• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Practicum in Neurolinguistics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Zyryanov, Andrey

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Нейролингвистический практикум» направлен на обучение студентов анализу данных нейровизуализации для исследований мозговых механизмов речи. В курсе будут рассмотрены два метода анализа данных магнитно-резонансной томографии: повоксельное картирование симптом-поражение и диффузионно-тензорная трактография. При изучении каждого метода студенты освоят базовые принципы планирования эксперимента с применением этого метода, методы сбора данных, анализ данных для индивидуальных испытуемых, подготовку этих данных к групповому анализу и, наконец, проведение группового статистического анализа. Особое внимание в этом курсе уделяется применению обозначенных методов для исследований речи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить базовые принципы планирования нейролингвистических исследований методами повоксельного картирования симптом-поражение и диффузионно-тензорной трактографии
  • Cформировать навык дифференциации патологической и здоровой мозговой ткани по данным структурной МРТ у пациентов с фокальными поражениями головного мозга различной этиологии
  • Освоить проведение in-vivo реконструкций основных ассоциативных трактов головного мозга, вовлечённых в речевую обработку
  • Освоить подготовку индивидуальных данных структурной МРТ и диффузионно-тензорной трактографии к групповому статистическому анализу, направленному на выявление нейроанатомических коррелятов речевых нарушений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет базовое представление о принципах получения данных диффузионно-взвешенной МРТ
  • Студент имеет базовое представление о принципах получения данных структурной МРТ
  • Студент понимает принципы применения, преимущества и ограничения корреляций «симптом-поражение» в нейролингвистических исследованиях
  • Студент понимает принципы, преимущества и методологические ограничения диффузионно-тензорной трактографии
  • Студент понимает принципы, преимущества и методологические ограничения повоксельного картирования симптом-поражение
  • Студент умеет дифференцировать патологическую и здоровую ткань на структурных МРТ пациентов с фокальными поражениями головного мозга (объемные образования, инсульты)
  • Студент умеет критически анализировать нейролингвистические исследования, проведенные методом корреляций «симптом-поражение»
  • Студент умеет проводить групповой анализ повоксельного картирования симптом-поражение и интерпретировать полученные результаты
  • Студент умеет проводить корреляционный анализ между метриками трактов и поведенческими мерами речевой обработки и интерпретировать полученные результаты
  • Студент умеет реконструировать по данным диффузионно-тензорной трактографии основные ассоциативные тракты, вовлеченные в речевую обработку
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы корреляций «симптом-поражение» в нейролингвистических исследованиях.
  • Реконструкция очагов поражения по данным структурной МРТ.
  • Реконструкция трактов головного мозга с помощью диффузионно-тензорной трактографии.
  • Проведение группового корреляционного анализа между метриками трактов и поведенческими мерами речевой обработки.
  • Проведение группового анализа методом повоксельного картирования симптом-поражение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1 (презентация на семинаре)
    Сдача задания после дедлайна не предусмотрена. В этом случае студент получает 0 баллов за задание.
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (реконструкция очагов поражения по данным структурной МРТ)
    За сдачу задания через 1-2 дня после дедлайна балл снижается на 0,5. При сдаче задания через 3 и более дней после дедлайна студент получает 0 баллов за задание.
  • неблокирующий Домашнее задание 3 (реконструкция ассоциативных трактов головного мозга)
    За сдачу задания через 1-2 дня после дедлайна балл снижается на 0,5. При сдаче задания через 3 и более дней после дедлайна студент получает 0 баллов за задание.
  • неблокирующий Итоговый письменный экзамен (рецензия на статью)
    Экзаменационное задание может быть выполнено дома. Допускается использование любых материалов. Объем рецензии – не более 3 страниц (Times New Roman, размер шрифта 12, междустрочный интервал 1.15) Рецензия должна содержать: 1. Описание исследовательского вопроса 2. Краткое описание использованных методов 3. Краткое описание полученных результатов 4. Критический анализ использованного метода по следующим критериям: 4.1. Насколько полно в тексте исследования описан метод? Т.е. возможно ли, руководствуясь доложенными в тексте статьи параметрами, независимо воспроизвести результаты исследования? 4.2. Методологическая корректность исследования, а именно: позволяет ли выбранный метод ответить на поставленный исследовательский вопрос; корректно ли автор спланировал отбор и обследование испытуемых для ответа на поставленный исследовательский вопрос; корректно ли проведен анализ (обоснован ли выбор тех или иных параметров анализа, статистических порогов, поправок на множественные сравнения и др.) 5. Критический анализ выводов исследования по следующим критериям: 5.1. В какой степени выводы автора поддержаны доложенными данными? Присутствуют ли в тексте необоснованные выводы? Если да, то какие дополнительные анализы позволили бы проверить эти выводы? 5.2. Учитывает ли автор (и насколько полно) ограничения использованных методов при интерпретации результатов? 6. Какие дополнительные эксперименты можно провести для дальнейшего исследования проблемы? Необходимо предложить оригинальный исследовательский вопрос (с опорой на дополнительные исследования по теме) и метод ответа на данный вопрос.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Оценка представляет собой сумму баллов за три домашних задания (максимальное кол-во баллов – 6) и балла за итоговый письменный экзамен, умноженного на коэффициент 0.4 (максимальное количество баллов – 4).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Annette M. B. de Groot, & Peter Hagoort. (2017). Research Methods in Psycholinguistics and the Neurobiology of Language : A Practical Guide. Wiley-Blackwell.
  • Atlas of human brain connections, Catani, M., 2015
  • The Oxford handbook of neurolinguistics, , 2019