• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В соответствии с рабочим учебным планом дисциплина «Экономика» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Дисциплина предназначена для студентов 1-го и 2-го курса бакалавриата ОП «Журналистика». Основные положения курса «Экономика» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Основы экономики медиа • Менеджмент • Маркетинг Дисциплина адаптирована к специфике хозяйственной деятельности на медиа-рынках и ориентирована на то, чтобы дать студентам практически применимые инструменты оптимизации своих бизнес-идей в сфере медиа. В 4 модуле 2019/2020 года дисциплина реализуется в онлайн формате на платформе ZOOM и через Youtube.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Экономика» является овладение студентами основными концепциями экономического анализа. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать представление о методах и инструментах экономического анализа - сформировать установку на целесообразное применение микроэкономического анализа в профессиональной сфере (при создании журналистских продуктов) - обеспечить готовность учитывать макроэкономическую конъюнктуру при принятии решений в профессиональной сфере.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет факторы производства, используемые в производственном процессе.
  • Определяет потребности, удовлетворяемые благом.
  • Решает задачу индивида (домохозяйства) с учетом вмененных затрат.
  • Оценивает потребительскую ценность блага и рыночный спрос на него.
  • Решает задачу рынка в форме системы линейных уравнений спроса и предложения.
  • Восстанавливает функции спроса и предложения по известным значениям.
  • Оценивает последствия государственного регулирования спроса и предложения.
  • Решает задачу фирмы (оптимальный объем производства) в краткосрочном и долгосрочном периоде.
  • Составляет функцию общих издержек с учетом налогов и непроизводственных издержек.
  • Составляет функцию общей выручки с учетом различных источников выручки.
  • Оценивает целесообразность выхода на рынок новой фирмы.
  • Использует производные функции для нахождения оптимального решения.
  • Оценивает расходы фирмы на труд при разных системах оплаты труда.
  • Оценивает вмененные издержки фирмы, включая рабочее время предпринимателя.
  • Решает задачу фирмы на рынке монополии.
  • Решает задачу фирмы на рынке монополистической конкуренции.
  • Определяет тип рыночной структуры (совершенная, монополистическая конкуренция, монополия или олигополия).
  • Характеризует особенности рыночной структуры на рынке конкретного блага.
  • Оценивает внешние эффекты в работе рыночного механизма.
  • Оценивает последствия государственного регулирования рынка с точки зрения провалов рынка и общественного интереса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия микроэкономики
    Что и как изучает экономика? Позитивный и нормативный анализ. Рациональное поведение. Микро- и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика. Роль ожиданий экономических агентов. Свободные и экономические блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность (редкость) факторов производства и безграничность потребностей: проблема выбора. Граница производственных возможностей общества. Альтернативные издержки. Сравнительное преимущество. Разделение труда, специализация и обмен. Основные вопросы экономики и способы их решения в различных экономических системах.
  • Взаимодействие спроса и предложения
    Выбор потребителя. Индивидуальный спрос. Объяснения изменения объема спроса в результате изменения цены. Неценовые детерминанты спроса. Нормальные и инфериорные блага. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие блага. Построение кривой рыночного спроса Предложение. Изменение объема предложения в результате изменения цены. Неценовые детерминанты предложения. Сдвиги кривой предложения при изменении неценовых детерминант. Построение кривой рыночного предложения. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос и выручка продавцов. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения по цене. Частное равновесие на совершенно конкурентном рынке в краткосрочном периоде. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Государственное регулирование рынка. Ценовой «потолок» и ценовой «пол». Субсидии и налоги.
  • Поведение фирмы
    Понятие фирмы в экономической теории. Постоянные и переменные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства. Производственная функция. Общий и средний продукты переменного фактора производства. Предельный продукт переменного фактора. Экономический подход к определению издержек и прибыли. Роль альтернативных издержек в принятии решений. Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние постоянные, средние переменные и средние издержки. Предельные издержки. Взаимосвязь между предельными издержками и предельным продуктом переменного фактора производства; средними переменными издержками и средним продуктом. Выручка и прибыль фирмы. Общая, средняя и предельная выручка. Максимизация прибыли и спрос на факторы производства в краткосрочном периоде.
  • Рынки с совершенной и несовершенной конкуренцией
    Фирма price-taker и фирма price-maker. Совершенная и несовершенная конкуренция (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). Понятие рыночной власти. Основные признаки рынка чистой монополии. Выбор монополиста в отсутствии дискриминации. Ценовая дискриминация. Барьеры для входа в отрасль. Понятие естественной монополии. Потери в общественном благосостоянии при существовании монополии. Государственная политика в отношении монополий: реструктуризация и регулирование. Монополистическая конкуренция. Роль дифференциации. Олигополия. Стратегическое взаимодействие на рынке.
  • Провалы рынка
    Проблемы рынка: несправедливость (неравенство доходов) и провалы рынка (монополизация, внешние эффекты, общественные блага, асимметрия информации). Положительные и отрицательные внешние эффекты в производстве и в потреблении. Роль государства в интернализации внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Неинтервенционные решения проблемы экстерналий. Классификация благ по исключаемости и конкурентности. Чистое общественное благо. Проблема «безбилетника». Роль государства в предоставлении общественных благ. Проблема асимметрии информации на рынках товаров, рынке труда и рынке капитала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Контрольная работа
    При необходимости проводится в синхронной дистанционной форме.
  • неблокирующий Работа на семинарах и вебинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (защита проекта). Экзамен проводится на платформе Skype или Zoom (на выбор студента) (ссылка для доступа определяется семинаристом не позднее чем за 2 недели до защиты). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype/Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться помощью третьих лиц (за исключением членов своей группы, одновременно присутствующих на экзамене). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. В виде исключения допускается однократное нарушение видео-связи до 5 минут при условии сохранения аудиосвязи. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает индивидуальную защиту. По разделу/модулю «Макроэкономика» для студентов, имеющих неудовлетворительную результирующую оценку по итогам курса, пересдаче подлежат экзамен и контрольная. Первая пересдача проводится по контрольно-измерительным материалам, имеющим ту же структуру, что и основные экзамен/контрольная. Результирующая оценка рассчитывается по той же формуле. В случае неудовлетворительной оценки по результатам первой пересдачи на второй пересдаче (комиссии) оценка рассчитываться как максимум из оценки за вторую пересдачу и накопленной оценки по объявленной ранее формуле с учетом комиссии, если комиссия сдана на положительный балл (не менее 40 из 100). Вторая пересдача проводится в письменной форме, причем контрольно-измерительные материалы второй пересдачи изменены по сравнению с первой пересдачей путем исключения из них отдельных заданий и/или добавления в них заданий, выполнявшихся студентами на других элементах контроля. Студентам предоставляется электронный демо-вариант измененных контрольно-измерительных материалов не позднее последней даты первой пересдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Работа на семинарах и вебинарах + 0.25 * Реферат + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2009
  • Самостоятельные и контрольные работы по экономике : пособие для 10 - 11 кл., Савицкая, Е. В., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10 - 11 кл., Акимов, Д. В., 2012