• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Persian Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История персидской литературы» преподаётся на втором и третьем годах обучения. Основная цель курса — дать студентам систематические знания о литературе Ирана с древности до новейшего времени, ознакомить студентов с системой жанров классической и современной персидской литературы, предложить анализ значительных произведений и явлений, выделить процессы, определявшие развитие литературы, выработать навык самостоятельного анализа литературных текстов. На первом этапе студент получает развернутое представление о древней литературе Ирана. Общей концепцией курса является подход к истории литературы как к составной части истории культуры, что обуславливает включение в лекционный материал разделов, касающихся мифологических и религиозных представлений изучаемого периода, политической культуры, искусства и архитектуры. Второй этап, предполагающий изучение средневековой персидской литературы, а также персидской литературы нового и новейшего времени, рассчитан на студентов, обладающих определенной языковой подготовкой и способных знакомиться с памятниками литературы не только в переводах и пересказе преподавателя, но и в оригинале. Те навыки анализа художественных текстов, которые учащиеся приобретут в ходе слушания курса, будут укреплены и развиты в ходе чтения фрагментов изучаемых произведений на семинарских занятиях. Студенты научатся анализировать произведения персидской литературы с учетом особенностей культурно-исторической ситуации и периода, к которому относится создание произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главная цель курса – дать студентам систематические знания о литературе и культуре Ирана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Наличие общих представлений о главных произведениях среднеперсидской литературы и умение указать на их ключевые особенности
  • Студенты интерпретируют текст Авесты в переводе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература на древнеиранских языках
    Авеста как древнейший памятник литературы и идеологии иранцев. Ахеменидские клинописные надписи. Бехистунская надпись как главный текст персидской эпиграфической литературы: текст и дешифровка. Манифест Кира Великого. Антидэвовская надпись.
  • Среднеперсидская «светская» литература.
    Парфянский язык периода Аршакидов и ранних Сасанидов. Сведения о литературном творчестве иранцев в парфянский период. «Книга деяний Ардашира, сына Папака» как «историческая беллетристика». «Книга о Явиште Фрияне» как образец сказочной повести о разгадывании загадок. «Предание о сыне Зарера» как героический эпос. «Хосров, сын Кавада и паж» как образец светской придворной литературы. «Книга царей» как исторический текст позднесасадниского периода.
  • Тема 4. Мусульманское завоевание Ирана в VII в. и начальный период новоперсидской литературы (VII–IX в.).
    Очерк доисламской и раннеисламской арабской поэзии; арабоязычная литература Ирана
  • Среднеперсидская "религиозная» литература". Среднеперсидские переводы Авесты.
    «Денкард» как свод данных о вероучении, религиозных и морально-этических основах зороастризма. «Бундахишн» как собрание космологических легенд, религиозных преданий и мифов. «Бундахишн» и «Антология Задспрама». Религиозные андарзы: «Суждения Духа Разума». Зороастрийские полемические тексты. Манихейская литература.
  • Тема 5. Формирование канона классической литературы в эпоху Саманидов; творчество «отца персидских поэтов» Рудаки (ок. 860 – 941).
    X век – время становления почти всех форм поэзии, ставших традиционными впоследствии для литературы Ирана. Ученые-энциклопедисты Средней Азии: Фараби, Абу Али Ибн Сина, Бируни. Рудаки (ок. 860 – 941) и поэты его круга. Касыды и тагаззулы Рудаки – основа будущей панегирической поэзии и газельной лирики. Эпические стихотворения Рудаки. Дакики – продолжатель эпического жанра. Панегирики и сатиры Шахида Балхи. Стихи и музыка: пение и рецитация стихов под музыкальный аккомпанемент. Вопрос о связи блестящей поэзии X в. на дари с фольклорным песенным творчеством иранцев и с доисламской поэзией на пехлеви
  • Фирдоуси (эпоха, жизнь, творчество) и его героическая эпопея «Шах-наме».
    Фирдоуси (эпоха, жизнь, творчество) и Лк 4 Семинар «Шахнаме» Фирдоуси: чтение и обсуждение См 2 onl/cр 4 5 его героическая эпопея «Шах -наме». Слияние устной и письменной традиции. «Шах -наме» и пехлевийская «Хватай -намак». Эпические произведения, примыкающие к «Шах - наме». Легенды о Фирдоуси. Изучение основных сюжетов царствований мифологической, героической и исторической частей эпопеи, знакомство с которыми во многом обеспечивает понимание образности в художественных текстах на фарси, как классических, так и современных.
  • Становление прозы.
    Ранние «зерцала» как продолжение традиции пехлевийской дидактики. «Кабус -наме» Кай -Кавуса б. Вушмгира, «Четыре беседы» Низами Арузи Самарканди.
  • Становление идеологии суфизма и развитие суфийской поэзии (XI–XII вв.).
    Первые поэты-суфии: поэты четверостиший Абу Са`ид Мейхени, Баба Кухи; великие поэты тасаввуфа: Ансари, Санаи, Аттар; суфийская образность (истилахат ас-суфийа)
  • Суфийские доктринальные и агиографические сочинения.
    «Раскрытие скрытого» (Кашф ал -махджуб) Худжвири (XI в.), «Поминание друзей Божиих» (Тазкират ал-аулийа) Аттара (XII в.), «Цветник тайн» (Гулшан-и раз) Шабистари (XIV в.).
  • Персидская касыда и панегиристы газнавидского двора.
    Придворное ведомство поэтов и расцвет панегирической касыды. Султан Махмуд Газнави и становление канона восхваления. Панегиристы Махмуда и его наследников: Унсури, Асджади, Фаррухи, Манучихри.
  • Любовно-романический эпос.
    Первые любовно-романические поэмы на персидском языке: «Хингбут-у Сурхбут» и «Вамик и Азра» Унсури, «Варка и Гулшах» Аййуки, «Вис и Рамин» Гургани и их источники. «Вис и Рамин» Гургани как первый пример психологизации любовного чувства в персидском романическом эпосе.
  • Региональные поэтические школы.
    Исфаганская школа: Джамал ад-Дин Исфахани, Камал ад-Дин Исма`ил. Азербайджанская школа: Катран Табризи. Литературный круг Ширвана XII в. Творчество Хакани.
  • «Пятерица» Низами.
    Состав «Пятерицы»: сюжеты поэм и их источники. Приёмы построения поэтического нарратива: композиционный план и роль интродукции; повествование и описание, лирические и философские отступления. Низами как создатель канона дидактической и романической поэмы. Подражания поэмам Низами в литературах восточного средневековья. Низамиведение как отдельное направление иранистических исследований.
  • Окололитературные жанры прозы: истории, хроники, «ученые» трактаты.
    Традиция «текстуализации» знания: исторические сочинения и ученые трактаты по астрономии и алгебре, фармакологии и ботанике, суфизму и искусству поэзии; дискуссия об их принадлежности к литературе. Нарративные стратегии хронистов и структурирование истории. Первы е персидские трактаты по поэтике и кодификация норм и правил персидской поэзии. Учение о поэтических фигурах, «разряды» поэзии, терминология описания и оценки стиха. Шамс -и Кайс Рази и его «Свод правил персидской поэзии» – компендиум по литературной теории и критике поэзии.
  • Лирика Саʻди.
    Экскурс в историю персидской газели и дискуссия о персидском или арабском генезисе этой жанровой формы. Образный язык и метасюжет газели. Лирика Са ʻди: пересоздание традиции.
  • Дидактика Саʻди.
    Экскурс в литературу адаба. Соединение традиции суфийской дидактической поэмы, описывающей правила поведения мистика на путях искания Истины, и светской назидательной поэмы, повествующей о человеческом общежитии, в творчестве Са ʻди. Произведения Са ʻди – поэма «Бустан» и книга «Гулистан» – как базовые тексты персидской этики: темы и риторика назиданий; соотношение этического тезиса и иллюстрирующего рассказа
  • Джалал ад-Дин Руми.
    Биография . Основные произведения: «Диван Шамса Табризи» , поэма «Маснави -йи Маʻнави» («Духовная поэма» или «Поэма о скрытом смысле»); место в истории персидского суфизма и литературы; орден Мевлеви в Конье; Руми в турецкой литературе и культуре.
  • Расцвет персоязычной литературы в мусульманской Индии XIII– XIV вв.
    Эпическое и лирическое творчество Амир а Хусрав а Дихлави. «Пятерицы» Амира Хусрава: «ответ» Низами; элементы индо -персидского синтеза
  • Поэты круга Хафиза
    Эволюция газели от жанра к жанровой форме. Кульминация развития жанра в творчестве Хафиза. Проблематика изучения. Суфийская и светская интерпретация газелей. Гадание по Хафизу, народные варианты его газелей. Газели-ответы Хафиза. Традиция поэтических ответов на его стихи в последующие литературные эпохи. Хафиз в Европе. История переводов.
  • Малые жанры эпоса: саки-наме, дах-фасл
    Ширазский литературный круг: Хафиз, Хаджу Кирмани, Бусхак и др. Сатиры и пародии Убайда Закани, их фольклорная основа. Роль Закани в развитии художественной прозы.
  • Традиция назира – поэтического ответа и её роль в развитии литературного процесса
    Определения поэтического ответа и различных его видов в трактатах по поэтике. Традиция назира и интертекстуальность средневековой персидской поэзии
  • Литература XV–XVI вв.
    Литературный стиль эпохи Тимуридов. Абдуррахман Джами (эпоха, жизнь, творчество). Литература Средней Азии при династии Шейбанидов. Раннесефевидская литература. Поэтические антологии XVI–XVII вв.
  • Литература второй половины XVI–XVIII вв.
    Литературный круг шаха Аббаса I на рубеже XVI–XVII вв. XVII в. в литературе Сефевидского Ирана: кризис «классицизма». Литература мусульманской Индии в XVI–XVII вв. XVIII в. в литературе Ирана: экономический и политический кризис в стране, угасание традиций «высокой» литературы, народные дастаны, становление тазийе, литературная школа «Базгашт».
  • Литература XVIII–XIX вв.
    Литература Ирана на рубеже XVIII–XIX вв. и в первой половине XIX в.: Колониальная экспансия и соперничество великих держав, возрождение придворной литературы при Каджарах, продолжатели школы «Базгашт». Литература второй половины XIX в.: религиозно-социальные движения, просветительство, развитие публицистики, европейское литературное влияние. Литература периода конституционной революции 1905–1911 гг., периода реакции и первой мировой войны.
  • Изучение персидской литературы в России.
    Западные и российские востоковеды и чиновники в Иране. Переводы произведений персидской литературы на русский язык. Изучение персидской литературы в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания. доклады
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/j/95094084435) К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: работающая веб-камера, возможность передачи звука и отправки текстовых сообщений, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать веб-камеру, выходить из-за компьютера, пользоваться конспектами и подсказками, мессенджерами, социальными сетями. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается интервал в 2 минуты (непроизвольный выход из конференции из-за низкого уровня сигнала). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается период более двух минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает дополнительные вопросы и задания.
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий конспекты лекций
    Во время лекций, которые проводятся онлайн, студенты должны вести конспект (в электронной форме либо от руки), который (текстовый файл или фотографию) по окончании лекции необходимо выслать преподавателю. Оценка за конспект (Оконсп) составляет 20% итоговой оценки (Оитог).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * домашние задания. доклады + 0.2 * конспекты лекций + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Introduction to Ancient Iranian Religion : Readings from the Avesta and the Achaemenid Inscriptions, edited by William W. Malandra, University of Minnesota Press, 1983. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=345504.
  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bruijn, J. T. P. de. (2009). General Introduction to Persian Literature : History of Persian Literature A, Vol I. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806360