• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Religious Systems of Iran

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Религиозные системы Ирана» преподаётся на втором году обучения и предусматривает изучения религий Ирана в древности, в средневековье и в новое время. Лекции курса предполагают ознакомление слушателей с основными доктринами, формами верований и ритуально-обрядовым комплексом религиозных традиций, существовавших в Иране в древности: зороастризмом, христианством, иудаизмом и манихейством. В дальнейшем студенты ознакомятся с основными доктринами, формами верований и ритуально-обрядовым комплексом религиозных традиций, существовавших в Иране в средневековье и новое время: исламом, бабизмом и бахаизмом. В рамках курса рассматриваются истоки формирования указанных религий, причины трансформации системы верований и особенности форм существования религиозных культов на территории Ирана. Особое внимание уделяется исламу как доминирующей в современном Иране религии. В рамках курса студенты получат представление об истории возникновения и развития этой религии, об основах мусульманской доктрины, о различных школах мусульманского права, об особенностях религиозных церемоний шиитского ислама, а также о мусульманском мистицизме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с историей религиозной культуры иранского мира
  • Демонстрация своеобразия каждого из религиозных направлений и при этом выделение общих для них характеристик
  • Обучение студентов навыкам работы с источниками различных религиозных традиций Ирана
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты имеют базовые знания о жизнеописании и пророческой миссии Заратуштры, имеют представление об этической системе зороастризма, а также об образе Заратуштры в зороастрийской и западной традиции
  • Студенты имеют представления о составе, содержании и значении Авесты, традиции ее комментирования, а также авестологии
  • Студенты обладают знаниями об основных этапах истории зороастрийского учения и излагают особенности каждого из них
  • Студенты обладают базовыми знаниями о ранней истории христианства и проникновении религии в ираноязычную среду
  • Студенты должны обладать знаниями об основных догматах ислама, понимать и трактовать ключевые категории ислама как религиозной системы
  • Студенты должны знать причины расколов в исламе, понимать их последствия и различия между сложившимися толками
  • Студенты должны понимать процесс исламизации Ирана, реакцию на нее со стороны местного населения, ее причины и последствия
  • Студенты должны понимать структуру шиитского вероучения, а также знать и уметь определять особенность разнообразных толков в шиизме
  • Студенты должны знать основные этапы развития суфизма, иметь представление об основных понятиях и концептах суфизма, а также обладать знаниями о видах и жанрах суфийской литературы
  • Студенты должны обладать базовыми знаниями о раннемусульманском аскетическом движении, а также понимать механизмы его влияние на дальнейшее развитие мусульманских мистических традиций
  • Студенты должны знать предпосылки возникновения бабизма, особенности существования движения и его влияние на последующую бахаистскую традицию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Иудаизм в доисламском Иране
    7-8: исторический обзор, Вавилонский Талмуд, магические чаши
  • Зороастризм
    1-2: Авеста: язык, состав корпуса, функция 3-4: Пехлевийские тексты: состав корпуса, проблемы датировки 5-6: Зороастрийская религиозная система: теология, космология, эсхатология, ритуал и практика
  • Мандеизм
    11-12: исторический обзор, корпус мандейской литературы
  • Манихейство
    13-14: Мани – жизнь и учение, обзор манихейской религиозной системы, манихейская литература на иранских языка
  • Догматика ислама
    15-18: Исламское вероучение в его основных интерпретациях. Исламский ритуал. Коран и кораническая традиция. Сунна и ее формирование. Шариʻат и фикх. Понятия aṣl и farʻ. Ортодоксия и ересь: применимы ли данные категории к исламу?
  • Суннизм и шиизм
    19-20: Возникновение главных религиозно-политических течений в исламе – суннитов, шиитов и хариджитов; доктринальные различия суннитского и шиитского ислама; суннизм и суннитские представления о государстве и власти в исламе; эволюция шиитского направления в исламе.
  • Исламизация Ирана и реакция на нее. Харизматические пророки
    21-22: Мусульманское завоевание Ирана. Религиозная обстановка на восточной границе Халифата. Роль восточных провинций в Аббасидской революции. Харизматические пророки. Восстания Муканны и Сунпада. Бабак и движение хуррамитов. Локальный зороастризм и радикальный шиизм как как катализаторы восстаний в раннеаббасидское время.
  • Разветвление шиитского направления в исламе. Исмаилизм
    23-24: Разделение шиитской общности на ранних этапах. Возникновение и расцвет исмаилизма. История и структура исмаилитской общины. Хамид ад-дин ал-Кирмани и философия исмаилитов. Исмаилизм по-персидски: Насир-и Хусрав.
  • Мусульманское аскетическое движение. Возникновение суфизма.
    25-28: Раннемусульманское подвижничество. Движение зухд, его возникновение, основные представители и идеи. Региональный мистицизм: Абу Йазид Бистами и Зу-н-Нун Мисри. Джунайд Багдади и распространение суфизма. «Мученик любви» Хусайн ибн Мансур Халладж.
  • Суфизм в Иране. Формы, институции и практики
    29-30: Институализация суфизма. Возникновение первых суфийских сообществ. Суфийская литература и систематизация суфийского учения. «Суфийская наука»: основные понятия и концепты. Путь как основная метафора суфийского самосовершенствования. Суфийские братства.
  • Бабизм и бахаизм
    35-36: Религиозная обстановка в Иране первой половины XIX в. Движение шейхитов. Проповедь Саййида Али Мухаммада Ширази и его самопровозглашение «Бабом». Бабидские восстания и реакция властей. Казнь Баба: раскол на азалитов и бахаитов. Проповедь Бахауллы и распространение бахаизм.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    В рамках реализации дисциплины в онлайн-формате семинар проводится следующим образом: сначала преподаватель проводит установочное занятие продолжительностью 30 минут, в ходе которого намечает проблемное поле обсуждаемой на семинаре темы и отвечает на вопросы студентов, затем студенты выполняют письменное задание по теме семинара. Письменные работы оцениваются с точки зрения грамотности изложения мыслей, умения критически анализировать источники и литературу и излагать собственное мнение. По результатам всех письменных работ выводится среднее арифметическое из всех полученных оценок (округление в большую сторону).
  • неблокирующий Итоговая контрольная работа
    В рамках реализации курса в онлайн-формате контрольная проводится в системе LMS.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/j/93214495069) . К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие микрофона и веб-камеры. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться специальной и справочной литературой, а также собственными материалами для подготовки к ответу. Во время экзамена студентам разрешено: один раз кратковременно отлучиться от монитора. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи в течение не более чем 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие связи более чем на 5 минут без оповещения о наличии технических или других проблем. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.21 * Итоговая контрольная работа + 0.5 * Письменный экзамен + 0.29 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Afnan, Habib Allah, and Ahang Rabbani. Genesis of the Bábi-Bahá'í Faiths in Shíráz and Fárs, BRILL, 2008.
  • Williams, A., Stewart, S., & Hintze, A. (2016). The Zoroastrian Flame : Exploring Religion, History and Tradition. [N.p.]: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1260219
  • Введение в ислам : 12 лекций для проекта Магистерия, Журавский, А. В., 2019
  • Ислам в Иране в VII - XV веках : курс лекций, Петрушевский, И. П., 2007
  • История арабо - мусульманской философии : антология, , 2013
  • Под ред. Рахманина А.Ю. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-03120-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-433249

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История исламской философии, Корбен, А., 2010