• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

"Давайте мы вообще не будем считать и видеть цифры?" Интервью с Э. П. Хромовой

Международные отношения, как наши студенты знают не понаслышке, — это не только политика, история и иностранные языки. Жизнь так или иначе сталкивает нас с вычислениями, анализом данных и их интерпретацией, а девиз НИУ ВШЭ гласит «Не для школы, а для жизни мы учимся». Мы поговорили с Эллой Павловной Хромовой - преподавателем курсов «Международные финансы» и «Введение в корпоративные финансы» - о профессии международника и пользе/ необходимости преподаваемых ею дисциплин.

1) В чем Вы видите ценность изучения международных отношений?

Для меня этот вопрос достаточно сложный, так как я преподаю именно финансовый аспект. Однако я могу точно сказать, что те 3 года и те предметы, которые они изучают на международных отношениях, позволяют студентам в полной мере увидеть картину, происходящую в макроэкономике всего мира. В целом, мы замечаем, что у студентов очень развит кругозор, они регулярно читают новости и т.д. К тому же, ребята в курсе политической и экономической обстановки в мире, что придаёт невероятную ценность их знаниям, которые могут быть применены во многих сферах и на разных уровнях (отношения между странами, на микроуровне, внутри какой-то конкретной компании, в которой тоже могут быть разные международные филиалы). 

2) В чем, по Вашему мнению, преимущества обучения на Программе 2-х дипломов?

По собственному опыту я могу точно сказать, что программа двух дипломов даёт наилучшее образование, которое только можно получить в России. Дело в том, что ее студенты проходят обучение на двух языках (по факту это параллельно и английский, и русский), что позволяет держать себя в тонусе, развивать soft skills, умение преодолевать коммуникативные барьеры. Однако, помимо просто поддержания уровня языка, которое в принципе можно было бы делать не только на этой программе, действительно, большим плюсом являются международные стандарты и умение оценить проблему с точки зрения различных экономических, социальных и политических структур. Например, рассматривая экономику и даже бухгалтерский учёт в России и зарубежных странах, мы увидим кардинальную разницу и, по моему сугубо личному мнению, каждый человек, даже если он собирается остаться в России и быть специалистом здесь, должен ознакомиться со всеми правилами работы не только у нас, но и за рубежом. Как показывает практика, после обучения на программе двух дипломов многие студенты понимают, что в чём-то некоторые аспекты международных систем, которые функционируют где-то в Америке или Лондоне, зачастую более стандартизированы и имеют значительно большее количество прецедентов. И глядя на опыт изучения этих международных систем, становится легче понять российские системы, с которыми потом придётся столкнуться абсолютно любому студенту, если он решит остаться работать в России. С другой стороны, преимуществом обучения сейчас на программе двух дипломов является то, что у студентов есть возможность уехать и получить опыт за рубежом. Это касается как академической карьеры в различных лучших магистратурах по всему миру, так и карьеры в выбранной ими сфере работы. Её, действительно, тоже проще построить, если ты закончил здесь программу двух дипломов. Это позволяет использовать терминологию и стандарты, которые ты уже знаешь, в той стране и в той сфере, в которых ты окажешься, поэтому здесь у студентов - определенные преимущества.

3) Какие навыки и личные качества, на Ваш взгляд, воспитывает Программа в студентах?

На самом деле, первый раз очень отчётливо я смогла с этим столкнуться, когда студенты моего курса «Международные финансы», будучи на третьем курсе, сдавали групповой проект, который подразумевал создание диверсифицированного портфеля ценных бумаг для каждого из клиентов группы. Проект достаточно интуитивный и очень жизненный. Выглядит он так, что студенты делятся на группы по 5 человек, каждому из них даётся конкретный клиент со своими запросами доходностей и риска, которые он хочет получить от имеющихся у него денежных средств. Таким образом, студенты в группе должны подобрать для клиента наиболее подходящий портфель инвестиций, включающий в себя облигации, акции и любые другие инвестиционные инструменты. Что меня поразило и почему я так подробно рассказываю об этом проекте? Студенты международных отношений смогли очень чётко предоставить объяснение данных портфелей не только с точки зрения какой-то сухой финансовой математики, объяснив, что цифры сошлись вот так, взяв эту бумагу, мы получим наилучший процент доходности и т.д. Нет. Я ничуть не отрицаю, что их математика была вполне уместна и хорошо сделана, но, помимо нее, студенты были очень хорошо осведомлены о том, какие конкретно инструменты они берут. Ребята смогли на простом языке объяснить своему клиенту, в чьей роли выступала конкретно я, почему они делают данный выбор, чем он будет обусловлен, какие есть риски у этого выбора и опять же это всё было доступно только благодаря их широкому кругозору. Таким образом, это невероятно развитые soft skills, то есть умение чётко, аккуратно и красиво презентовать свои мысли, умение разговаривать с аудиторией, не растеряться от количества людей в аудитории и аналитически обосновать свой ответ. Также, как я уже сказала, знание того, что происходит в мире в данный момент, позволяет им на 100% убедить любого клиента в том, что они хорошие специалисты, потому что одно дело, когда к тебе приходит твой аналитик и говорит, что надо купить данную ценную бумагу, потому что у неё 5% доходности, и совсем другое, если к тебе приходит аналитик, рассказывает про историю этой компании, какие сейчас проблемы у неё, раскрывает политические риски этой организации, так как она находится в той или иной стране, и всё это подкрепляет финансовыми отчётами, которые также успешно удались студентам.

4) Как студенту-международнику построить успешную карьеру? 

Вопрос, правда, сложный, так как это первый выпуск с данной программы. Моё личное убеждение, что у студентов - максимально широкий выбор карьерных путей и это совершенно не означает, что они должны связать свою жизнь исключительно с политикой, журналистикой и какими-то более «макро» перспективами. Я убеждена в том, что студент-международник может построить свою карьеру и на микроуровне, работая в абсолютно любой международной компании, так как аналитики нужны везде. В целом, данное образование позволяет студентам научиться быстро и качественно анализировать данную им информацию. Ни одна программа и ни один вуз не даст чёткого понимания и чётких знаний о том, что студент будет делать на работе. Намного важнее, если за время своего обучения студент просто научится одному из важнейших навыков - быстро и правильно анализировать данную ему информацию. Я считаю, что программа двух дипломов, действительно, позволяет это сделать, и в совокупности с заинтересованностью студентов в том, что происходит в мире, они могут пойти в абсолютно любую сферу. В частности я считаю, что студенты-международники могут построить свою карьеру также и в консалтинге, и в каких-то отделах банков, и в финансовых отделах компаний, так как даже те минимальные знания, которые они получили по финансам будут идеально дополнять те soft skills, которые они уже приобрели на других предметах программы. Любая компания с радостью захочет с ними поработать, так как намного легче и быстрее обучить человека, как считаются в Excel две какие-то конкретные колонки, нежели научить человека разговаривать, понимая, что тебе не стыдно представить его перед клиентом.

5) С какими сложностями в изучении Вашего предмета наиболее часто сталкиваются студенты и что нужно делать, чтобы с ними справиться?

Скорее это сложности, с которыми студенты думают, что столкнуться при изучении моих предметов, но как показывает практика самого курса, отзывов студентов, и самое главное – результаты их экзаменов, которые я проверяю в конце курса, могу точно сказать, что преимущественное количество студентов справляется с этими сложностями без каких-либо проблем. Главной трудностью моего предмета обычно считают какое-либо отношение к математическим вычислениям, которые ребята тут же называют высшей математикой. Они считают, что они поступили на гуманитарную программу и что им это никогда не понадобится: «Давайте мы вообще не будем считать и видеть цифры». К сожалению, так не бывает и, наверное, не существует ни одной работы в мире, которая бы никогда не включала какие-либо вычисления и их анализ. Опять же, на каком бы уровне далее студенты ни продолжили бы своё образование/работу, они всегда будут сталкиваться с анализом каких-либо цифр. Например, те же политики обязательно общаются между собой и в том числе используют такие термины, как выпуск государственных облигаций с какой-то конкретной доходностью (например, 5%), и в принципе, если ты журналист, который услышал эту фразу, ты должен точно понять ее, проанализировать и уметь передать информацию другим. Поэтому совсем без аналитики и без вычислений ничего не обойдётся. Но из хороших новостей – ничего глобально сложного в финансовой математике нет. Всё сводится к вычислению каких-либо процентов и инвестиционной привлекательности проектов, а это - вычисления, которые можно посчитать на калькуляторе или в крайнем случае в Excel. Самое главное, не столько сделать эти вычисления, сколько суметь их проанализировать, и вот именно этим мы занимаемся на наших курсах. Именно это очень хорошо получается у студентов и позволяет им справиться со всеми своими страхами перед всем количеством цифр. Когда они видят свой результат и видят, что смогли сделать выводы из этого результата, сразу все цифры становятся не такими страшными. Так что, я более чем уверена, что никаких сложностей в финансовых сферах у студентов программы двух дипломов нет и всё зависит лишь от их собственного упорства и желания что-либо в себе менять, совершенствовать и идти дальше. А это у них всё имеется.