• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Theory of Literature

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of General and Applied Philology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructor


Симаков Виктор Сергеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – сформировать у студентов представление о базовых категориях и понятиях теории и истории литературы, отработать навык применения основного категориального аппарата на историко-литературном материале, познакомить студентов с основными этапами развития историко-литературном процесса в широком культурном, историческом, художественном и медийном контексте. В рамках курса студентам предлагается аналитический практикум по работе с художественным текстом, предполагающий «пристальное чтение» (close reading) художественных произведений (прозаических и поэтических) XX века, при работе с которыми студентам дается возможность выработать и закрепить навык академического, критического и творческого письма. Результирующая часть курса предполагает также рассмотрение литературного текста в спектре интермедийных связей (кинематограф, фотография, театр, радио) как с точки зрения теории (взаимодействие теорий различных искусств, их взаимообмен и взаимообогащение), так и с точки зрения сопоставительного анализа материала (взаимопроникновение различных медиумов и адаптация свойств других искусств).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Иметь представление о базовых понятиях теории литературы и об основных этапах развития историко-литературного процесса от Гомера до литературы 20 века
  • Ориентироваться в поле современных методов анализа текста, в т.ч. в его интермедийном измерении, иметь представление об инструментарии, применяемом при анализе художественного текста
  • Приобрести навыки анализа художественного текста с использованием инструментария современной филологии и смежных дисциплин
  • Приобрести навык работы с научной и критической литературой, релевантной для исследуемого материала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с местом поэзии и прозы в картинах мира человека
  • Знакомство с главными библейскими и мифологическими сюжетами
  • Анализ античных текстов и их позднейшей рецепции
  • Анализ литературного текста через реконструкцию его создания
  • Знает концепцию литературы и чтения как познавательной деятельности
  • Знает место поэзии, драмы и истории (прозы) в системе Аристотеля
  • Знакомится с местом литературы в системе научного знания
  • Знает понятие диалога, основные теории диалога
  • Знаком с ролью мифа об Одиссее в истории мировой литературы
  • Знакомство с римским этапом античной литературы и его особенностями
  • Знает основные направления мировой литературы ХХ в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Место курса «Введение в теорию и историю литературы» в системе гуманитарных и социальных дисциплин
    Почему обычно начинают с античности, а не с современности? Можно ли это изменить? Почему мы можем проследить прямую связь с греко-римской древностью, из какой бы эпохи мы ни исходили? Все дело в нашем категориальном аппарате. Материальные носители литературных текстов от дописьменной эпохи до наших дней. Голос, глина, свиток, тетрадь, кодекс, книга. Какой технологией чтения и прослушивания мы пользуемся? Какие следы дописьменной и предписьменной коммуникации (от Гомера и Платона до Мишеля Фуко ("Что такое авторство?") делаются вирулентными в постгутенберговскую эпоху? Место поэзии и прозы в картинах мира человека. Как менялась концепция мировой литературы от Геродота до Германа Гессе? Место описательной теории литературы у Аристотеля в позднейших аналитических теориях литературы.
  • Поэтика и риторика. Литературное творчество и чтение как познавательная деятельность
    Типы понимания письменного текста: Сократ, Платон, Аристотель, переводчики-авторы Септуагинты, Катулл и Вергилий. Переводчики и комментаторы – ключевые фигуры истории литературы от античности до наших дней. Перевод как деконструкция. Теория деконструкции у Жака Деррида в ее приложении к античности. Знаменитые переводчики, которых знают бакалавры. Перевод и память. Школы перевода. Новые переводы античных авторов. Гомер в переводе Григория Стариковского. Катулл в переводах Алексея Цветкова и Шломо Крола. Катулл переводит Сафо. Любовная лирика как перевод с несуществующего языка. Кто и зачем переводит «Памятник» Горация? Что это – произведение поэзии или риторическое упражнение? Или это способ понять собственную эпоху?
  • «Поэтика» и «Категории» Аристотеля. Место поэзии, драмы и истории (прозы) в системе мироздания по Аристотелю
    Аристотель о структуре драмы: - о подражании - о целостности произведения - о фабуле (в переводе - о сказании) - об очищении (катарсис) - о страдании и сострадании - о вызывании сострадания и страха - о переломе - об узнавании - о трагическом герое - об отличии трагедии от комедии - об отличии трагедии от эпоса - о характере. Что общего у категориальных аппаратов Аристотеля, Пифагора и французского философа Ролана Барта? Сравнение категорий «Поэтики» с категориями Барта.
  • Место литературы в предметном репертуаре школы и университета
    В какой фазе застаем мы историю образования в нашей области? Место теории литературы среди других теорий: особенности русского состояния науки – официальный марксизм и его превращения, особенности теории литературы в 1980-х-2000-х гг. (от полуофициального структурализма к новым берегам – психоанализ (Юнг, Лакан, Кристева), новый историзм (Фуко), неомарксизм (гендерная теория и постколониальные исследования). Почему ни одной теории никак не удается (да никто и не пытается) отвязаться от Гомера, Платона или Аристотеля? Почему Платон изгоняет поэтов из идеального государства и как Аристотель на практике доказывает правоту своего учителя? Анализ поэтического текста. Память метра и память исследователя: как одно поставить на службу другому. Античная прикладная теория памяти и ее применение при анализе литературного текста. Три ступени восхождения к памяти в архитектурно-риторической теории Витрувия. Разборы стихотворений О.Мандельштама, Н.Заболоцкого, В.Ходасевича. Прикладное значение аналитических теорий для анализа литературного текста (теория речевых актов и ее значение для восприятия языка поэзии). Поэзия – часть филологии. Примеры филологических стихотворений. Но может ли и филология быть частью поэзии? Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Герман Лукомников, Михаил Безродный.
  • Литература и миф. Типы мифического. Миф и поэзия
    Народы письма и знания. Греческая мифология и священная история евреев и христиан. Гесиод и Ветхий завет. Новый завет и греческий роман. Понятие «вечных спутников человечества»: персонажи библейской и античной мифологии (Каин, Сизиф, Геракл, Одиссей, Прометей, Христос). Камю. Миф о Сизифе. Лайош Мештерхази. Загадка Прометея. Теории мифа от Платона до Ролана Барта. Платон «Федр» и «Пир».
  • Структура литературного текста и диалог
    Литературный процесс и его участники от бесписьменной эпохи до книгопечатания, от начала книгопечатания до дигитального века. История передачи гомеровских поэм, первые рукописные поэтические сборники, книга как архитектурное произведение, как святилище; типология библиотек древности и нашего времени: типы виртуальности. Чтение как диалог. Рильке. Над книгой. Сравнение переводов Б. Пастернака и А.Карельского. Теории диалога: Платон, Бахтин, Бубер, Левинас.
  • Литература между мифом, психологией (психиатрией), философией и игрой
    Литературные жанры. Эпос, лирика и драма как формы игры с мифом. Основные формы повествования: литература как речевая практика. Миф об Одиссее в истории мировой литературы: структурный и психоаналитический подходы. Гомер. Одиссея. Спуск Одиссея в подземное царство. Н.В.Гоголь. Мертвые души. Джеймс Джойс. Улисс. Эйвинд Юнсон. Прибой и берега.
  • Римское открытие античности
    Сафо и Катулл. Платон и Цицерон. Гомер и Вергилий. Гетерогенность литературы и культуры. Понятие классического и его деконструкция. Деконструкция античности у Фридриха Ницше и ее отзвуки в мировой литературе. Проблема качества литературного текста. Можно ли научиться отличать выдающееся литературное произведение от поделки? Борис Пастернак об Александре Блоке. Банализация и опошление (опопсение) литературы: эхолалия без анализа и диалога.
  • Литература между мифом, историей, политикой и религией
    Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Трагедия и моделирование социальных навыков: от романтиков до Фридриха Ницше. Античность как служанка тоталитарных режимов: концепция "нашего великого наследия" (Муссолини, Гитлер, Сталин). Анализ мифа об Эдипе. Критика Фрейда у Фромма.
  • Анализ литературного текста через реконструкцию его создания
    Гораций. Искусство поэзии. Эдгар По. Философия творчества. Ролан Барт. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По.
  • Абсурдизм и другие измы
    Мемуарная литература – опыт преодоления социального абсурда. Анализ рассказа Варлама Шаламова «Сентенция». Анализ рассказа Франца Кафки «Превращение».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные домашние задания
  • неблокирующий Итоговое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Итоговое эссе + 0.5 * Письменные домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гомер .. ; Пер. Гнедич Н. И. - ИЛИАДА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 388с. - ISBN: 978-5-534-05837-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iliada-441723
  • Гомер .. ; Пер. Жуковский В. А. - ОДИССЕЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 293с. - ISBN: 978-5-534-05838-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/odisseya-441722
  • Делез, Ж. Кафка: за малую литературу [Электронный ресурс] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 114 с. - ISBN 978-5-94193-833-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018071 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018071
  • Кафка Ф. - AUSGEWAHLTE GESCHICHTE. ИЗБРАННЫЕ РАССКАЗЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 189с. - ISBN: 978-5-534-05943-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ausgewahlte-geschichte-izbrannye-rasskazy-441800
  • Квинт Гораций Флакк -. ; Пер. Семенов-Тян-Шанский А. П. - ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 160с. - ISBN: 978-5-534-11195-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/izbrannaya-lirika-444710
  • Маяковский В.В. - Стихотворения и поэмы - Художественная классика - 2019 - 181с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933272
  • Ницше Ф. В. - ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-05538-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624
  • Платон - Государство - Русайнс - 2015 - 324с. - ISBN: 978-5-4365-0254-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917137
  • Платон -. ; Пер. Апт С. К., Соловьев М. С. - ПИР. АПОЛОГИЯ СОКРАТА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-534-06630-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pir-apologiya-sokrata-441955
  • Потебня А. А. - ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 263с. - ISBN: 978-5-534-07145-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/poetika-izbrannye-raboty-422137
  • Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Ю.К. Щеглов; Сост. А.К. Жолковский, В.А. Щеглова. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 576 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-964-9, 1500 экз.
  • Сартр, Ж. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания [Электронный ресурс] / Ж. Сартр. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 162 с. - ISBN 978-5-94193-889-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018077 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018077
  • Софокл -., Еврипид -. ; Пер. Мережковский Д. С. - ТРАГЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-07669-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tragedii-423536
  • Татаринова Л.Н. - Художественный текст в парадигме католической и протестантской культуры (Г.С. Элиот, У.Фолкнер, Ф. Кафка, А. Камю, Д.Г. Лоуренс, Дж. Джойс, Г.Грин и др.): монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-9765-2341-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125422
  • Цицерон -. ; Пер. Федоров Н. А. - УЧЕНИЕ АКАДЕМИКОВ. О ПРЕДЕЛАХ БЛАГА И ЗЛА. ПАРАДОКСЫ СТОИКОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-07500-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/uchenie-akademikov-o-predelah-blaga-i-zla-paradoksy-stoikov-423209

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фуко Мишель. (n.d.). Мысль извне. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmysl-izvne