• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Action and Aspect"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студентам будет изложено текущее положение дел в аспектологии. Особое внимание будет уделено изучению акциональности: методикам выделения акциональных классов, акциональным системам в языках мира, — а также граммеме прогрессива и её функциям. Студенты познакомятся с классическими работами и современными работами и будут анализировать материал разнообразных языков. Будет дано введение в теорию аспекта Вольфганга Кляйна и рассмотрена полифункциональность граммемы прогрессива в свете этой теории и за её приделами. Курс можно рассматривать как частичное специализированное введение в общую и грамматическую семантику на материале узкой эмпирической области. Таким образом курс дополняет другие курсы программы представляющие более общее введение в семантику ("Теория языка (семантика)", "Современный русский язык (семантика)") и специализированные курсы по грамматическим категориям, грамматической семантике и теории грамматики (научно-исследовательский семинар "Типология грамматических категорий", научно-исследовательский семинар "Семантико-синтаксический интерфейс"). Курс рассчитан на студентов, прошедших курс "Введение в лингвистику". Формы текущего контроля включают два письменных домашних задания, две письменные контрольные работы и доклад по статье на занятии. Итоговая оценка выставляется по результатам текущего контроля. Курс не предполагает экзамена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • студенты должны уметь описывать прогрессив в любом языке с точки зрения разнообразия его семантических функций, а также характеризовать каждую из них
  • студенты должны уметь составлять акциональную классификацию по методике С. Г. Татевосова для любого языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знают о том, какие значения входят в аспектуальное семантическое поле и представляют, вокруг чего будет построен курс
  • Студенты умеют описать аспектуальную систему языка Х
  • Студенты умеют определять акциональные классы предикатов в разных системах нотирования
  • Студенты умеют определять аспектуальный ракурс любого высказывания
  • Студенты умеют определять и описывать функцию прогрессива в данном примере
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Акциональность: краткое введение в проблематику.
  • 3. Акциональность: подходы
  • 4. Аспект: подходы
  • Введение в аспект по Кляйну
  • Прогрессив и его функции
  • 6. Подведение итогов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа по описанию акциональности языка по примерам
  • неблокирующий Доклад или эссе
  • неблокирующий Контрольная работа по семантическому анализу и диахронии прогрессива
  • неблокирующий Письменное домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Доклад или эссе + 0.3 * Контрольная работа по семантическому анализу и диахронии прогрессива + 0.2 * Письменное домашнее задание + 0.3 * Практическая работа по описанию акциональности языка по примерам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011