• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Intonation and Syntax

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса предполагается знакомство с базовыми теоретическими основами интонационной фонологии, в частности, с работами, посвященными изучению интонации в русском языке, с принципами инструментального исследования фонологического материала, с конвенциями записи интонационных данных и существующими корпусами, содержащими интонационно размеченные тексты. Собственные исследования студентов в рамках курса могут быть посвящены интонационным особенностям выбранной грамматической конструкции. Предполагается, что основновное внимание будет уделено русским литературным интонационным особенностям «малого синтаксиса», однако приветствуются также исследования по другим идиомам: как другим языкам, так и другим вариантам русского языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теории интонации, с существующими подходами к описанию интонации в конкретных языках (в первую очередь в русском) и с основными понятиями теории взаимодействия интонации и синтаксиса
  • Освоение на практике инструментальных методов изучения интонации, основных средств компьютерной визуализации и методов статистической обработки данных по интонации; приобретение опыта использования полученных навыков в решении конкретных исследовательских задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет основными понятиями, связанными с интонацией, акустическими признаками, звукозаписью.
  • Студент знаком с основными подходами к анализу явлений на стыке синтаксиса и интонационной фонологии.
  • Студент приобретает опыт исследования в области обработки интонационных данных и их интерпретации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетические аспекты интонации: теория
  • Фонетические аспекты интонации: практика
  • Интонация и синтаксис: взаимодействие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в форме доклада с презентацией на 10 минут. Тема доклада может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в презентации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.1 * Доклад + 0.5 * Экзамен + 0.4 * Домашняя работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Daniel Büring. (2016). Intonation and Meaning. OUP Oxford.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gussenhoven, C. (2004). The Phonology of Tone and Intonation. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164285
  • Wichmann, A. (2014). Intonation in Text and Discourse : Beginnings, Middles and Ends. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=813114