• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Indian Literature

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Литература Индии» изучается студентами, специализирующимися в индийской филологии, на втором и третьем курсах образовательной программы. Часть дисциплины, относящаяся к третьему курсу, посвящена средневековой индийской литературе, а также переходу к литературе нового времени, то есть охватывает период от VI до начала XX в. В ходе изложения дисциплины учащимся должен быть предложить анализ наиболее значительных произведений рассматриваемого периода, дана характеристика важнейших литературных жанров существовавших в словесности индийского средневековья, выделены процессы, определявшие развитие литературы. Под индийским средневековьем в настоящей программе имеется в виду период с конца гуптской эпохи (VI в.) до XVII‒XVIII вв. Существование феодализма в Индии – до сих пор предмет дискуссий ученых, но для данного курса важно, что в течение упомянутого времени в индийской словесности мы имеем дело с литературой средневекового типа. Этот тип литературы сохраняется в Индии до момента знакомства с европейскими языками и европейской культурой. Сложность изложения материала курса определяется исключительным многоязычием индийской культуры рассматриваемого периода (несколько десятков языков), существованием резко выраженных региональных особенностей отдельных литератур (не только лингвистические, но и жанровые различия), а также сосуществованием многих религий (индуизм, буддизм, джайнизм, ислам, сикхизм, христианство), каждая из которых формирует свой комплекс художественной словесности. В то же время не следует делить индийскую литературу по какому-либо признаку (территориальному, лингвистическому, конфессиональному) на множество отдельных литератур и строить обучение в виде нескольких отдельных курсов. Такая практика существует в ряде учебных заведений. При этом игнорируется тот факт, что речь идет о непрерывно взаимодействующих, борющихся друг с другом и многое заимствующих друг у друга традициях, которые не могут быть поняты по отдельности. Задача данного курса состоит в попытке представить индийскую средневековую литературу в ее цельности, изложить ее историю как сложный, но, в конечном счете, единый процесс. Литература нового времени в Индии, как и в других странах Востока, появляется лишь после знакомства с европейской литературой. Заключительная часть курса посвящена рассмотрению сложных процессов освоения европейской культуры в Индии. Учащиеся получат представление о взаимодействии средневекового литературного канона и жанров английской литературы, постепенно воссоздаваемых в произведениях на новоиндийских языках. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: ‒ Санскрит ‒ Литература Индии (древность) Успешное освоение дисциплины предполагает знакомство с основами санскрита, полученное студентами в период первых двух лет обучения. Некоторые из тем, рассматриваемых в дисциплине, коррелируют с текстами, читаемыми и анализируемыми учащимися на занятиях по основному восточному языку (санскрит). Поскольку курс является продолжением курса, посвященного древнеиндийской литературе, он предполагает углубленное знакомство учащихся с памятниками словесности древней Индии Общее знакомство со средневековой индийской литературой необходимо для таких дисциплин, как «Санскритская теоретическая поэтика» и «Введение в буддийскую филологию», предусмотренных учебным планом образовательной программы «Языки и литература Индии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения курса студент должен: ‒ иметь представление об исторической поэтике средневековой индийской литературы ‒ знать содержание о основные художественные особенности классических произведений средневековой индийской литературы ‒ представлять, как возникала в Индии литература нового времени уметь: ‒ самостоятельно выделять и анализировать композиционные и стилистические особенности средневековой индийской поэзии и прозы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность дать обобщенную характеристику основных исторических периодов и региональных особенностей средневековой индийской литературы.
  • Знание жанровых особенностей ведийского средневековой махакавьи и ее отличий от древних образцов жанра.
  • Знание основных элементов сюжета древнеиндийского романа и источников его реконструкции.
  • Знание сюжетов классических санскритских романов. Представление об их жанровых особенностях.
  • Знание основных художественных особенностей пракритского романа.
  • Знание жанровых особенностей средневековой натики.
  • Знание сюжетов и структуры главных образцов средневековой натаки. Представление об отличиях средневековой натаки от древней.
  • Знание основных изменений произошедших в жанре обрамленного сборника в средние века.
  • Общее представление о жанрах мусульманской литературы Индии и основных этапах ее истории.
  • Знание художественных особенностей поэмы Джаядевы.
  • Знание основных положений религиозных учений, объединенных понятием «бхакти». Знание основных региональных особенностей поэзии бхакти на новоиндийских языках.
  • Знание сюжетов и художественных особенностей наиболее известных произведений бенгальской средневековой литературы.
  • Знание основных жанров средневековой раджастанской поэзии.
  • Знание основных закономерностей возникновения и развития литературы Нового времени в Индии. Знакомство с творчеством важнейших индийских авторов конца XIX начала XX века.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.
    Средневековый тип литературы и его особенности в Индии. Региональный, лингвистический и религиозный канон. Жанр как основа для построения истории средневековой индийской литературы. Периодизация средневековой индийской литературы.
  • Тема 2. Жанры, восходящие к древнеиндийской литературе.
    Средневековая махакавья. «Киратарджуния» (О кирате и Арджуне) Бхарави, «Шишупалавадха» (Убийство Шишупалы) Магхи, «Найшадхиячарита» (Жизнь Нишадхи) Шрихарши. Махакавья на пракрите. «Гаудавахо» (Убийство гаудийца) Вакпатираджи.
  • Тема 3. Средневековый индийский роман.
    Проблема реконструкции древнего романа Гунадхьи «Брихаткатха» (Великий сказ). По средневековым источникам.
  • Тема 4. Средневековый индийский роман (продолжение).
    «Васавадатта» Субандху – волшебная сказка и средневековая риторика. Творчество Баны: «Харшачарита» (Жизнь Харши) и «Кадамбари». «Дашакумарачарита» (Жизнь десяти принцев) Дандина ‒ роман построенный мо модели обрамленного сборника; элементы пародии в романе.
  • Тема 5. Пракритский роман.
    «Лилаваи» Кутухалы. Особенности стихотворного романа. Роман на языке апабхрамша. «Бхависаттакаха» Дханавалы. Особенности джайнского романа.
  • Тема 6. Средневековая драматургия.
    Творчество Харши. «Ратнавали» и «Приядаршика». Жанр натики и его связь с женским придворным театром. «Нагананда» (Радость нагов). Элементы народного театра в натаке Харши. Буддийские идеи пьесы.
  • Тема 7. Средневековая драматургия (продолжение).
    «Мудраракшаса» (Перстень Ракшасы) Вишакхадатты; новаторство пьесы. Творчество Бхавабхути: «Махавирачарита» (Жизнь великого героя) и «Уттарарамачарита» (Дальнейшая жизнь Рамы) – драматическая обработка сюжета Рамаяны; «Малатимадхава» (Малати и Мадхава)– жанр пракараны в средние века.
  • Тема 8. Средневековый обрамленный сборник.
    «Хитопадеша»; сравнение с «Панчатантрой». Изменение структуры рамочной композиции. Сборники объединенные одной темой: «Шукасаптати» (Семьдесят рассказов попугая) – рассказы о неверных женах, «Веталапанчавимшати» (Двадцать пять рассказов веталы) – рассказы о правильных решениях царя. Рассказы об «исторических» личностях: «Пурушапарикша» (Испытание человека). Джайнские сборники дидактических рассказов.
  • Тема 9. Жанры, восходящие к персидской литературе.
    Творчество Амира Хусро Дехлеви. «Индийский стиль» в персидской поэзии. Поэзия на дакхини. Литература урду: «Диван» Вали Аурангабади; Мир Дард и суфийская газель на урду; газели Мира Таки Мира; творчество Мирзы Галиба на персидском и урду как конец литературы средневекового типа и зарождение поэзии Нового времени.
  • Тема 10. Новые жанры в санскритской литературе.
    «Гитаговинда» (Воспетый Говинда) Джаядевы, проблемы жанрового генезиса.
  • Тема 11. Литература бхакти.
    Поэзия бхакти в Южной Индии. Поэзия бхакти в Центральной и Северной Индии. Традиция варкари: творчество Намдева и Тукарама. Творчество Сурдаса: вишнуитско-кришнаитский цикл «Сурсагар». Творчество Кабира. Литература авадхи. Мусульманские поэмы на авадхи. «Падмавати» Мухаммада Джаяси и «Индравати» Нур Мухаммада. «Рамачаритаманас» Тулсидаса как итог и завершение движения бхакти.
  • Тема 12. Жанр мо́нгол в средневековой бенгальской литературе.
    «Чондимонгол» Мукундарама. Структура поэмы. «Подмопуран» Биджоя Гупты. Бенгальский культ змей и локальная мифология в поэме. «Сказание о Дхонопоти» Мукундарама Чокроборти. Литературные и фольклорные элементы жанра.
  • Тема 13. Средневековая литература Раджастана.
    Эпическая традиция на языке раджастани. «Дхоламару»; фольклор и лирическая поэзия в поэме. Жанр расо. «Притхвирадж-расо»; изображение борьбы с мусульманскими завоевателями в поэме. «Висальдев-расо»; эпическая поэма на сказочный сюжет.
  • Тема 14. Формирование в Индии литературы Нового времени.
    Творчество Бонкимчондро Чаттопадхьяя. Бенгальская драматургия. Творчество Рабиндраната Тагора. Зарождение литературы хинди. Драматургия Бхаратенды Харишчандры. Поэзия и проза Джаяшанкара Прасада.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа (тест)
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Письменная работа (тест) + 0.7 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Peterson, I. V. (2003). Design and Rhetoric in a Sanskrit Court Epic : The Kirātārjunīya of Bhāravi. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=112750
  • Truschke, A. (2016). Culture of Encounters : Sanskrit at the Mughal Court. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1195739

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bang, P. F. (2013). Sheldon Pollock: The language of the gods in the world of men. Sanskrit, culture, and power in premodern India. University of California Press, 2006. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E01A07D
  • Ollett, A. (2017). Language of the Snakes : Prakrit, Sanskrit, and the Language Order of Premodern India. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9F7604DA