• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Arabic Language"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках НИСа планируется познакомить студентов с грамматикой арабского языка, во многих аспектах отличающейся от грамматики более привычных европейских языков. Разрывные корни, категория состояния (изафет) - эти вещи, которые мы иногда встречаем в лингвистических задачах, мы посмотрим на реальных примерах. В то же время мы обнаружим неожиданные параллели между арабским и привычными нам языками: оказывается, арабское ударение похоже на латинское, а местоимения напоминают болгарские. И, конечно, познакомимся хотя бы с алфавитом, чтобы испытать такую знакомую любому арабисту радость: посмотреть на арабское слово и понять, что это, оказывается, не просто красивый узор.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение представления о грамматике и письменности арабского языка - одного из самых распространённых в мире языков.
  • Приобретение навыков анализа грамматики неиндоевропейского языка.
  • Совершенствование навыков сопоставления языковых данных "привычных" (германских, романских, славянских) языков и языков других групп и семей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют системой арабских сложных предложений.
  • Студенты имеют большие практические навыки письма и построения грамматических форм на арабском языке.
  • Студенты имеют навыки изменения арабских существительных по числу.
  • Студенты имеют начальные представления о глагольной морфологии и фонетике арабского языка.
  • Студенты имеют начальные представления об арабском синтаксисе и его формальном и дескриптивном анализе.
  • Студенты имеют общее представление о классификации, фонетических и грамматических особенностях арабских диалектов.
  • Студенты имеют общие представления об особенностях и распространении арабского языка.
  • Студенты имеют представление об арабской морфемике и методах описания сложных морфем.
  • Студенты имеют представления об арабской фонетике и именной морфологии и начальные навыки изменения глаголов и имён.
  • Студенты имеют представления об арабском глагольном словообразовании и общие навыки образования пород.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общая информация об арабском языке. Географическое распространение. Типологические особенности.
  • Эмфатические согласные. Типы множественного числа имён.
  • Практическое занятие по чтению и переводу.
  • Сложное предложение. Особенности относительных предложений.
  • Согласование между существительным и глаголом, существительным и прилагательным. Особенности арабского согласования. Формальная трактовка различий в зависимости от порядка слов.
  • Арабская фонетика и письменность: гласные звуки, признак долготы и обозначение гласных на письме: огласовки и буквы. Именная морфология: трёхпадежный тип склонения.
  • Настоящее время глагола. Проблема выделения маркера. Трансфиксы или простые морфемы?
  • Краткий обзор арабских диалектов: фонетические и грамматические различия.
  • Породы глагола: семантика аспекта, актантной деривации, залога и интенсивности. Переходность глагола.
  • Арабская фонетика и письменность: согласные звуки и их обозначение на письме. Глагольная морфология: прошедшее время.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание по образованию форм существительного и глагола
  • неблокирующий Домашнее задание по переводу и построению предложений
  • неблокирующий Аудиторная работа по переводу арабской лексики и словоизменению
  • неблокирующий Аудиторное устное задание по чтению арабских слов и предложений
  • неблокирующий Экзамен по построению форм, чтению и построению предложений
    Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен по построению форм, чтению и построению предложений + 0.15 * Домашнее задание по переводу и построению предложений + 0.15 * Аудиторная работа по переводу арабской лексики и словоизменению + 0.15 * Аудиторное устное задание по чтению арабских слов и предложений + 0.15 * Домашнее задание по образованию форм существительного и глагола
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Арабский язык: аравийский диалект : самоучитель, , 2009
  • Неправильные глаголы арабского языка : грамматический справочник, Яковенко, Э. В., 2000
  • Повседневный арабский язык. Лондонский курс + CD-ROM, , 2010
  • Полный курс литературного арабского языка. Основной этап. Ч. 1: Уроки 1-9, Лебедев, В. В., 2017
  • Полный курс литературного арабского языка. Основной этап. Ч. 2: Уроки 10-18, Лебедев, В. В., 2017
  • Практический курс арабского литературного языка. Ч.1: Вводный курс, Лебедев, В. Г., 2007
  • Практический курс арабского литературного языка. Ч.2: Нормативный курс, Лебедев, В. Г., 2007
  • Русско-арабский словарь, Борисов, В. М., 1993
  • Учебник арабского языка, Ковалев, А. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арабский язык в диалогах, Гаммух, А., 2008
  • Арабский язык. Багдадский диалект, Яфиа Юсиф Джамиль, 2012
  • Грамматика литературного арабского языка, Юшманов, Н.В., 2008