• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

45.03.03 Fundamental and Applied Linguistics

Approved by
Приказ №6.18.1.-01/1507-07 от 15.07.2014
Last Update
28.08.2023 решением академического руководителя
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages
  • самостоятельная исследовательская деятельность студентов в рамках научно-учебных групп и лабораторий, поощрение участия студентов в научных конференциях,
  • активная деятельность студентов в рамках проектов по компьютерной лингвистике, в том числе привлечение студентов к компьютерным проектам, осуществляемым преподавателями программы,
  • имеющаяся у студентов возможность участвовать в разнообразных лингвистических экспедициях, 
  • теоретические курсы, принципиально уделяющие особое внимание тематике языкового разнообразия,
  • развитие собственных научных школ (корпусная лингвистика, лексическая типология, русский жестовый язык и т.д.) в Школе лингвистики НИУ ВШЭ, сотрудники которой образуют ядро преподавательского состава программы,
  • сотрудничество с Центром языка и мозга и Международной лабораторией языковой конвергенции НИУ ВШЭ,
  • значительная доля вариативных предметов (особенно начиная с третьего курса), выбор профилей «Теоретическая лингвистика и русистика» и «Компьютерная лингвистика»,
  • регулярные лекции приглашённых (в том числе из других стран) профессоров,
  • возможность стажировок в зарубежных университетах для студентов,
  • инновационные подходы к обучению; в частности, обязательные защиты курсовых в разных жанрах - стендового доклада, доклада с презентацией, доклада с хендаутом (особый тип раздаточных материалов), курсы академического письма (в том числе на английском языке).
     
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускники ОП бакалавриата «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» должны:

  • свободно оперировать инструментарием современной теоретической лингвистики,
  • иметь навыки работы с корпусами текстов,
  • иметь представление о методике проведения лингвистического эксперимента,
  • владеть основными навыками программирования (языки Python, R) и использования компьютерных инструментов в лингвистических исследованиях,
  • владеть основами математики (дискретная математика, математическая логика, математическая статистика),
  • владеть английским языком (на коммуникативном и академическом уровне) и еще одним европейским или распространенным восточным языком (на коммуникативном уровне).

Кроме того, в зависимости от выбранных курсов выпускник может владеть методиками преподавания языков (в том числе русского как иностранного), обладать навыками полевой работы и документации малых языков, работы с базами данных, специальными лингвистическими системами, проведения психолингвистических экспериментов.

Выпускники программы становятся специалистами по автоматической обработке естественного языка, востребованными в области компьютерных технологий, или теоретиками, которые исследуют все разнообразие естественных и искусственных языков. Такие специалисты находят работу в прикладной и академической сфере:

  • в IT-компаниях в сфере обработки естественного языка («Яндекс», «Авикомп», Abbyy и др.);
  • в области теоретической русистики, лексикографии, типологии (выпускники могут продолжить академическую карьеру в магистратуре в России или за рубежом);
  • в образовании и науке (выпускники могут преподавать, в том числе русский язык для иностранцев, и разрабатывать инновационные методики обучения языку, связанные с электронными ресурсами, тренажерами и т.д.).
Programme Modules

Программа имеет следующую структуру учебного плана:
I.    Теоретическая базовая часть.

Базовая часть программы начинается с курса "Введение в лингвистику", а затем строится вокруг крупного курса "Теория языка", включающего несколько подкурсов ("Фонетика и фонология", "Морфология", "Семантика", "Синтаксис", "Современный русский язык". Эти курсы призваны обучить студентов основным понятиям фонетики, морфологии, синтаксиса и семантики и продемонстрировать применение этих понятий как для русского языка, так и для многих других языков мира.

Наряду с указанными курсами программа включает и курсы на два модуля: "Лингвистическая типология", "Социолингвистика", "Нетрансформационные теории синтаксиса", а также одномодульные теоретические курсы "Языки мира", "Грамматическая семантика", "Русская семантика" и др.

II.    Языки.
Программа предполагает факультативное прохождение курса английского языка, а также обязательное прохождение курса одного из европейских или распространенных восточных языков. Обязательной частью учебного плана на первом курсе являются древние языки – латинский и старославянский.

III.    Математика и программирование.
Программа включает курсы по дискретной математике и теории вероятностей и математической статистике, которые, в частности, включают ознакомление с математическим аппаратом, необходимым для проведения корпусных и экспериментальных исследований, а также для изучения формальных теорий языка.
Программирование и обучение компьютерным инструментам лингвистических исследований является неотъемлемой частью первых двух курсов программы. Основным языком программирования, преподаваемым на программе, является Python. Кроме него, также преподается язык R.

IV.    Профили.
Программа предусматривает два профиля, на которые студенты делятся с третьего курса.
Профиль «Компьютерная лингвистика» развивает компетенции студентов, связанные с программированием, а также включает специализированные курсы, посвященные автоматическому анализу и обработке языковых данных.Профиль «Теоретическая лингвистика и русистика» подразумевает обучение дополнительному языку (по возможности предоставляется выбор между славянским языком и восточным языком) или прохождение особого трека по психо- и нейролингвистике, а также содержит отдельный курс по истории и диалектологии русского языка.

V.    Вариативная часть.

Студенты, обучающиеся на программе, имеют возможность выбирать некоторые курсы в соответствии со своими интересами и приоритетами.

Начиная с первого курса студенты каждые полгода (кроме последнего полугодия) выбирают научно-исследовательские семинары (НИСов), в рамках которых проходит ознакомление студентов с узкими проблемными областями или с языками, по которым не проводятся долгосрочные курсы, но которые, тем не менее, могут влиять на лингвистическое мировоззрение студента (например, адыгские языки, языки Сибири; важное место среди НИСов отводится семинару по русскому жестовому языку).

Студенты второго, третьего и четвертого курсов выбирают дисциплины из общего пула предметов, обязательно включающих дисциплины, связанные с методикой преподавания языков, методиками прикладных и экспериментальных исследований.

VI.    Дисциплины общегуманитарного цикла. Майнор. Академическое письмо.

Как и другие программы НИУ ВШЭ, настоящая программа предполагает обязательное обучение студентов отдельным дисциплинам общегуманитарного цикла (история России, экономика, правовая грамотность, основы российской государственности), а также выбор ими майнора – ограниченного набора дисциплин, не связанного непосредственно со специализацией программы.

Программа включает также курс академического письма на русском языке и факультативный курс академического письма на английском языке.

VII.    Проектная работа. Практика.
Собственно проектная работа организуется на третьем и четвертом курсах в виде так называемых «мастерских» («Практикум по проектированию и разработке лингвистических систем и компонентов»). В ходе их работы группы студентов решают конкретные практические лингвистические задачи, направленные на получение видимого результата. Кроме того, программа включает проекты, которые позволяют развить навыки, которым обучают на курсах языков и программирования. На программе предоставляется возможность учебной практики, производственной практики (с привлечением потенциальных работодателей) и педагогической практики. Особое место занимает экспедиционная практика, в ходе которой студенты получают опыт полевой работы.

VIII.    Итоговая государственная аттестация.
Итоговая государственная аттестация проходит в формате государственного междисциплинарного экзамена по направлению и защиты выпускной квалификационной работы.
 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Fundamental and Computational Linguistics'

Go to Programme Contents and Structure