• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research of the Media Audience

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курс «Исследование аудитории медиа» студенты овладеют основными положениями аудиториологии (общей теории аудитории); будет сформировано комплексное понимания закономерностей поведения медиааудиторий, как общего характера, так и в частных проявлениях (аудиторий печатных СМИ, радио, телевидения, интернета); познакомятся с основными методами исследования медиааудиторий, овладение навыками анализа аудиторий в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными положениями теории аудитории медиа.
  • Формирование комплексного понимания закономерностей поведения аудиторий традиционных и новых медиа, как общего характера, так и в частных проявлениях.
  • Ознакомление с основными методами исследования аудиторий медиа.
  • Овладение навыками анализа аудиторий в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в предметной области теоретических и индустриальных социальных исследований аудитории
  • Знает основные методы измерения аудитории различных типов СМИ
  • Использует основные медиаметрические показатели.
  • Проводит медиаметрический анализ.
  • Знает специальные количественные методы исследования аудитории и области их применения в индустриальной практике.
  • Проводит исследования с применением количественных методов.
  • Знает качественные методы исследования аудитории и области их применения в индустриальной практике.
  • Проводит исследование с использованием качественных методов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы исследования аудитории медиа
    Понятие аудитории в социальных науках, его история и этапы трансформации в XX-XXI вв. Близкие понятия: толпа, масса, публика. Основные направления академических исследований аудитории (audience studies).
  • Измерение аудитории
    Измерение аудитории как количественное социальное исследование. Функции, пользователи и направления использования результатов измерения аудитории. Институциональный характер медиаизмерений. История измерения аудитории в мире и России. Базовые методы измерения аудитории: опрос и автоматизированная регистрация. Стандарты и мировые практики измерения аудитории. Современные тенденции развития систем измерения аудитории.
  • Медиаметрические показатели
    Базовые медиаметрические показатели: аудитория, рейтинг, доля аудитории, накопленный охват. Индексы и порядок их расчета. Стоимостные показатели и их использование в индустриальной практике.
  • Специальные (ad hoc) количественные исследования аудитории
    Основные направления специальных количественных исследований аудитории в индустриальной практике. Исследования отношения аудитории к контенту (appreciation surveys). Тестирование медийных концепций. Анализ медиабрендов. Целевая аудитория и выборка количественного исследования. Составление инструментария количественного исследования аудитории. Методы сбора данных, организация и контроль проведения полевых работ. Анализ данных и представление результатов количественного исследования аудитории.
  • Качественные исследования аудитории
    Основные методы качественных исследований аудитории: фокус-группы и глубинные интервью. Области применения качественных методов исследования аудитории в индустриальной практике. Программа и ключевые этапы качественного исследования аудитории. Гайд качественного исследования и его составление. Модерирование и интервьюирование – основные приемы и типичные ошибки. Анализ данных и представление результатов качественных исследований аудитории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Семинары + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индустрия рейтингов : введение в медиаметрию: учеб. пособие для вузов, Фомичева, И. Д., 2004
  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012