• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Aksenov, Kirill


Bychkova, Polina


Daniel, Michael


Levin, Ivan


Panova, Anastasia


Cheremisinova, Maria

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике, систематизирует знания об основных научных парадигмах лингвистики 20-го века, тренирует умения ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного. Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
  • знакомство с ключевыми свойствами языка с позиций современных подходов к его изучению
  • знакомство с научно-исторической перспективой преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке
  • знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет базовыми навыками самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи
  • дает определение понятию выборок
  • дает определение понятию социального значения
  • знает основные научные парадигмамы лингвистики 20-го века
  • знает основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка
  • знает примеры сложных коммуникационных систем
  • знает различия между лингвистикой языка и лингвистикой речи
  • знает современные методы и стандарты документирования
  • знает, может ли человек воздействовать на язык
  • имеет представление о разграничении между понятиями норма и узус, язык и речь
  • называет сильные стороны структурализма и его проблемы
  • представляет себе, чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка
  • различает означающее и означаемое
  • умеет дать краткий обзор истории лингвистики в СССР
  • умеет дать определение грамматическому значению
  • умеет описать язык как социальный объект
  • умеет ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют
  • умеет охарактеризовать индексальные и иконические знаки по Пирсу
  • умеет охарактеризовать объяснительную типологию
  • умеет охарактеризовать универсальную грамматику, ее презумпции и импликации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике.
  • Тема 2. Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики.
  • Тема 3. Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии.
  • Тема 4. Европейский структурализм: лингвистика парадигм.
  • Тема 5. Генеративная грамматика: начала лингвистических моделей.
  • Тема 6. Социолингвистическая парадигма.
  • Тема 7. Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация.
  • Тема 8. Корпусная лингвистика: изучение узуса.
  • Тема 9. Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования.
  • Тема 10. Язык и животная коммуникация: пределы подобия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
    Пересдается в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий Экзамен
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
    Пересдается в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий Диктанты по генеалогической классификации языков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * Диктанты по генеалогической классификации языков + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Контрольная работа № 1 + 0.3 * Контрольная работа № 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в лингвистику : учебное пособие / Н. А. Шабанова, С. А. Станиславская, О. И. Соколова, С. М. Федюнина. — 2-е изд., доп. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 71 с. — ISBN 978-5-9765-4249-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123650 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич, А. Я., 2010
  • Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012