• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Introduction to Linguistic Anthropology"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Введение в лингвистическую антропологию» читается на первом курсе бакалавриата образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Пререквизиты курса: базовые лингвистические знания, полученные в рамках курсов «Введение в лингвистику» и «Языковое разнообразие». Формат изучения: лекции, семинары, без использования онлайн курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими основами лингвистической антропологии.
  • Изучить историю развития лингвистической антропологии.
  • Изучить историю гипотезы лингвистической относительности.
  • Изучить основные достижения лингвистической антропологии.
  • Изучить основные понятия и предмет лингвистической антропологии.
  • Изучить основные методы и приѐмы анализа языковых сообществ, принятые в лингвистической антропологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дать критическую характеристику направления «лингвокультурологии».
  • Дать определение ГЛО и охарактеризовать её современное состояние; описать особенности неоконфуцианства.
  • Описать в сравнении особенности полевых исследований в лингвистической антропологии.
  • Описать взаимосвязь между религиями Писания и конкретными языками; между другими религиозными системами и языком.
  • Описать влияние политики и социального устройства общества на язык и обратно; описать связь языка и гендера.
  • Описать связь языка и этничности, а также понятие идентичности и механизмы ее формирования.
  • Описать, как в различных языках выражаются цвет, пространство, время, системы родства, системы счисления; описать различия между наивной и научной картинами.
  • Описать, что такое народная лингвистика и какие мифы о языке наиболее часто встречаются.
  • Сформулировать подходы лингвистической антропологии к описанию коммуникации.
  • Сформулировать различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, «лингвокультурологией», социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Лингвистическая антропология и смежные науки.
  • Тема 2. Мифы о языке и отношение к языку.
  • Тема 3. Гипотеза лингвистической относительности.
  • Тема 4. «Лингвокультурология».
  • Тема 5. Связь языка и смыслов. Категоризации в языке.
  • Тема 6. Язык и религия.
  • Тема 7. Идентичность.
  • Тема 8. Этнография коммуникации.
  • Тема 9. Гендер и язык. Язык и власть.
  • Тема 10. Методы полевых исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.3 * Работа на семинарах + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Перехвальская Е. В. - ЭТНОЛИНГВИСТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-02616-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etnolingvistika-433205

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Санникова, И. И. Этнолингвистика : учебное пособие / И. И. Санникова ; под редакцией А. А. Петрова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 109 с. — ISBN 978-5-9765-2487-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72688 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.