• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Academic Writing (Russian)

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс академического письма на русском языке для студентов программы "Фундаментальная и компьютерная лингвистика" направлен на формирование навыков критического чтения (анализа структуры, содержания, логики, иллюстративного материала статьей по специальности) и самостоятельного исследования с последующей подготовкой отчета о нем. Каждый год центрируется вокруг одной из ключевых тем. Все разделы курса изучаются на материале работ предшественников и в ходе подготовки собственного исследования. Курс завершается защитой исследовательского проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов-лингвистов с основными особенностями научного стиля речи, изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных, формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях, овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде. В рамках курса будут обсуждены особенности следующих жанров: учебное эссе, научная статья, реферат (рецензия), научный доклад, слайд-шоу к докладу. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: цели и задачи научной коммуникации, особенности научного стиля письменных и устных текстов, принципы организации научных текстов; Уметь: применять полученные знания при создании учебных исследовательских работ в письменном и устном форматах; Владеть: основными приемами чтения научных текстов и подготовки учебных исследовательских текстов, а именно работы с библиографией, подготовки плана письменной работы, отбора речевых средств, пригодных для научного стиля речи, подготовки устной презентации текста и вспомогательных материалов к ней. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - различать разговорный, научно-популярный, публицистический и научный стили речи; - выявлять тезис абзаца и тезис текста; - оценивать весомость аргумента. Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Иностранный язык; Теория языка (введение в языкознание); Языковое разнообразие. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Академическое письмо (английский язык); Курсовая работа; Научно- исследовательский семинар; Теория языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает ресурсы для поиска исследований с учетом заданной темы, проверяет надежность источника, собирает информацию об авторе, готовит предварительные библиографические списки по заданной теме.
  • Определяет способы сбора и анализа данных, релевантные исследовательским задачам, по заданной теме, проблеме, предложенному исследовательскому вопросу или заглавию исследовательской работы.
  • Отличает научную постановку вопроса от социальной, формулирует исследовательский вопрос по заданной проблемной области, ведет деловую переписку в академическом сообществе с учетом принятых конвенций.
  • Оценивает заключение чужого текста с точки зрения информативности и соответствия введению.
  • Оценивает предложенные тезисы с точки зрения информативности.
  • Планирует этапы собственного исследования: способы сбора и анализа данных, порядок представления тезисов, аргументов и выводов.
  • Соотносит содержание доклада по прочитанной статье, собственному исследованию докладчика с релевантными вопросами на понимание и на интерпретацию услышанного.
  • Составляет план и черновик аннотации для предложенной статьи.
  • Формулирует варианты заглавий исследовательской работы по исследовательскому вопросу и проблемной области. Формирует списки ключевых слов по заданному тексту.
  • Формулирует цель, задачи, описывает материал и методы его сбора и анализа с опорой на предложенные данные об исследовании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Особенности научного дискурса
  • 2. Выбор темы и заглавия
  • 3. Материал исследования
  • 4. Литература к исследованию
  • 5. Введение
  • 6. Основная часть
  • 7. Заключение
  • 8. Оформление письменной работы
  • 9. Устное выступление и слайд-шоу
  • 10. Что такое вторичные речевые жанры и каково их место в исследовательской работе?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание, доклад по статье
    В течение недели после начала работы по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не предложено иное.
  • неблокирующий письменный ответ на вопрос по статье
    В течение недели после начала работы по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не предложено иное.
  • неблокирующий проверочная работа
    В течение недели после начала работы по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не предложено иное.
  • неблокирующий представление исследовательского проекта
    В течение недели после начала работы по окончании пропуска, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не предложено иное.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проходит в письменной форме, продолжительность 1.5 часа, начинается и завершается согласно расписанию. Студент получает вопрос по эл. почте и по истечении 1.5 часов направляет ответ преподавателю по эл. почте в виде редактируемого файла doc, названного фамилией студента. Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе gmail. К экзамену (по эл. почте) необходимо подключиться по расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: иметь выход в интернет. Для участия в экзамене студент обязан: получить задание и прислать его по эл. почте через полтора часа. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * экзамен + 0.1 * письменный ответ на вопрос по статье + 0.4 * представление исследовательского проекта + 0.1 * домашнее задание, доклад по статье + 0.1 * проверочная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитарного профиля, Солганик, Г. Я., 2005
  • Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, Солганик, Г. Я., 2006
  • Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитар. профиля, Солганик, Г. Я., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762