• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Digital Literacy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Volkova, Ksenia


Glazunov, Evgenii


Maximova, Daria


Пальчиков Герман Германович


Serikov, Oleg


Харлашова Кира Эдуардовна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательной программы “Иностранные языки и межкультурные коммуникации”. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные вопросы, связанные с использованием цифровых технологий, в частности, корпусного анализа и цифрового сохранения культурного наследия
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Культурология” и "История искусств" и направлен на формирование начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования текстов различных уровней сложности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбираются в корпусной лингвистике
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
  • Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
  • Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
  • Умеет анализировать результаты квантитативного анализа
  • Умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными
  • Умеет создавать сайты в конструкторе сайтов
  • Имеет базовые навыки визуализации данных
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
    Программное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
  • Компьютерная безопасность
    Виды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
  • Интернет и поиск
    Интернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
  • Корпусные технологии
    Корпус. Типы корпусов и их применение. Работа с имеющимися корпусами. Создание собственных корпусов.
  • Медиаграмотность
    Социальные сети. Цифровой след. Работа с информацией в сети. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
  • Базовые текстовые технологии
    Знакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
    Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
  • Работа с табличными данными
    Знакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
  • Основы работы с данными
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Работа с данными: машинное обучение.
  • Основы создания презентации в Power Point
    Знакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
  • Сбор и анализ данных
    Основы статистики. Виды распределений. Выборка и критерии значимости. Анализ данных. Проверка гипотез. Ошибки и манипулирования при работе с данными.
  • Визуализация и инфографика
    Инфографика и визуализация: типы представлений. Инструменты визуализации. Анализ кейсов. Voyant tools. Canva, Easel.ly, Infogr.am, InDesigne. Визуальные инструменты Excel.
  • Сайты
    Разметка с помощью HTML, CSS. Конструкторы сайтов: Tilda, Wix, GitHub Pages.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля. Экзамен не проводится.
  • неблокирующий Проект 1.1. Офисные приложения
    Этапы проекта: Создание плана проекта, Создание онлайн-опроса, Анализ полученных данных в опросе с помощью таблиц, Создание презентации по итогам проекта
  • неблокирующий Проект 1.2. Средства визуализация
    Этапы: Создание инфографики, Создание сайта. Оценка за проект считается по следующей формуле: 0.75 * (1/3*шаблон сайта + 2/3*итоговый сайт) + 0.25 * инфографика.
  • неблокирующий Защита проекта
    Выступление с презентацией проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Защита проекта + 0.25 * Онлайн курс + 0.3 * Проект 1.1. Офисные приложения + 0.25 * Проект 1.2. Средства визуализация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kristofer Layon. (2011). Mobilizing Web Sites : Strategies for Mobile Web Implementation. [N.p.]: Peachpit Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1545969
  • Slager, D. (2016). Essential Excel 2016 : A Step-by-Step Guide. [Berkeley]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1361984
  • Под ред. Кедровой Г. Е. - ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 439с. - ISBN: 978-5-534-10244-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informatika-dlya-gumanitariev-442471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761