• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Rhetoric: Between Philosophy and Professional Skills of a Journalist

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of General and Applied Philology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructor


Gusejnov, Gasan

Программа дисциплины

Аннотация

Риторика как искусство речи и прикладная образовательная методика возникла в те времена, когда греки еще не знали письменности. Своего расцвета она достигнет лишь через несколько столетий после того, как письмо станет повседневностью, но далеко еще не вытеснит потребность в разнообразной, живой, познающей и организующей речи. Именно для этих людей и были созданы главные учебные пособия по риторике: диалоги Платона, трактаты Аристотеля и Цицерона, Дионисия и Квинтилиана, записанные речи Лисия и Демосфена, Эсхина и Цицерона. Богатства устного слова мыслились сопоставимыми с неисчерпаемыми кладовыми письма – с целыми библиотеками рукописных, а потом и печатных книг. Мы живем в совсем другие времена. Сейчас владение хорошей письменной речью является достоянием меньшинства, и доля этого меньшинства неуклонно сокращается. Зато расширяется область пост-письменной коммуникации. Здесь признаки устной речи соседствуют с изготовлением карикатур, искусством граффити. Но и люди, практически овладевшие этими новыми навыками, не могут обойтись без искусства риторики. Вот только преподавать этот предмет приходится тоже по-новому: приходится говорить и о том, что на входе в письменно-книжную культуру древности преподавалось отдельно – когда до, а когда и после риторики. Сегодня пишущим и выступающим людям – и любителям, и профессионалам – опыт античной риторики может, - что для многих довольно неожиданно! – оказаться невероятно полезным. Преодолевая традиционно высокомерное отношение к риторике как «пустому говорению обо всем и ни о чем», участники семинара быстро почувствуют и осознают, что методика, выработанная на входе в письменно-книжную эпоху, должна быть переосмыслена и перезаточена под требования наступающей новой эпохи, когда в игру вступили новые медийные инструменты и платформы (интернет, мобильные сетевые устройства, новые визуально-телесные формы авторской работы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - дать журналистам первичные представления о классической риторике, помочь выработать устойчивые навыки применения базовых правил риторики в творческой и рутинной работе..
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание личностного характера риторического высказывания. Анализ интенции говорящего для уяснения смысла текста.
  • Знание базовых постулатов классической риторики.
  • Анализ основных составных частей риторической ситуации: автор и его адресаты, союзники, соперники и последователи.
  • Умение рассказать об основных этапах существования риторики как дисциплины.
  • Приобретение навыков содержательной устной речи.
  • Понимание ценности критического анализа речи и умение применять эту критику.
  • Понимание риторической специфики жанров современной журналистики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1) Авторство: общие правила построения речи и личность говорящего.
  • 2) Риторическая рука, или Пять шагов риторики.
  • 3) Риторическая ситуация в смене исторических декораций: основные категории риторики дописьменной, письменной и постписьменной эпох
  • 4) Основные этапы классической риторики - от Гомера до социальных сетей. Соотношение воздействия и памяти.
  • 5) На чем держится устная речь? Десять категорий Аристотеля и логические квадраты Платона.
  • 6) Критика речи и политического поведения: между авторской экзистенцией и риторическим упражнением.
  • 7) Выбор риторической стратегии в зависимости от жанра.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа по теме 1
  • неблокирующий Письменная работа по теме 2
  • неблокирующий Письменная работа по теме 3
  • неблокирующий Письменная работа по теме 4
  • неблокирующий Письменная работа по теме 5
  • неблокирующий Письменная работа по теме 6
  • неблокирующий Письменная работа по теме 7
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.14 * Письменная работа по теме 1 + 0.14 * Письменная работа по теме 2 + 0.14 * Письменная работа по теме 3 + 0.14 * Письменная работа по теме 4 + 0.14 * Письменная работа по теме 5 + 0.14 * Письменная работа по теме 6 + 0.16 * Письменная работа по теме 7
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Петербургский панегирик XVIII века : миф - идеология - риторика, Николози, Р., 2009
  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
  • Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, Зарецкая, Е. Н., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bindman, E. (2010). The EU’s human rights policy in Russia : more than rhetoric? / Eleanor Bindman. London: Open Democracy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.389449458
  • Charteris-Black, J. (2014). Analysing Political Speeches : Rhetoric, Discourse and Metaphor. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1453945
  • Golunov, S. V. (2013). The Kremlin’s compulsion for whataboutisms : Western experience in the Putin regime’s political rhetoric / Sergei Golunov. Washington/D.C: PONARS Eurasia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.407203133
  • Wortman, R. (2017). The Power of Language and Rhetoric in Russian Political History : Charismatic Words From the 18th to the 21st Centuries. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1602513
  • О пределах блага и зла; Парадоксы стоиков, Цицерон, М. Т., 2000
  • Риторика : учебник для вузов, Хазагеров, Г. Г., 2008