• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Социология» являются ознакомление студентов с актуальными проблемами социологии, методологией проведения социологического исследования, возможностями практического применения полученных знаний, формирование представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях, месте среди других наук о человеке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные принципы и понятия общей и экономической социологии
  • Знать основные методы социологического исследования
  • Знать основные теоретические подходы к изучению общества и его подсистем
  • Уметь критически оценивать мнения и суждения по поводу общества и хозяйства
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Понимает отличие социальных наук от естественных
  • Понимает специфику социологического подхода к анализу хозяйства
  • Понимает особенности сетевого подхода к анализу хозяйства
  • Понимает отличие социологического подхода к анализу рынков от экономического и маркетингового; способен воспринимать рынок как социальный конструкт и различать сетевой, институциональный и социокультурный подходы к анализу рынков.
  • Понимает элементы и общий смысл классического (веберовского) определения государства и его значение при анализе роли государства в экономической жизни. Понимает историчность современной формы государства. Способен определить основные роли, которые современные государства играют в хозяйственных процессах.
  • Понимает сущность неформальной экономической деятельности и идентифицирует ее виды. Понимает особенности социальных отношений в среде неформальной экономики и взаимоотношений "неформалов" и государства. Способен проанализировать причины возникновения и особенности функционирования криминальной экономики.
  • Понимает деньги как социальное отношение и то, как общество создает множественные деньги
  • Способен различать утилитаристский и социологический подход к потреблению. Понимает истоки и функции престижного потребления. Понимает смысл сообществ потребления и общества потребления.
  • Понимает смысл понятия множественности капитализма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социологию
    Социология как дисциплина. Основные направления в социологии: холизм и методологический индивидуализм. Социальный факт, социальное действие.
  • Неформальная экономика
    Понятие неформальной экономики, подходы к ее определению и сегментированию. Парадоксы неформальной экономики (А.Портес). Особенности криминальной экономики.
  • Предмет экономической социологии
    Модели человека в экономической теории и социологии. Формальное и содержательное определение хозяйства. Понятие укорененности экономического действия.
  • Социальные сети
    Специфика сетевого подхода к изучению хозяйства. Сильные и слабые связи. Сила слабых связей.
  • Рынок как форма организации хозяйства
    Множественность значений термина «рынок». Социологическое определение термина «рынок». Экономсоциологические подходы к исследованию рынка. Примеры изучения рынков социологами: рынок страхования и рынок банковских карт.
  • Государство и хозяйство
    Государство в истории: возникновение и перспективы. Ключевые признаки государства. Модели взаимодействия государства и рынка. Старая и новая парадигмы взаимодействия государства и рынка. Системообразующая роль государства в развитии рынков.
  • Социология денег
    Понятие денег. Социальные функции денег. Деньги как социальное отношение.
  • Социология потребления
    Специфика экономико-социологического подхода к анализу потребления. Становление сообществ потребления.
  • Сравнительный анализ хозяйственных систем
    Идея множественности моделей капитализма. Основные модели капитализма. Социальные основания этих моделей. Институциональная согласованность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинарах (неблокирующий)
  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • Контрольная работа (неблокирующий)
  • Эссе (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Результирующая оценка в десятибалльной шкале (О результат) есть взвешенная сумма двух оценок – накопленной оценки и оценки за экзамен. О результат = 0,6·О накопленная+ 0,4·О экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : Учеб. пособие для вузов, Гофман А. Б., 1997
  • Западная экономическая социология : хрестоматия современной классики, Радаев В. В., 2004
  • Избранное: Протестантская этика и дух капитализма, Вебер М., Левиной М. И., 2013
  • Неформальная экономика : учеб. пособие: курс лекций, Барсукова С. Ю., 2009
  • Неформальная экономика : экономико-социологический анализ, Барсукова С. Ю., 2004
  • Общая социология, учебное пособие, под общ. ред. А. Г. Эфендиева, 654 с., , 2000
  • Социология массовой коммуникации : учеб. пособие для вузов, Гостенина В. И., Киселев А. Г., 2011
  • Философия и методология эмпирической социологии : учеб. пособие, Ионин Л. Г., 2004
  • Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев В. В., 2005
  • Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев В. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ рынков в современной экономической социологии : сб., Радаев В. В., 2008
  • Архитектура рынков : экономическая социология капиталистических обществ XXI века, Флигстин Н., Куракина А. А., 2013
  • Классика новой экономической социологии, Хэннан М., Фримен Дж., 2014
  • Сетевые измерения в социологии : учеб. пособие, Градосельская Г. В., Батыгина Г. С., 2004
  • Социальное значение денег : деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы, Зелизер В., Смирнова А. В., 2004
  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм Э., Гофман А. Б., 1995