в многополярном мире. В рамках предлагаемого курса предлагается осветить исторические корни актуальной глобализованной культуры, ее современное состояние и возможные перспективы развития. Некоторые тематические блоки: - Искусство традиционного и массового общества: цивилизационный перелом Первой мировой войны и революций. Предпосылки и основные этапы становления культуры массового общества. - Исторические корни актуальной культурной ситуации: кризис академического искусства, интернациональный Авангард и тоталитарное искусство межвоенного периода. Общее и особенное. - «Культурная революция» 60-х годов: протест послевоенного поколения, интернациональная хиппи-культура, новые религиозные движения и их интернациональный характер. - Идеологические тенденции научной и художественной интеллигенции в 20-21 вв. Исторический бэкграунд. Причины и последствия. Влияния на сферу международных отношений. - Современная глобализованная массовая культура: специфика существования в едином медийном пространстве. Преимущества и риски. Международное культурное взаимодействие в актуальных условиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс ставит своей целью ознакомление студентов второго года обучения с культурной компонентой международных отношений и культурными связями в мире в 20-21 вв. Он носит интердисциплинарный характер и рассчитан на изучение знаковых феноменов и имен мировой культуры, нацелен на повышение уровня эрудиции студентов, развитие их умения прослеживать причинно-следственные связи и навыки устных выступлений и письменных работ. Материал лекций будет отрабатываться на семинарах в форме чтения и обсуждения фрагментов из «культовых» произведений политической мысли, философии, литературы, анализа изобразительного материала, а также докладов по предложенным темам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знакомится с понятиями "массовая культура" и "общество потребления". Обсуждения понятия "большого" и "календарного" 20 века
  • Студент систематизирует и дополняет свои знания по мировой культуре к. 19 - н. 20 вв.
  • Студент узнает об основных этапах взаимодействия русской и мировой культуры, о последствиях, оказанных на их взаимодействие революцией, эмиграцией и т.д.
  • Студент осваивает навыками понимания соответствующих идеологических и эстетических концептов
  • Студент получает общее представление о культурном взаимодействии Востока и Запада в 20 в.
  • Студент изучает хронологию молодежного протеста 60-х годов, усваивает соответствующую терминологию и понятийный аппарат.
  • Студент получает систематическое представление о главных интеллектуальных и художественных авторитетах 20-21 вв., их историческом бэкграунде и введенных ими новых концептуальных понятиях
  • Студент получает представление о чередовании взаимодействии консервативной и новаторской тенденции в культуре 20 в.
  • Студент узнает об основных эстетических тенденциях в 20-21 вв., их отражении в моде и повседневности
  • Студент учится анализировать и оценивать современную глобализованную медийную культуру, ее риски и преимущества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство традиционного и массового общества: предпосылки перехода и основные этапы становления.
    Искусство традиционного и массового общества: цивилизационный перелом Первой мировой войны и революций. Предпосылки и основные этапы становления культуры массового общества. «Восстание масс» и его глобальные последствия для мировой культуры. «Общество потребления», его социокультурная эволюция.
  • Тема 1. Актуальная культурная ситуация и ее генезис.
    Исторические корни актуальной культурной ситуации: кризис академического искусства и интернациональный Авангард. Импрессионизм и его мировое распространение. Художественный Авангард и его главные мировые центры до и после Первой Мировой войны. Новые виды искусств.
  • Тоталитарное искусство в 20 в.: общее и особенное
    Тоталитарное искусство в 20 в.: художественное оформление радикальных идеологий. Общее и особенное. Искусство как орудие в политической борьбе. Межвоенный период: параллели искусства новых идеологий 20 в. Советское искусство сталинского времени. Искусство фашистской Италии и Нацистской Германии. «Большой стиль» Голливуда. Культурные потери вследствие репрессий и эмиграции. Применение этих эстетических принципов тоталитарными режимами в послевоенный период.
  • Вклад России в мировую культуру в 20-21 вв.
    Вклад России в мировую культуру в 20-21 вв. «Серебряный век»: «Тоска по мировой культуре», художественные течения в русском искусстве в конце 19 – н. 20 вв. («Мир искусства», «Голубая роза» и др.). Достоевский как «первый писатель» 20 в. Мировое признание русского театра, балета и кухни. Судьба, пути и роль в мировой культуре русской элиты после 1917 года.
  • Тема 10. Современная глобализованная медийная культура, её преимущества и риски.
    Современная глобализованная массовая культура: специфика существования в едином медийном пространстве. Преимущества и риски. Феномен Голливудского кинематографа и культа «звёзд». Профессиональный спорт и международные спортивные организации: объединяющая роль и противоречия. Международное культурное взаимодействие в актуальных условиях.
  • Взаимовлияние культур Востока и Запада в 20-21 вв.
    Взаимовлияние культур Востока и Запада в 20-21 веках. Влияние Востока на художественную культуру Импрессионизма и Авангарда. Проникновение стандартов Западной культуры в ранее закрытые и полузакрытые восточные культуры. Поиски «внешнего» ответа, интерпретация и адаптация новых культурных кодов. Новые религиозные движения и их интернациональный характер. Мода на «западные» эстетические стандарты на Востоке.
  • Тема 9. Элитарная и демократическая эстетика в 20 в.
    20 в.: движение от элитарной к демократической эстетике в моде и повседневности. Главные тенденции моды 20-21 вв. как отражение глобальных мировых тенденций. Перелом рубежа 90-х годов: распространение Интернета и его влияние на политическом и социокультурном уровне.
  • Молодежные движения послевоенного поколения, их роль в политике и культуре.
    Эскейпизм как многогранное социокультурное явление в 20-21 веках. Молодежные движения поколения «бэби-бума», феномен интернациональной популярности культуры «фэнтези». «Молодежная революция» 60-х годов: протест послевоенного поколения против «общества потребления». Интернациональная хиппи-культура и мировая популярность англоязычной рок-культуры. Молодежные движения 60-х, их участие и роль в международной политике (протест против войны во Вьетнаме и т.п.).
  • Новаторская и консервативная тенденции в культуре 20 в.
    Чередование новаторской и консервативной тенденций на мировом уровне, от политики до повседневности. «Культура один» и «Культура два». Неоконсерватизм в политике и культуре в 80-е годы. Постмодернизм: от философии к социальным практикам (от толерантности к cancel culture). Влияние этих тенденций на мировую политику.
  • Тема 7. Идеологические тенденции научной и художественной интеллигенции: «властители умов» и их бэкграунд.
    Идеологические тенденции научной и художественной интеллигенции в 20-21 вв. Идеологи мировой политики в 20 в., их исторический бэкграунд и путь к формулированию соответствующих идеологических доктрин. Влияние «левых» и «правых» в сфере международных отношений и их участие в международной политике. Ренессанс национализма и возрождение церквей. Второй Ватиканский собор.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание эссе по выбранной теме
  • неблокирующий Присутствие и активное участие в работе семинара
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Написание эссе по выбранной теме + 0.5 * Присутствие и активное участие в работе семинара
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Восстание масс, Ортега-и-Гассет, Х., Гелескул, А. М., 2003
  • Глобализация и взаимодействие цивилизаций, Яковец, Ю. В., 2003
  • Глобализация: процесс и осмысление, Уткин, А. И., 2001
  • История костюма и гендерные сюжеты моды, Романовская, М. Б., 2010
  • Культура Востока в современном западном мире, Завадская, Е. В., Делюсин, Л. П., 1977
  • Культура Два, Паперный, В., 2016
  • Мифологии, Барт, Р., 2014
  • Модернизм : искусство первой половины ХХ века, Герман, М. Ю., 2003
  • Наша борьба : 1968 год: оглядываясь с недоумением, Али, Г., Ставрогиной, Н., 2018
  • Разломанное время : культура и общество в двадцатом веке, Хобсбаум, Э., Охотина, Н., 2017
  • Русская эмиграция во Франции : социальная история (1920 - 1939 годы), Гусефф, К., Кустовой, Э., 2014
  • Русский период деятельности С.П. Дягилева: формирование новаторских художественных принципов, Ласкин А.С., 2002
  • Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991), Хобсбаум, Э., Нарышкина, Е.М., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство Третьего рейха : архитектура, скульптура, живопись, Маркин, Ю. П., 2018
  • Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. Ч.3: Русское искусство; Советское искусство, , 1989